Сексуальные обычаи давних украинцев
varjag2007su — 30.06.2024 Перевод машинныйСАМЫМ ДЕЙСТВЕННЫМ СРЕДСТВОМ КОНТРАЦЕПЦИИ БЫЛ ЦЕРКОВНЫЙ ПОСТ
"КУПАЛУ НАЗЫВАЮТ "СОБОТКОЙ", ТО ЕСТЬ "СОБЫТИЕМ", СОВМЕСТНЫМ СБОРОМ. Сюжеты купальских песен связаны с традиционной эротикой на игрищах, с обязательным купаньем и с отголосками жертвоприношений дэвушек божеству реки", – пишет Борис Рыбаков в книге "Язычество древних славян". Действительно на праздник Ивана Купала – 7 июля – устраивали оргии?
– О такое начали писать историки-романтики в конце XIX века. Царило национальное возвышение, а еще – увлечение античной мифологией. Вот и пытались привязать ту традицию к нашей. Тот же Рыбаков – не документальное источник. Он реконструктор, который работал по заказу советской власти. Никаких достоверных сведений об оргии на Ивана Купала не имеем. Вместе с тем еще в XVII веке священники сетовали, что молодежь в эти дни сбивается и развращается. 22 июня – летнее солнцестояние, время наибольшего буйства природы. В этот период люди могли делать то, что было запрещено в другое время. Собирали травы, прыгали через костер, возможно, катались по земле. Сомневаюсь, что доходило до чего-то большего.Однако о своих притулы и первые разы люди любили говорить, и сейчас охотно вспоминают. Бывает, приходишь во время экспедиции – бабка при смерти лежит. Начинаешь расспрашивать "про это" – оживает, глаза горят. Садится на лавке и рассказывает.
Почему больше предрассудков в народной традиции связано с женской физиологией?
– Женский организм живет циклами, поэтому всегда был загадкой. Появление месячных – это маркер, что девушка уже может выходить замуж, беременеть и рожать. Только менструальную кровь считали нечистой. Соответственно, женщина и девушка в дни месячных – тоже нечистая. В "эти дни" эй желательно было сидеть дома. Не допускали к хозяйке. Если придет на роды – нанесет вред младенцу. Повитухой не могла стать женщина, у которой бывают месячные – даже если ей уже за 60 лет. На похоронах появятся также запрещали. Если этого невозможно было избежать, должна была держать при себе оберег: изделие из хлеба, зерно, красную ленту или что-то железное – иглу или гвоздь.
Белья не носили. Ближайшей к телу была рубашка из натурального полотна. Месячные часто называли "рубашня", потому что пятна крови невозможно было отстирать. Девушки пытались скрыть свою месячную кровь, а замужние женщины могли ходить в обльопаних рубашках. "И так подтерлася и пошла", – говорили мне.
Менструальная кровь считалась опасной для противоположного пола. Она вытекает из влагалища, которую считали каналом в потусторонний мир, что может затянуть в себя и укусить. Соответственно и кровь, которая выходит "оттуда", – грязная и опасная. Если ее примішати мужчине к питью, то можно было очаровать его на всю жизнь. Так же нечистой считалась кровь, вытекшую во время рождения ребенка. Женщина после родов 40 дней не выходила на люди.
Зато кровь после дефлорации считался священной.
– Перед тем как девушка выходила замуж, ее проверяли на девственность. Это делали в воскресенье вечером на усадьбе молодого. Новобрачных после праздничного стола провожали в кладовую и стелили им простыню. На осуществление акта давали не больше получаса. Ждали под дверью, распевая неприличные песни типа: "Ой на горе куры гребут, а в кладовке молодые їбуться. И не кишайте, и не гакайте, сыпьте ей семья, чтобы привыкла к нашему петуха". Или поприличнее: "Не иди, девушка, в поле: там тебя бугай сколе длинным шестом, не будешь девушкой".Если человек от волнения и шептание за дверью не мог справиться, это мог сделать его старший дружко – как правило, близкий родственник. Когда такого не было, за работу брались свахи – пальцами "добывали калину". Рубашку или простыню с кровью торжественно носили по селу, даже вывешивали на шесте. Считали, что кровь честной невесты принесет в дом урожай и долголетие. Иногда той окровавленной холстиной трепали над овощами – освящали ее на урожай.
