Семья и школа. Беседа, немножко перекомпонованая и чуток отредактированная. Не
vryadli — 17.01.2024 а токмо для связности. То есть не дословно передано, но надеюсь без клеветы и наветов.- там дети воспитывались наставником, без родителей(которые покоряли космос).
- А я считаю это кромѣшнымъ ужасомъ и чернымъ кошемаромъ.
- Но если родители не в космос, а в монастырь? Или на государеву службу?
А если брать шире, я думал, что для христианина даже самые кромешные ужасы не кошмарны. Ну разве что денежку от бога утаить.
- Тамъ дѣтей забираютъ автоматически, если я правильно понимаю.
- Нет, не если, а действительно не очень правильно поняли. Не автоматически забирают, так же как в монархиях детей передоверяли нянькам, дядькам, гувернерам и... о, кошмарный ужас, интернатам! не автоматически, а когда была возможность. Например: Шесть лет (1811—1817) Пушкин провёл в Императорском Царскосельском лицее
Да и стихов про родителей я у Пушкина не припоминаю. Вот Есенин, тот да, вспоминает не няню, а маму.
Но правда тут что понимать под "автоматически". Вот в СССРе в ясли в городах автоматически отдавали? Нет ведь? Были же редкие исключения? Так и серии "Полдня" были редкие исключения, когда родители искренне верили, что ребенку постоянно жить с ними будет настолько лучше, чем с ровесниками и профессиональным педагогом, что готовы были на необходимые ограничения в работе. Я сейчас не буду все тексты шерстить, но готов поспорить, что по крайней мере один случай такой мамы описан.
- Вообще я не очень понимаю, при чемъ тутъ дворянское воспитанiе. Да, семья привычнаго намъ образца — крестьянско-буржуазнаго происхожденiя. Что Стругацкiе ее ненавидѣли, вполнѣ очевидно изъ "Гадкихъ лебедей". (Даже ѣсть дома — не comme il faut, напомню).
- К тому, что хочется понять в чем конкртетно такая уж кромешность ужасности аньюдинского воспитания. А понять такую вещь я могу только в сопоставлении с историческими и этнографическими примерами.
-------------------
Ну, такие очевидности в глазах смотрящего. Точнее, впрочем, в его сердце, которому не прикажешь.
Так-то бедняги-родители нарисованы даже с большей симпатией, чем новая раса. Они скорее видели ее — и многих других сущностей даже самого развитого на тот момент общества— неизбежные ограничения, пытались их показать и как-то проанализировать.
- Въ этой семьѣ за домъ отвѣчала женщина. А женщина въ домѣ — это кухня, спальня и дѣтская. Дѣтскую Стругацкiе изъ дома рѣшительно выносятъ. Кухню замѣняютъ на кафе. На одной спальнѣ домъ не удержится.
- Не знаю, может у Вас и была детская и сейчас есть. А за дом женщина отвечала и отвечаеи. У меня была 2-хкомнатная на двоих, а жена такой человек как и я (разумеется это и наоборот тоже, но конечно я куда более ленив) . Да с детьми отношения скорее на равных, чем по крестьянско-буржузаным обычаям.
Наверно отсюда такая разница в восприятии Полдня... Или по крайней мере сильно добавляет к разнице.
Уверен, что и крестьянско-буржузные нюансы если ковырнуть, то в оношении к ним тоже немаленькая разница. Многие варианты 19-го века для меня не кромешный ужас, но изрядко жутковаты.