Сербское видение Даниила

Сегодня мы посмотрим сербскую рукопись начала XIII века, т.е. времен великого св.Саввы Сербского.
"Видение Даниила пророка о царях, о последних днях и о кончине".
Рукопись не закончена и обрывается на рассказе об убийстве Еноха и Илии. Автор дополняет известное сказание из Откровения св.Иоанна Богослова любопытной подробностью - они будут убиты на оригинальном Кресте Господа Иисуса Христа, прямо на Голгофе.
Пришел ангел Гавриил к Даниилу пророку и сказал ему так:
- Даниил, муж желаний, я послан к тебе возвестить тебе и показать последние дни. И положи это на сердце твоем и послушай, что будет в роде человеческом из-за грехов, в которых они живут.
Взяв же меня ангел и поставил на горе высокой, на которой не ступала нога человека и сказал мне ангел:
- Положи это на сердце своем и послушай.
И се, четыре зверя великих исходят из моря, и десять рогов и четыре ветра.
И я сказал ангелу - "Господин мой, что это за четыре зверя, исходящие из моря"?
И сказал мне ангел: это четыре великих царства последних дней. Первый зверь, которого ты видел - лев - это царство Саврово, оно востанет на алтарь, и разрушит и будет держать царство свое сильно и крепко 22 года.
И после его кончине бесстыдным дицом и открыто будет богохульствовать на Бога вышнего и сведет иерея от престола своего и ради его богохульства. И восстанет от рода его и от царства того и изгонит его и от престола его лета три.
И возвратится царь тот и не убьют его, и убоятся его все вельможи его.
И восстанет другой скипетр, от корня его престола, и наречется имя ему Фирнонумь,(θηριονομος) что означает "звериное имя", и он возьмет себе жену от места элладского. И восстанет иной скипетр, от чресл его, имя его пишется греческими буквами, если по гречески, то с первой буквы, а если по латыни, то с восьмой. Он будет царствовать с матерью своей царицей, и с ним будет творить воскрешения (sic). И мать, царствуя вместе с ним, возложит на него руки свои.
Тогда Даниил сказал ангелу: Господин мой, князь ангелов, а что за рога, которые я видел?
-То есть царствие римское, оно восстанет в последние дни.
Но сначала она возложит руки на сына своего, и потом будет царствовать пять лет. Горе же тебе, седмихолмный Вавилон, что в тебе будет царствовать едоносица (в смысле - того, кого вынашивала во чреве, съела)
И тогда востанет иной скипетр -царь от рода готского, который имеет число 800 10 2 1 8 и царство его будет крепко и сильно.
Во дни же его появится народ сильный и будет с ним воевать, и побежит народ от лица его, но потом вернется, и в борьбе потом с ним ослабеет царь тот и в немощи злым образом предаст душу свою.
Тогда другой скипетр восстанет - сын мой Гавриил, маловременен больше всех.
Другой же скипетр восстанет с именем ангела, имеющий престол его, перейдет пять рогов и семь времен.
И потом восстанет другой скипетр и от первой буквы царской и имеющий его престол.
И потом другой скипетр - и возглаголет хулы на Вышнего (Бога) , и за свои хулы погибнет злым образом, и ведут его к ловцу (диаволу)
И после этого восстанет другой скипетр, имеющий имя в e(5) з(6) л(30) а(1) , имеющий престол - начало лютости для всего мира, на земле царства его.
В его дни восстанут четыре царя- два с востока, и два с запада, как ты видел двоих и третьего исходящих и смущающих море.
Они будут воевать друг с другом крепкой бранью и посекут друг друга,как траву полевую, и будет на земле многое нестроение.
И восстанет царь из града Слунча (Солуни) и избиет их и сотворит великую победу, и войдет в Седмиверх и сотворит людям мир, а потом сечение - и блаженны в вере моей почившии.
И пустит с нами в страны западные ,называемые Турниды, города Средца, мучая нас, выйдут и начнут творить обиды. А потом восстанут живущие на том месте и погубят себя мечом и восстанут друг на друга и будет междоусобная брань.
И восстанут два мучителя, первый от востока от того города, а другой от запада от Главнице, и встретятся друг с другом на месте под названием Акродуни , и будут сечься друг с другом, так что крови истечет море.
И придет жена, ворожеей будучи, из окрестностей того города, где в те дни будет стоять знак(знамение) - у Перника и увидев своего брата, будучи матерью, будет бить в грудь и породит своего младенца, обвиет его большой веревкой.
И измаильтяне, войдя на окраину того острова Дуная сотворят многий плен, и когда придут на место называемое Марианый - на Мраки - поставится им тиран на том месте. И дойдя до места называемого Эннеи - Верблюды - будут тут стараться, но не смогут взять.
И сказал Даниил к ангелу:
"Скажи мне, Господин, по какой причине эти скорби придут на весь мир.
И отвечал мне ангел:
"не потому что Бог любит Измаила, дает ему силу владеть римской землей, но за грехи живущих на ней, возьмется иерейская честь и оскудеет жертва от церкви, и будут иереи как миряне в то время , называемое седьмым веком.
Когда же окончится число измаилитов, и власть, которую они держат, опустеет и Персия, и Румыния, и прочие острова, и живущие близ Иерусалима, Лавра же и Сикилия, и они ругаясь, будут говорить: "бегут римляне из рук наших"
Не поведая этого тайно, выйдут из города , котороый называется Тураниды Средца, и найдут тут некоего явленного Богом человека, который перед собой несет меденицу с кусками еды. Его задержат, а имя его Столькофалев и приведут в Акродунь и помажут на царство, которого люди считали мертвым.
