![](/media/images/top/preview/icpicslivejournalcomgrigvas44802409214839214839_600.jpg)
Сенат и клиентская база
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
![Сенат и клиентская база c5a67f1c4132ea6324e115ed2488cb46 Сенат и клиентская база c5a67f1c4132ea6324e115ed2488cb46](https://ic.pics.livejournal.com/grigvas/44802409/214839/214839_600.jpg)
Если взглянуть на систему управления Республикой, то может возникнуть резонный вопрос: а как столь немногие управляли столь многим? На начало 1 века до н.э. государством, охватившим значительную часть Средиземноморья с миллионами жителей, управляли в моменте не более сотни человек, а весь политический класс государства был едва ли больше 1000 человек. По современным меркам римская система управления была совершенно недостаточна даже для руководства городом, а уж огромной державой тем более! И всё это при том, что Римская республика не имела сильных и разветвленных государственных институтов, цементировавших бы сложившийся строй. И тем не менее, Римская республика была чрезвычайно успешна и довольно стабильна большую часть времени. Так в чем же ее секрет?
![Сенат и клиентская база Сенат и клиентская база](https://seniorlearn.org/latin/graphics/Roman%20Patron%20Client%20System.jpg)
Асимметрия отношений выражалась в том, что патрон мог требовать от клиента выполнения неких услуг, а клиент лишь просить. Но систематическое невыполнение своих обязательств, что клиентом, что патроном было не только основанием для разрыва отношений, но и порицалось обществом. Равно как и действия, которые прямо вредили одной из сторон или принуждение к ним. Тем не менее, юридически возникающих обязательств и последствий отношения патрон-клиент не несли. А при определённой гибкости мышления можно было становиться клиентом нескольких патронов. При этом клиент одного патрона сам мог быть патроном для другого человека, и такая иерархия патрон-клиентских отношений могла быть довольно ветвистой.
Отношения патрон-клиент были выгодны обеим сторонам, хоть и несли некоторые издержки. Для патронов из числа сенаторов сети клиентов были фактически их личной политической партией, готовой поддержать его в любой момент, являясь основным инструментом влияния. Перед выборами патрон сообщал клиентам за кого или какой законопроект они должны голосовать на комициях, нередко контролируя процесс открытого голосования (с чем во второй половине 2 века до н.э. начали активно бороться реформисты). Чем больше сети клиентов были у сенатора - тем больше был его политический вес. При этом и сам клиент мог использовать влияние патрона для политического продвижения - так как поддержка своего клиента на выборах позволяла усилить позиции и получить позже от него более существенные услуги.
Отношения патрон-клиент были возможны и с неримлянами. Политические элиты покоренных или союзных Риму общин становились клиентами римских политиков для того, чтобы те выступали их представителями в Риме. При этом муниципальные или провинциальные клиенты сами становились представителями своего патрона в регионе - его ушами и нередко руками. Они часто становились агентами в финансовых делах римлян, имея с этого немалый доход. В отсутствии действующей бюрократии именно клиенты часто выступали исполнительным аппаратом своих патронов при исправлении ими выборных должностей. Сети патроната охватывали всю Республику, скрепляя на первый взгляд непрочную конфедерацию общин под римским господством целой сетью неформальных связей, приносящих обоюдную выгоду. Фактически лояльность клиента римскому патрону была лояльностью и самой республике.
По этой причине Res publica и была общим делом: только сообща дергая за ниточки своих связей с клиентами, сенаторы могли обеспечить относительно эффективное управление государством. И пока римский политический класс сохранял внутреннюю сплоченность, система работала. А вот когда во 2 веке до н.э. сенат и, в целом, политические элиты начали всё сильнее конфликтовать друг с другом и образовывать собственные фракции, то начало рушиться и единство Республики. Во время внутренних волнений клиенты вынуждены были выбирать: безоговорочно поддерживать тех, кто сейчас имеет официальную власть, или своего патрона, неважно какую сторону он займет. И часто клиенты делали выбор именно в пользу своего патрона.
![Сенат и клиентская база Сенат и клиентская база](https://sun7-18.userapi.com/impg/0E03xjZrR1LRuKQr56MmcD8rstYio2-TCAuslw/7QnW6gJeq4M.jpg?size=807x454&quality=96&sign=1f0390fc0144116655cd25c7d2bf3a55&c_uniq_tag=1UvtoazT191Zw6uXh0kt2BlbY6YEY2nHdcvgBg6dOp8&type=album)
В период принципата влияние патроната, как одной из опор государства, сохранится. Октавиан отлично понимал роль патроната: с одной стороны, клиенты рода Юлиев выполняли для него и его потомков функции наблюдателей на местах, следя за назначенными из Рима чиновниками. С другой - для эффективного управления территорией государства ему всё ещё нужны были сенаторы с их сетями клиентов. Но то, что сенаторы держали у себя в руках ниточки, связывающие всё государство воедино, было совершенно недопустимо, и потому принцепсы будут постепенно создавать свои альтернативные институты, завязанные исключительно на государство - бюрократию. Можно с некоторой долей натягивания совы на глобус сказать, что бюрократия и была имперской клиентелой.
#Герасименко@catx2
#Заметка@catx2
|
</> |