Семья и творчество
conjure — 10.04.2015 В ноябре 2013 года на встречах с читателями в Москве и Питере мне многократно задавали вопрос, какая книга будет следующей. Тогда у меня уже вышли "Профессия - иллюстратор" и "Разреши себе творить", и я даже не подозревала, что следующими станут "Рисуй каждый день" и раскраска для детей "Бесконечная книга Тами и Сами". Поэтому честно рассказывала о совсем другой книге, так как действительно уже тогда усиленно работала над ней. Наверняка те из вас, кто был на осенней встрече со мной в Москве, ещё помнят, что я даже подробно рассказывала, о чём она. Но так получилось, что эту книгу пришлось отложить. Просьбы читателей выпустить книгу, посвящённую проекту "365 зарисовок", а так же уговоры издательства "Манн, Иванов и Фербер" изменили мои планы.Теперь же всё стало на свои места, и прямо с начала этого года я возобновила работу над той моей книгой. Я специально не буду напоминать, о чём она - время ещё не пришло рассказать, каким чудесным образом работа над ней изменила меня и мою жизнь. Но поговорить о каких-то темах из неё ужасно хочется!
Например, семья и творчество. Это, пожалуй, одна из самых больных тем у художников. Когда 7 лет назад у меня родился сын, всё, вот буквально всё стало с ног на голову. Причём одни тревоги сменялись другими, но одно оставалось неизменным - угрызения совести, когда я садилась рисовать, забывая хотя бы на время о семье и об обязанностях, сваязанных с ней.
А сегодня наткнулась на профиль в Интстаграме одной очень талантливой художницы, которая выиграла в последнем из конкурсов издательства "МИФ" мою книгу "Рисуй каждый день". У неё недавно родился ребёнок, и она сообщила, что всё, лавочка закрылась, картинок больше не будет. Потому как порисовать она ещё успеет, когда малыш вырастет, а вот детство у него всего одно и хотелось бы провести его с ним. Он 100% потом оценит. И ещё прибавляет, что да, оооочень хочется рисовать, но пока, мол, надо забыть об этом.
Я знаю, что рисующих женщин с появлением детей накрывает шапкой забот, тревог и обязанностей куда больше, чем коллег-мужчин. Например, один художник, у которого я спросила мнения для моей новой книги, честно сказал, что его жена все 16 лет растила сына сама. Ему просто некогда было - он же иллюстратор. Я знаю и другие примеры, когда мужчина-художник вдруг стал нянькой и домохозяйкой. Но это скорее огромное исключение. В основном именно судьба женщин зависит на все 100% от семейных перемен (даже когда женщина осознанно жертвует материнством ради творчества). Ясно только одно, что от решения посвятить себя детям и задвинуть творчество страдают все одинаково сильно.
И когда я слышу, что женщины-художницы бросают всё, чтобы растить потомство, то могу принять и понять это только тогда, когда для них творчество просто теряет смысл, потому как желанные дети заполняют эту нишу. У меня, к примеру, есть подруга, у которой четверо детей - 14, 8, 6 и 4 года. И она ещё малышей хочет, но боится уже рожать в 42. И вот она - как электровеник, и всё в её жизни строится вокруг детей и их потребностей! У неё реально в качестве машины - микро-автобус! Без него никуда. Микро-автобус шныряет между секциями и магазинами, зоопарками и школами-детсадами. Стиральная машинка вкалывает без остановки. Плита на кухне не успевает остывать. Впрочем, как и тряпка с пылесосом. И она, моя подруга, одна из самых счастливых женщин на свете! Но всё потому, что она живёт своим призванием - детьми. Она всегда хотела большую семью. Хотела заботиться о ней, учить, наставлять, радоваться, жить.
У меня же всё было наоборот. Я с трепетом ждала появления детки и люблю его всем сердцем (если вообще то, что я испытываю по отношению к ребёнку, можно описать словами), но моё призвание - искусство. Поэтому когда он родился, я стала зашиваться, пока в какой-то момент не поняла, что не могу так больше и не хочу! Не могу существовать между пелёнок, подмываний попок, вскармливаний и бешанных недосыпов. Не могу быть просто биологическим костыликом чьей-то жизни, пусть даже очень дорогой для меня. Плюс я совершенно не знаю, оценит ли ребёнок мою жертву, если я брошу творчество и посвящу себя ему. Скорее всего, что нет, потому что он не просил об этой жертве, а упрекать его позже - не мой стиль. Но я точно знаю одно. Счастливая мама, занятая любимым делом, принесёт ребёнку больше, чем бесконечное держание на ручках и долгие прогулки в песочницах.
Поэтому я садилась и рисовала, писала, создавала, хотя угрызения совести душили иногда до слез. Пока ребёнок был совсем беспомощным, я была вынуждена позаботиться о его благополучии. Однако как только он был сыт, сух и выгулян - ставила рядом с собой кушетку или раскладывала прямо на полу одеялки с детскими висюльками и оставляла его заниматься самого. Переговаривалась с ним жестами и взглядами. А сама в это время рисовала.
Когда он научился сидеть - подтягивала к рабочему столу его стульчик и давала ему лист бумаги и кисть. Он измазывался весь, как чертёнок, но а на что нам ещё вода и ванна?
И сейчас научила его, что есть время, когда мы читаем и лепим-рисуем, когда я стою у плиты или убираю в доме, а есть время, когда я занята только тем, что нравится мне! Потому что у него всего одно детство, а у меня всего одна жизнь. Я не знаю, как оно всё будет. Может не будет у меня никакого "потом порисую", потому что меня не станет. Я не могу сидеть и ждать, пока он вырастет. Ведь может случиться всё, что угодно. Даже война, как показали события последнего года. И потом, я хочу, чтобы он рос именно со мной - с тем человеком, который я есть, а не с тем, который научил себя терпеть и ждать, что завтра может стать лучше.
А что у вас? Как вы совмещаете или совмещали семью и творчество?
|
</> |