Семь сестер и принцы Апельсины - 4
qebedo — 19.03.2020 Бойтесь английцев, фигню приносящихИтак, в 1584 году Виллем Молчаливый трагически погиб от рук наймитов иезуизма в неравной борьбе за дело лютеранизма-кальвинизма на территории отдельно взятых Нидерландов. Старший его сын и законный наследник Филипс Виллем был с малолетства в испанских узилищах, к тому же правоверный католик (кто бы ему позволил лютер-кальвинствовать в узилищах-то!). Его после смерти отца из узилищ выпустили, но дальше Испанских Нидерландов пускать не хотели. Да и в Семи Провинциях прямо не спали, как хотели статхаудера-католика опять, ага... В общем, во главу семьи встал второй сын, Мориц фон Нассау-Диллинген. Но поскольку было ему об ту пору всего-навсего 16 лет, голландцы как-то заопасались - Божественное Провидение-то да, конечно, и из петуха полководца сделает, но тут испанцы ломят! Буквально через год, в 1585 году, "блудники вавилонские" схватили в свое "блудилище вавилонское" град Антверпен и с криками утащили... Тень большого мохнатого собакообразного из отряда "песец" простерлась над Семью Провинциями. Стране срочно требовался заступник.
Йуный, йуный Мориц...
И тут практически как в песне группы "Аквариум", из леса выходит старик, с бородой и при всех нидерландских делах - Йохан ван Олдебарневелт. Он еще при Виллеме Молчаливом прокрался на пост великого пенсионария и, собственно, превратил его в ту важную должность, каковой он с тех пор и являлся. Олдебарневелт откашлялся и сказал: мы, мол, все горой за юного Морица, но пока он подрастает, я... нет, сам я ничего делать не буду, я позову англичан. Потому как они хоть и не совсем лютер-кальвинцы, но что-то вроде того, и давно уже обещают спасти всех нас из пасти имперско-иберского зверища. И сказано - сделано, тут же поскакали через море к матушке-королеве Елизавете (она еще не в курсе была, что Первая, да и все англичане еще лет как 350 не догадаются), челом бить и перемоги просить супротив гидры континентального империализма.
Йохан ван Олдебарневелт,
Матушка Елизавета была не только, вопреки всему нынешнему синематографу и шоу-бизнесу, страшненькая, но еще и довольно часто глуповатая. Иначе почему послала с 6000 солдат и всяким полезным припасом не состарившегося в походах и боях какого-нибудь генерала, или на худой конец, адмирала (уж этого-то добра у нее было как лечебной грязи), а своего петтинг-клоуна Роберта Дадли, графа Лестера? Уровень его умственных способностей хорошо иллюстрирует тот факт, что королева практически всю жизнь обещала "завтра выйти за него", и он каждый день верил... Правда, Виллем Молчаливый как бы с графом дружил и использовал, чтобы получать из Англии всякие ништяки и плюшки "за верность
Граф Лестер, которому всю жизнь обещали, да не
Итак, в декабре 1585 года граф Лестер (потративший, кстати, 25 000 своих кровных фунтов на "общее дело") и его 6000 солдат высадились в Голландии. На радостях Генеральные Штаты тут же провозгласили его генерал-губернатором Объединенных Провинций, а юного Морица попросили отойти и в сторонке пока постоять. Видимо, граф хотел таким образом показать своей "корольчихе", что он теперь тоже - "как бы король", и пора бы уже фигней-то перестать страдать и иттить замуж. Елизавета, как любая порядочная "недавалка", прислала полномочных представителей для устроения скандала - что тут за фармазон творится, мои подданные графы тут какими-то губернаторами независимых провинций объявляются! После криков по переписке и воплей через посланцев уговорились, что никакой Лестер не суверенный правитель, а так - уполномоченный народом и парламентом поисполнять тут обязанности... Роберт был в очередной раз обижен своей "зайкой" до глубины души.
Однако пока шли все эти препирательства, испанцы злобно продолжали налезать, не сильно-то испугавшись 6000 англичан, которых пооттесняли и в 1586 году взяли еще один город - Граве. Лестер был взбешен и казнил команданта крепости, вызвав у добропорядочных бургеров культурный шок - у нас так дела не делают! И вообще, мы для чего звали-то, чтобы наши города испанцы оттяпывали, что ли?! В общем, состоялось размежевание - провинции Утрехт и Фрисландия (которые кальвинисты) одобряли Дадли, а провинции Голландия и Зеландия (которые лютеранцы) - "не одобряли". Поцапался Лестер и со своим английским заместителем Джоном Норрисом. А другой знатный британский командир, Вильям Стэнли, взял да и переехал с 600 соратников в Испанию на ПМЖ - потому что, как внезапно оказалось, был католиком (кто, спрашивается, проверял перед отъездом зарубеж его личную карточку?)!
Третий знатный англичанин, Филипп Сидни, умер от раны даже не в бою - в мелкой перестрелке на три перепука из пистолетов на конях. В общем, после того как герцог Пармский Алессандро Фарнезе захватил еще и Слюйс, королева Елизавета решила, что дожидаться, пока его "милова друга" попрут под зад коленом неразумно, и в декабре 1587 года узвала обратно к себе - мол, вот уже плывет совсем к нам Великая Армада, надо кому-то супостата-то отражать. Глупый Лестер снова купился на этот фантик и сказал Объединенным Провинциям "гудбай!". За ним потихоньку оттянулись назад и все прочие англичане, которых еще не поубивало - родину-то надо защищать, оно важнее.
|
</> |