Семинар А. Зорича «Сексуальность в фантастическом тексте: близость и воображаемое».
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Если выделять тезисно наиболее значимые и заинтересовавшие меня моменты, то получится:
1. Потребитель фантастической литературы, хотим мы того или нет, эмоционально незрелый человек. Подросток, не важно, какой у него биологический возраст 14 или 40. А подросток в одной стороны желает проникнуть в «запретную зону», темой эротики и секса живо интересуется, с другой стороны, во многом не готов его получить в литературном произведении. Секс в литературном произведении подроста пугает, а пугаться он не очень хочет.
2. Сейчас есть тенденция к пропаганде вседозволенности в сексуальных отношениях, пропаганда толерантности и изыскание новых способов и форм удивить читателя. Но читательский спрос он ,как маятник, в ближайшее время наступит переедание и откат в пуританство. Неинтересно писать о том, что можно все. Очень скоро возникнет потребность в литературных произведениях, так или иначе обыгрывающих определенные сексуальные запреты.
3. Почти полностью ушла из фантастической литературы такая форма передачи сексуальности, как платоническая любовь. Это было широко распространено в советской фантастике. Любовь к некому, нередко недостижимому идеалу. Очень интересную версию на этот счет выдвинул Лео Каганов. Мы живем в мире потребления. Человек хочет получить все здесь и сейчас, немедленно. В то время как в советское время неудовлетворенные потребности (любые) были в целом нормой. И изменение социального строя привело к тому, что ни читатель, ни писатель не хочет любви к нереальному объекту, которая не может перерасти из платонической в физическую.
В общем, лекция, на мой взгляд, была очень занимательная и жаль, что свернулась быстрее, чем могла бы. Тем для обсуждения и не затронутых моментов сталось много.
Все выше написанное не мое мнение, а обобщение. Я не со всем согласна и сейчас попытаюсь объяснить почему.
1. Почему-то упорно динамится одна отрасль фантастической литературы. В СССР не было секса, а в русской ФиФ нет такого поджанра, который можно охарактеризовать, как ЛР+Ф. На самом деле у нас ярких представителей этого жанра почти нет, а вот на западе, чего стоит одна Лорел Гамильтон и многие ее последователи. Я полностью согласна с мнение Зоричей по поводу классической ФиФ литературы. Да возможно, в целом, фантастика лучше воспринимается, как асексуальная литература. Да, возможно, те, кто хочет почитать про сексуальность, пойдут читать ЛР, но не факт. Мне думается, что будет дальнейшая интеграция ЛР в ФиФ, это отдельный поджанр со своими законами и правилами, думается, его популярность будет расти – сейчас это вампирские романы, потом будет что-то другое. И вот в этом поджанре эротизм и сексуальность не являются отвлекающем моментом, а очень даже обоснованы.
2. По пункту два согласна полностью. Но я не вижу в современной российской фантастике сексуальности и эротизма. Или этого так мало, что можно не брать в расчет. Чаще всего сексуальность в отечественной ФиФ - это эротические фантазии того самого незрелого и закомплексованного подростка, к тому же и написанные так, что читать не возможно. Поэтому речи о переедании, на мой взгляд, не идет. Это если мы берем именно литературу ФиФ. По крайней мере, я не встречала книг качества и характера той же Л. Гамильтон. Хотя западных аналогов море. У нас как вышло, что эротизм в фантастике – это удел МТА, а отсюда все ошибки и недостатки присущие МТА. Как только автор становится более или менее профессиональным, как только его книги выходят на другой уровень, они становятся асексуальными. Мне не понятно почему. Быть может, здесь правы Зоричи, которые считают, что асексуальная книга ФиФ в целом более успешна, чем сексуальная. Не знаю. Но мне, если честно хотелось бы видеть хорошие и качественные фиф книги, в которых будет присутствовать сексуальность и эротизм. Безусловно, есть книги, в которых этому явлению места нет, просто по характеру и стилю подачи. Не нужно пихать эротику туда, куда она не вписывается. Но замалчивать и нарочито убирать сексуальные моменты от туда, где они гармонично вписывают – преступление.
3. С третьим пунктом я согласна почти на сто процентов. Единственное, ч то могу добавить. С одной стороны мы живем в век потребления (хочу все сразу и сейчас),а с другой, лично на меня, как на читателя, больше всего производит впечатление, когда автор, как бы обещает мне ,«я дам тебе, то что ты хочешь, но…» И вот чем это «но» весомее и закрученнее, тем я ,как читатель, с большим увлечением поглощаю книгу.
Наиболее яркий пример я бы нашла в сериалах. Известный и мегапопулярный «Дневники вампира» (мы сейчас не говорим о то, кому он нравится, а кому нет, этот проект пользуется бешенным успехом, который не зависит от мнения одного индивида). Так вот в нем как раз очень хорошо обыгран принцип «мы дадим вам то, что вы хотите, но…». Те, кто смотрел, меня поймут и это касается не только взаимоотношений в любовном треугольнике, а вообще многих сюжетных ходов.