Если невеста оказывалась нечестной, ее высмеивали, могли даже побить.В то же время у украинцев существовал обряд притулы – совместное спание девушек и парней на вечеринках. Как так?
– О притулу говорили: "обмакнуть кончика". Это не секс, а такое что-то, наполовину. Конечно, не всегда так получалось. Полового воспитания не было. Случалось, девушки беременели и сами не понимали, как к ним этот ребенок "прицепилась". Вступить в половую связь – по любви или по незнанию – не боялись. Страшно было забеременеть. Ибо ответственность за это возлагалась только на девушку. "На козаку нема знаку" – парня община могла максимум побить. А дальше женись на ком хочешь.
Жизнь девушки менялось кардинально. К покрыткам – женщинам с внебрачным ребенком – относились враждебно. Это были потенциальные любовницы для женатых мужчин. Потому что живет сама, в хозяйстве помочь некому, да и секса хочется. Покритку не приглашали на свадьбу, чтобы случайно не запрограммировала такую же судьбу невесте. Жениться на ней мог только вдовец.
Родители не чинили препятствий, чтобы их дети не ходили на притулы?
– Люди понимали, что молодежь должна где-то получить половой опыт. Мне на Харьковщине говорили: "Мы детей на вечерницы иногда сами отправляли". Потому что зимой на печи спит баба, на скамейке – дед, а взрослые дети – с родителями рядом. Так и до инцеста дойти могло. Проще было отпустить молодежь. Парадокс: на вечерницы ходить можно было, а когда видели, что парень и девушка где днем стоят и говорят – разгоняли и ругали. Это считали неприличным. Молодые люди могли спокойно пообщаться только в воскресенье после церкви.
Ребята были мобильнее за девушек. Могли ходить от деревни к деревне или от угла до угла – если село было большое. Девушки сидели в своем углу и ждали, когда к ним придут. Для этого прибегали к суевериям – варили кашу в горшке, закапывали его в углу на распутье. Когда ребята приходили к ним на посиделки, каждая старалась показать, какая она хозяйка, как хорошо танцует, шьет, и что с ребятами "ночует". Потому что тех, что шли домой, не так охотно сватали. А в девках засидеться никто не хотел.
В каком возрасте вступали в брак?
– Для девушек оптимальными считались 15-18 лет. До этого времени нужно было успеть найти тебе пару. Так же подрастало еще младшее поколение. Случалось, что приходят свататься к младшей, а им ставят старшую: "Какая вам разница? Она из одного рода, с таким же приданым. Зачем вам Марина? Берите Аграфену".
Ребятам давали больше времени – до 20 лет. После этого их уже называли перестарками. Неженатые и незамужние имели очень низкий статус. Не всегда под венец шли по любви. Действовали прагматично: он трезвенник, она трудолюбивая – почему не жениться?Как предотвращали беременности?
– Самым простым средством контрацепции был незавершенный половой акт – как говорила мне одна бабушка, "в сторону, в кусочке". Но боялись, что из выброшенного мужского семены родятся черты. Говорили, что все дети, которых женщина должна родить в течение жизни, сконцентрированы в ее менструальной крови. Если заляпану кровью рубашку постирать и воду вылить свиньям или на костер, то есть "уничтожить", то женщина не будет беременеть. Но такое считали большим грехом. Самое действенное регулировали рождаемость церковные запреты. Люди имели четыре крупные посты на час, постились по средам, пятницам и на большие праздники. Во все эти периоды секс был недопустимым.
К абортам прибегали редко. Делали их гусиным пером или веретеном. Часто это заканчивалось трагически – женщины умирали или получали воспаление.
Если мужчина и женщина были здоровы, дети появлялись едва ли не
ежегодно. Рожали и в поле, и на огороде, и в лесу. Не одна бабка
мне говорила: "И я с таким пузом себе мешок на плечи – и понесла".
Детей привлекали к работе, как только спиналися на ноги. Смотрели
за детьми мало. Половина умирали от недосмотра. На Ровенщине
рассказывали, как в конце XIX века женщина отреагировала на мать,
что плакала во время похорон своего младенца: "Тю, дура! Я думала,
что у тебя настоящее горе случилось – может, кабан сдох. А то
ребенок умер. На следующий год еще родишь".
Часто
прибегали к супружеским изменам?
