«Секретное вторжение»: Каким получился самый амбициозный сериал Marvel
okkomovies — 08.08.2023На Disney+ вышли все шесть эпизодов сериала «Секретное вторжение» — одного из самых масштабных супергеройских проектов платформы с множеством географических локаций, от Москвы до Лондона и Парижа, большими амбициями, а также впечатляющим актерским составом в лице Сэмюэла Л. Джексона, Эмилии Кларк, Бена Мендельсона и оскароносной Оливии Колман. Увы, на деле «Секретное вторжение» обернулось рядовым шпионским триллером, в котором фантастический сеттинг был принесен в жертву конспирологии и актуальным политическим высказываниям.
Идейно сюжет «Секретного вторжения» продолжает арку, начатую еще в «Капитане Марвел», при этом хронологически события сериала разворачиваются уже после так называемого щелчка Таноса, смерти Железного человека и распада команды Мстителей. Главный герой «Секретного вторжения» — глава правительственной корпорации «Щ.И.Т.» Ник Фьюри (Сэмюэл Л. Джексон) — вновь возвращается на Землю. Причина, как и всегда, максимально важная: инопланетная раса скруллов, с которыми Фьюри тридцать лет назад заключил договор о мирном сосуществовании с землянами, решила захватить планету и навсегда уничтожить человечество. У скруллов, напомним, есть способность принимать облик абсолютно любого человека: они могут превратиться в спецагента, знаменитость, президента США или даже самого Фьюри. Понять, кто друг, а кто враг, в таких условиях непросто.
В сюжетном плане «Секретное вторжение» во многом напоминает экранизации другой, не менее эпохальной линейки комиксов «Капитан Америка: Другая война» и «Капитан Америка: Противостояние» братьев Энтони и Джо Руссо с поправкой на одно большое но: в фильмах Руссо шпионские игры и идеологическая конъюнктура были отправлены на второй план, в то время как основной упор был сделан на боевые сцены — всё в условных рамках жанра боевика. В «Противостоянии» идеологическая приверженность супергероев становится точкой конфликта, который делит их по разные стороны баррикад, но не более. В оригинальном комиксе «Секретное вторжение» ряд знаковых персонажей (Электра, Капитан Марвел, Черный гром) оказываются оборотнями-скруллами, ряд других (Ник Фьюри, Железный человек, Сорвиголова, Люк Кейдж) пытаются спасти планету от инопланетных захватчиков. По итогу читатели Marvel получили красочный мордобой любимых героев (ради чего всё это и затевалось), каждый из которых имел возможность посоревноваться в суперсиле и моральном авторитете с другими.
Экранизация «Секретного вторжения» от Disney+ упускает все прелести оригинала по ряду причин: Железный человек мертв, а актеры, сыгравшие Капитана Марвел, Сорвиголову и Люка Кейджа, заняты в других проектах. Хотя, казалось бы, при бюджете в 200 млн долларов продюсеры могли позволить себе привлечь к сериалу и Себастиана Стэна в роли Зимнего солдата, и Сэма Уилсона в роли нового Капитана Америки, на худой конец — Криса Хемсворта в роли Тора. Вместо этого шоураннер «Секретного вторжения» Кайл Брэдстрит («Мистер Робот») прописывает в сюжете абсолютно новых персонажей, участников восстания скруллов Гайю и Гарвика, сыгранных звездой «Игры престолов» Эмилией Кларк и Кингсли Бен-Адиром из сериала «ОА». Абсолютно безликих, без четкой предыстории и связи с киновселенной Marvel. При этом знакомые зрителям лица — агент «Щ.И.Т.» Мария Хилл (Коби Смолдерс) и член ЦРУ Эверетт К. Росс (Мартин Фриман) — удостаиваются в сериале лишь пятиминутных камео.
Как и «Вечные» Хлои Чжао, «Секретное вторжение» замахивается на большое географическое разнообразие: действие скачет от Москвы до Нью-Йорка и обратно, однако понятно это разве что по вступительным титрам. Режиссер сериала Али Селим («Грейспойнт») не особо вдается в культуру страны, где происходят основные события. Марвеловская Москва покажется российскому зрителю особенно чужой — основные съемки «Секретного вторжения» проходили в Великобритании, которая архитектурно и атмосферно далека от российской столицы. Проговаривание названий знакомых улиц и многочисленные надписи на русском языке не меняют дела. Забавно, что Селима нельзя обвинить в хваленой голливудской клюкве, поскольку эта версия Москвы лишена даже анекдотической колоритности. Впрочем, у постановщика на это есть свое оправдание — в конце концов, киновселенная Marvel разворачивается в альтернативной реальности и не обязана быть объективной. Проблема лишь в том, что даже при таком раскладе нейминг городов в сериале выходит исключительно опциональный, один едва ли чем-то отличается от другого.
Повестка у «Секретного вторжения» самая что ни на есть злободневная: по сути, авторы сериала рефлексируют на актуальные геополитические события, обвиняя в причинах мировых конфликтов опасных инопланетных лазутчиков. Именно они создают напряжение между Россией и США, в Африке, на Ближнем Востоке. Однако достаточно посмотреть пару эпизодов, чтобы понять, что за этим высказыванием ничего не стоит. Впрочем, пустословием Disney уже не удивишь, а вот отсутствие стилизации и старого доброго блокбастерного экшена — это что-то новенькое. Брэдстрит набрасывает такое количество экспозиции, что на динамику времени банально не хватает, а та, что есть, не радует оригинальностью боевиков Руссо.
Слабые зрительские рейтинги «Секретного вторжения», помимо общей блеклости сериала, можно связать с кризисом жанра супергероики, тенденция которого в мировом прокате, мягко говоря, удручающая. Стоит только взглянуть на сборы сиквела «Шазама», «Флэша», третьего «Человека-муравья». Кризис жанра в том числе подтвердил сам Кевин Файги в недавнем интервью Entertainment Weekly. По всей видимости, супергероика находится в поиске новой формы высказывания, в котором «Секретному вторжению», увы, отведена роль неудачного эксперимента.
Текст: Оля Смолина
Ещё больше материалов читайте в нашем блоге.