Хотя и рос юный Михайло Ломоносов
на поморском Севере, книгой, открывшей для него «врата
учености», по его собственному признанию, стала «Грамматика»
Мелетия (Максима) Смотрицкого — русина, жившего в Речи
Посполитой. Поступив в Московскую Славяно-греко-латинскую
академию, Михаил попал теперь уже в непосредственное окружение
педагогов-малороссов, воспитанников Киевской академии.
Окончив в Московской Славяно-греко-латинской академии младшие
и средние классы (логика, грамматика, пиитика
и риторика), Ломоносов решил продолжить образование
в Киеве.
На это решение могли повлиять сразу несколько факторов: советы
учителей, желание побывать в важном историческом
и культурном центре, непревзойденность Киевской академии
в преподавании теории поэзии, риторики и особенно
латыни.
Последнее обстоятельство было необычайно важным для дальнейшей
научной карьеры Ломоносова.
Ведь в Петербургский университет Академии наук принимали лишь
при достойном знании латинского языка. Особенно высоко
ценилась языковая подготовка выпускников Киевской академии. Многие
из них служили переводчиками в государственных
учреждениях и Академии наук России.
На берегах Днепра будущий ученый превосходно овладел латынью. В
будущем многие свои заметки по физике и корпускулярной
теории он писал сначала на латыни, а уж затем переводил
их на русский.
Во время пребывания в Малороссии Ломоносов занимался
преимущественно изучением «древних летописцев и других книг,
писанных на словенском, греческом и латинском
языках».
Помимо богословской и философской литературы,
в библиотеке при Киевской академии были книги
по математике, морскому делу, естественным наукам. Библиотека
славилась большой коллекцией рукописей, выполняла, по сути,
функции архива.
Крупные собрания книг и рукописей существовали тогда
при Киево-Печерской лавре и Софийском соборе. Работа
в этих библиотеках во многом подготовила Ломоносова
к созданию впоследствии классических трудов по истории,
грамматике, риторике, к грядущему преобразованию русской
литературы.
В киевский период жизни у Ломоносова укрепился огромный
интерес к истории Древней Руси, сподвигший ученого
на борьбу с норманнской теорией. Многие сюжеты
древнерусской истории нашли отражение в «Идеях для живописных
картин из Российской истории», которые Ломоносов
по поручению Екатерины II разработал
для украшения помещений императорского двора.
В Киеве Ломоносов смог познакомиться с рукописями знаменитых
лекций Феофана Прокоповича о реформе русской пиитики (поэзии)
и по риторике. Малороссийский литератор выступал
за больший реализм поэтических произведений, необходимость
следования античным канонам, отказ от латино-католических
стандартов стихосложения и ораторства. В основе классической
русской поэзии, созданной в дальнейшем Ломоносовым, лежали эти
важнейшие принципы.
Взять, к примеру, его наставление сочинять стихи «по
природному нашего языка свойству» и ни в коем случае
«того, что ему весьма несвойственно, из других языков
не вносить». В первом же примере, приведенном в начале
сочинения Ломоносова под названием «Риторика», он перечислил
названия мест, наиболее для него значимых: Двина, Волга, Днепр
и Нева.
В Киевской академии Ломоносов имел возможность развить
художественные навыки, так как рисованию здесь уделялось
большое внимание (в отличие от Московской академии).
Незаурядность его изобразительного мастерства в дальнейшем
проявилась при создании знаменитых мозаичных картин.
Скорее всего, именно шедевры древнерусского мозаичного искусства,
увиденные в Малороссии, вдохновили Ломоносова
на исследования в области оптики, цветоведения,
на организацию производства цветных стёкол.
Киевские наблюдения были использованы Ломоносовым
при разработке учения о климате, позволили провести
первую для Украины научную разработку вопросов климата
страны.
По мнению ученого, краткость зимы в Киеве объясняется двумя
факторами: географической широтой и значительно меньшей чем
в Москве высотой над уровнем моря. Причем,
не располагая точными измерениями по последнему
параметру, он использовал для решения задачи другой
критерий — местоположение относительно истоков великих русских
рек (Москва выше, так как истоки к ней ближе).
Ломоносов также внес вклад в развитие промышленного потенциала
Донецкого бассейна.
В начале 40-х годов XVIII века он принял участие в разработке
докладной записки, посвященной модернизации Бахмутских
и Торских соляных заводов. Записка была составлена
по инициативе Готлоба Юнкера — надзирателя этих
заводов, приближенного всесильного тогда фельдмаршала
Миниха. Работа над документом проходила
в Германии, где Ломоносов находился на учебе,
а чиновник знакомился с немецким опытом солеварения.
Проект был нацелен на доведение объема производства соли
до 2 млн пудов (с 200-300 тыс.). Для этого планировалась
постройка новых и высокотехнологичных (по тем временам)
варниц, трубопроводов для подачи рапы на сковороды,
улучшение логистики подвоза топлива (в качестве такового
планировалось использовать и уголь), сооружение амбаров
для хранения вываренной соли.
Реализация плана дала существенный прирост производства,
но помехой стали нехватка инвестиций, рабочих рук
и трудность использования угля.
Высокая осведомленность авторов доклада о состоянии
солеварения на Донбассе дает некоторым историкам основание
полагать, что Ломоносов сам побывал в данном регионе. Это
могло произойти во время его учебы в Киевской академии,
хотя прямых доказательств тому не найдено.
Работа над модернизацией Бахмутских и Торских соляных
заводов стала исходной точкой серии исследований Ломоносова,
посвященных научной организации соляного дела и горнодобычи
во всей Российской империи.
Наблюдения за период жизни в Малороссии были использованы
Ломоносовым при составлении знаменитого демографического
трактата «О сохранении и размножении русского народа».
В нем он указал на особенно распространенный в Малороссии
обычай пострижения молодежи в монахи. Основную часть населения
Киева в тот период действительно составляли люди духовного
звания. В целях сокращения ущерба «размножению человеческого рода»
Ломоносов настаивал: «…клобук (название головного убора монахов,
здесь: переход в монашество, уход из мирской
жизни. — Ред.) запретить мужчинам до 50, а женщинам
до 45 лет».
Желание модернизировать социальную структуру малороссийского
общества в совокупности с открытием имевшего светский
характер Московского университета породили идею создания вуза
в Батурине — административном центре Малороссийского
гетманства.
Михаил Ломоносов, вероятно, был причастен к появлению проекта
этого учебного заведения, поскольку инициатива исходила от его
известного покровителя — графа Ивана Шувалова. В
начале 60-х гг. XVIII в. Московский университет находился
в центре внимания Шувалова. Тот, в свою очередь, побудил
гетмана Кирилла Разумовского выдвинуть идею о создании
аналогичного центра просвещения и науки в Малороссии.
За образец для обустройства нового университета была взята
структура Московского университета по указу 1755 г. Однако
в условиях смены российского правительства и упразднения
гетманства этот проект так и не был реализован.