– Главное было – не расставаться. Одна женщина рассказывала про неверного мужа: "Я знала, а что здесь такого? Вечером мне сам придет, расскажет. Мы еще посидим, обсудим, посміємся. И что? И мне хватит. У него не сотрется". Гуцулы считали, что неприлично женщине не иметь любаска. К этому относились нормально и снисходительно. Особенно, если женщина была молода, а ее муж старший: дед уже ничего не может, а ей нужно.
У русских существовал обряд "снохачества", когда свекр спал с невесткой. Иван Франко писал об этом: "В Украине такого позорного обычая зафиксировано нигде не было. Единичные случаи встречаются только в далеких карпатских селах"."Адам начал шить из-между ног, оставив фостик от нити с пуговицей"
Первым Бог создал мужское тело, за народными легендами. Женщину дорабатывал позже – "чтобы ему было не скучно". Библия говорит, что Бог создал женщину из ребра мужчины. Но люди додумали "народно-пошлые" уточнения.
В Купянске на Харьковщине записано предание: "Видит Бог, что Адам все же скучает, и говорит Сам Себе: "Не хорошо быть человеку одному, создам ему жену по образу его. Из чего только ее создать? Из глины – не любить друг друга. Возьму часть у Адама и создам из нее жену, чтобы они прилепились друг к другу, были одно тело. С чего же взять? Из головы? Будет очень умная, станет главой мужа. С руки? Возьмет мужа в руки. С ноги? Будет бегать от мужа. Возьму ребро с левой стороны от самого сердца, из-под руки, чтобы сердечно любила мужа и была у него под рукой".
Почти во всех народных легендах женщину создавали дважды, потому что в этот процесс вмешался Черт. Адамово ребро, которое Бог вынул из мужа и поставил сушиться на солнышке, похитил пес и надгриз его. Богу пришлось делать женщину уже из испорченного материала. Поэтому женщин иногда называют "собачьим недогризком" или "чертовым хвостом".
"Как Бог создал мир, поставил довершит свое творенє чем шляхотнійшим и сотворил мужчину Адама, – повествуют на Гуцульщине. – Жил себе Адам в раю и хоть имел всего избытком, то все за чем-то банував. Познал Господин Биг, чего Адам банує – за женщиной, видите! – замыслил ему сотворить женщину и сделать из нее Адамовы неожиданность. Когда раз Адам уснул, пододвинулся к нему Господин Бог на пальцах, отворив ему грудь, виймив из них одно ребро, положил за себя, а сам начал дырку в грудьох залатувати. Тем временем набег пес – занюхав осхабину! – и невозм Господин Биг спостерігся, схватил ребро и убегать с ним. Бог пустился собаку догонять, но собака умный: до плота, да и гоп – через него. Ледви успел Господин Биг поймать его за фист, но как-то так поезд несчастливо, что фист остался объема в руках, а пес с ребром уйшов. Что имел Господин Бег делать? Ведь не имел еще второе ребро Адамовы вынимать! Поэтому взял и с фоста собачьего сотворил Еву. Поэтому то у женщин такое волосє длинные, как собачий фист".
На Херсонщине эта легенда несколько изменена – Бог создал женщину не из собачьего, а из лисьего хвоста. При этом сказал: "Не слушаешь меня, Адам, – послушаешь лисициного хвоста!"
Жители Подолья так объясняли различные половые органы у мужчины и женщины: "Потому то кажут, что Бог сотворил мужчину и женщину, то они совсем распоротые были. И Бог дал Адамовы два клубочки ниток, чтобы он сшив себя. Но Адам начал шить из-между ног, оставив фостик вот ныть с пуговицей. Как дошив до горла, то еще г осталось ниток клубочек. Он его оставил под горлом. И тот зарос, и через трое теперь каждому мужчине под горлом будто ест яблоко, как будто комочек. Адамова женщина взяла свой комочек. Но го надо было на что-то нитей, она немного взяла из того клубочка. А как пришло и начала шить вот горла в долину, и при самом кіньці нитей не стало, и уже не было чем зашить. Да и осталось не зашито, потому что Бог больше таких ниток не дал. А вторые говорят, что Адам как ликав яблоко, то подавился. И на ту памятку всяком мужчине ест будто яблоко на горле".
Источник
|
</> |