Они выйдут на измаилитов с великой яростью и множеством людей и встретят измаильтян на месте под названием Пертон, где два холма, по ту сторону Средца, и сразятся с ними крепкой бранью. И есть на месте том колодец двуустый, как румские коровы, и там измаильтяне смешаются. И предаст Бог их в руки царевы. И потом пустит войска во все стороны и сделает корабельные оружия. И отправит свои силы во внутренние страны Румские (центр Турции) и укоротит русые бороды, и так прогонит Измаила. И тогда исполнится сказанное "яко пес и скимен вкупе поженета се"
Когда царь будет входить в Рум, придет на место под названием Вардия и ему противостанет Лонгий, живущий на том месте, и победив его, войдет в Рум.
И придет на место, где спрятан клад, и ударив своим хрьзаном в медное капище, в котором и спрятан клад, по повелению Божию, откроет его и это золото раздаст народу. Из Рума он изведет множество людей и пойдет в Седмихолмый тем же путем, и на земле не будет никого, кто бы ему противился,потому что Господь Бог с ним.
И услышиится страх царя, которому имя в трех стах глав триста во всех и во всех, и услышав двухсотая голова лютость царя, убежит от него из Седмоверхого во внутренние страны восточные земли и погибнет злым образом.
И востанут десять рогов, каждый очень маловременный, и будут бороться с царем эфиопским, и многие из вельмож их убежат к нему, и десятый рог будет уничтожен будет царем эфиопским.
И с наставшего августа, с первого дня возьмет царство Михаил, и начнут горы расседаться, а рыбы в реках умирать. И Господь будет с ним всегда. И войдет в Солунь с запада и будет держать царство свое всей силой своей, и смирит врагов своих под свои ноги , и скипетр его будет царствовать в Солуни 33 года.
И будет вся его ярость и гнев его на отвергающих Господа, и вся земля усмирится.
И тогда будет такая великая радость на земле, какой больше не будет, и вельможи будут жить как цари, а нищие - как богачи. И отправит на четыре угла всего мира собрать мужей благоверных и боящихся Бога, и мстить за пролитие неповинной крови и поругание церковное.
И будет слово в соборе многом, и сядет царь с ними и будет задавать вопросы, и обновит церковь святых и в образы, и воссоздадут разрушенные алтари, в те времена не будет ни обидчиков, ни обижаемых, и с миром скончается скипетр его, и Господь Бог его упокоит.
И после этого восстанет иной скипетр, в его время восстанет 12 царей, от врат аспида, и вся земля потрясется от лица их и убоятся их люди и бежат в горы, и в пещеры, и многие погибнут, и некому будет хоронить их тел. И не в нечистые страны выйдут из гор, но будут есть плоть человеческую и пить кровь зверей, и едят те нечистые тела мертвых,и земля осквернится их делами. И не сможет им противостоять никто до истечения времени, которое им будет дано, а когда оно кончится, Господь отправит одного из архистратигов, и их всех погубит.
И тогда восстанет царь румский и поселится в Иерусалиме на 12 лет.
И после этого явится сын погибельный. Обнаружится он в веси Хузе в Струмице, воспитан будет в Вифсаиде , а царствовать начнет в Капернауме. По этому и сказано - "Горе тебе Хоразине", потому что там он будет рожден, "горе тебе Вифсаидо", там будет воспитан "И тебе Капернауме"- потому что в тебе будет царствовать.
И когда явится сын погибельный, царь румский взойдет на Голгофу, и возложит свой венец на Крест, и помолится Господу Богу, и воздвигнет руки свои на небо, и предаст царство христианское Богу и Отцу.
И после этого начнет сын погибельный творить знамения и чудеса - источники высохнут, и слунце египетское превратится в кровь. И тогда явятся два мужа, которые не вкусили смерти - Енох и Илия, и поборется с ним князь гибеи - и убиет их на древе, на котором был распят Господь Бог наш, и их души будут взяты от них.
-----------------------
Комментировать тут особо нечего, кроме того, что стоит учесть, что понятие "Рум" - историческая область в Турции, где когда-то был румский султанат вполне возможно надо понимать как "Рим".
Совершенно очевидно, что пророк Даниил это не писал, поскольку
а) он бы дописал
б) в настоящем откровении пророку Даниилу в его книге в составе Писания нет никаких намеков на неоконченность его видения, или обещания дать новое.
в) в рукописи царит какой-то сумбур, который резко отличается от кристалльной неподвижной светозарной ясности библейского повествования, при всей неудобопонятности последнего.
Из этого следует, что кто бы ни писал эту рукопись, солгал, выдав себя за Даниила пророка, и в таком случае ни о каком божественном просвещении, которое единственное может давать прозревать будущее, речь идти не может.
Вызывает вопрос и последовательность событий. Надо сказать, что эта рукопись была написана до завоевания Константинополя турками, "измаильтянами", поэтому автор очень робко и лживо ограничивает турецкие владения Дунаем, забывая сказать и о взятии ими Солуни, и тем более Константинополя, да и всей Эллады. Что настоящий ангел не преминул бы показать настоящему Даниилу.
За всем тем эта рукопись важна тем, что с одной стороны показывает знакомство автора и с пророчеством Льва Мудрого и с "Откровением Мефодия Патарского", с которыми пытается и согласовать свои изобретения.
|
</> |