«Self Study: Заметки о шизоидном состоянии»
orden_bezdna — 18.08.2024Подобно религиозным затворникам былых времен, мы все «удаляемся в свое личное пространство и проводим день, бормоча светские молитвы»
Выходит новая книна философа Дэвида Кишика. Self Study. Заметки о шизоидном состоянии. М.: Ad Marginem, 2024
Профессор бостонского Эмерсон-колледжа и академический исследователь, писавший о Людвиге Витгенштейне и Джорджо Агамбене, решил посвятить очередную работу прояснению природы состояния полной изолированности и одиночества, то есть своей шизоидности .
Акцент в понимании философии именно как осуществляемого дела перекликается с тем, как Кишик каждое утро стремился найти в себе и окружающем мире следы шизоидного поведения. «Я стремлюсь к тому, чтобы этот текст стал своего рода философским селфи, а не концептуальным дикпиком», — пишет он.
С самого начала автор «Заметок...» движется в двух параллельных направлениях, между которыми создается напряжение книги: первое — вовнутрь, то есть вглубь самого себя; второе — вовне, то есть к интеллектуальным контекстам прошлого и настоящего.
Так, чтобы нащупать шрамы детства, запустившие раннее созревание шизоидного типа личности, он спокойно выворачивает себя наизнанку, когда вспоминает, как его дедушка по отцовской линии оказался перемолот станком, а дедушка по материнской линии повесился в саду. Чтобы прояснить содержание своего нарциссизма, он открыто исследует природу своей сексуальности и размышляет над опытом открытых отношений с супругой. А чтобы выявить в себе черты ребенка, ищущего спасения в изоляции перед лицом угрожающего мира, он бросается в метания о том, почему они с женой выбрали путь бездетности.
Шизоиду, по мнению Кишика, характерна отстраненная или — этому в книге посвящено множество ходов — абстрагированная позиция по отношению к миру, людям и самому себе.
Кишик настаивает, что «отступающая» позиция шизоида в корне своей трагична, поскольку является «самопричиненной социальной смертью, пусть и в самоуверенном обличье стоического существования». Чтобы это показать, он, к примеру, обращается к образу кокосового ореха, который «требует прочнейшей скорлупы». Усилия, направленные на создание этой оболочки, по своей природе аскетичны: в мире нужно постоянно держать себя под контролем, чтобы не оказаться уязвимым, а вдали от мира заниматься неустанным самоисследованием.
«Практика самоограничения», к которой прибегает шизоид, неизбежно превращается в «самопритеснение». «Подобно героям Кафки, самому Кафке и многим другим, я по большей части жертва своих собственных действий», — заключает он.
«Homo schizoid — это машина, которая производит все дуалистические разделения на свете в качестве прямого ответа на психический стресс». Кишик считает, что расколотость мира на субъект и объект делает неумолимым выход на сцену шизоида. «Никто не является индивидом (in-dividual) в буквальном смысле бытия — неделимым (indivisible)», следовательно, дистанция между людьми оказывается запрограммированным явлением, и она вместе с жизненным опытом только усиливается.
Изначально доверчивый взгляд на мир ребенка сменяется тревожным под воздействием травм и потрясений взросления. И в какой-то момент неурядицы, потери и удары судьбы выматывают человека настолько, что его психика ломается, и бегство от эмпатичной и эмоциональной коммуникации становится спасением.
Вот почему Кишик полностью разделяет позицию британского психоаналитика Роберта Фэйрберна, который считал, что «все [люди] без исключения должны рассматриваться как шизоиды», так как «фундаментальное шизоидное явление — наличие расколов в эго».
Отрывок из книги — https://gorky.media/fragments/v-strane-shizoida-avtor-avtofikshena-korol-ili-koroleva/