Секретный ЗИЛ-41072 «Скорпион»: искусство советской инженерии для

топ 100 блогов picturehistory06.01.2024 Секретный ЗИЛ-41072 «Скорпион»: искусство советской инженерии для

Исторически сложилось: советский автопром отставал от мировых производителей. Принято считать, что гордиться нам нечем. Погодите, а как же представительские автомобили? Для глав государства, больших чиновников, высоких иностранных гостей создавали удивительные, эксклюзивные машины.

Штучный товар блистал сдержанной красотой, демонстрировал выдающиеся характеристики. Традиционно, ответственные заказы поручали ЗИЛу. Механика, моторы, конструктивные особенности не разглашались широкой публике.

Сегодня завеса тайны приоткрыта: каждый может побывать внутри правительственных лимузинов советской эпохи, откинуть крышку моторного отсека. Но нас интересуют не средства передвижения первых лиц страны. Мы нацелились на машины сопровождения. Это автомобили-«телохранители», секьюрити. Их конструкции завидует мир: советских и российских инженеров по части безопасности не превзошел никто.


Немного истории

Поначалу руководители стран относились к собственной уязвимости легкомысленно. Передвигались чуть не на серийных машинах. Автомобильные предприятия выполняли правительственные спецзаказы, однако акцент делали на комфорт и роскошь.

Секретный ЗИЛ-41072 «Скорпион»: искусство советской инженерии для

Автомобили президентов стоили бешеных денег. Для выездов руководителей стран еще полвека назад чаще использовали открытые кабриолеты. Кортежи, состоявшие из накачанных ребят, служили более для помпезности, антуража, подчеркивали статус государственных особ.

Все изменил выстрел 22 ноября 1963 года в Далласе, когда пуля стрелка-одиночки оборвала жизнь Джона Кеннеди. Доверчивости первых лиц пришел конец. Хотя наш «отец народов» И.В. Сталин заботился о себе всегда. Генеральный секретарь ездил на бронированном ЗИС-115.

Это инженерное сооружение было любопытным, технологически обгоняло время на десятки лет. Несколько штрихов: пулестойкие шины, 75-миллиметровые бронестекла, отличный разгон при весе 5-7 тонн. Полностью бронированную капсулу покрывали панелями обычного авто.

Секретный ЗИЛ-41072 «Скорпион»: искусство советской инженерии для

Автор «оттепели» Н.С. Хрущев никого не боялся. Он и башмаком по трибуне ООН лихо стучал, презрев протоколы, и народу являлся, по пояс высунувшись из машины. Королева Великобритании Елизавета II тоже не пеклась о безопасности: ее Bentley могла прошить пуля. Что толку бронировать машину, если монаршая особа пользовалась церемониальными открытыми автомобилями?


Рождение «Скорпиона» (1988-1999)

Покушения на глав правительств совершаются нечасто, но угроза существует постоянно. Вспомним, как кортеж Э. Шеварднадзе 1998 году был обстрелян из гранатометов и автоматического оружия.

Секретный ЗИЛ-41072 «Скорпион»: искусство советской инженерии для

Предотвратить подобные несанкционированные действия злоумышленников призван «Скорпион». Аппаратом восхитился бы сам Терминатор. Машину, как одну из многочисленных модификаций, создали на базе автомобиля представительского класса ЗИЛ-4104.

Внутризаводским номером лимузина на этапе проектирования был ЗИЛ-115, так как он сменил устаревший ЗИЛ под индексом 114. Разработку лихачевцы начали в 1974 году. Форсировали двигатель до 315 л. с., изменили экстерьер. Главным элементов внешности, на заграничный манер, сделали массивную, тяжеловесную радиаторную решетку.

Секретный ЗИЛ-41072 «Скорпион»: искусство советской инженерии для

Интерьер соответствовал статусу перевозимых личностей. То есть салон был роскошным, удобным и оборудован средствами жизнеобеспечения. В них, к слову, входили кислородные баллоны на случай газовой атаки, сыворотка крови нужной группы, спецсвязь.

Приемочные испытания закончились зимой 1978 года. Далее последовал выпуск базовой модели, а потом пошли модификации. До «Скорпиона»-телохранителя очередь дошла в 1988 году.


Обзор автомобиля

Насчитывают 8 экземпляров спецбортов. Производитель подчеркивал назначение: не нападение, а отражение атаки на сопровождаемое лицо. «Скорпион» – не военная машина. Он должен оказывать отпор и отпугивать нападающих.

Секретный ЗИЛ-41072 «Скорпион»: искусство советской инженерии для

По техническому регламенту, автомобили охраны , намотавшие на одометре 100 тыс. км, подлежат утилизации. Этой участи избежали 3 экземпляра. Уцелевшие «Скорпионы» выставлены в музеях Москвы, Красногорска и городе Верхняя Пышма.


Экстерьер

Красоты немного: только мощь, грубая сила. Сначала даже может показаться, что это внедорожник, подготовленный к трудной экспедиции. Такое ощущение создают обрезиненные наружные поручни, проходящие между стойками и по крыше авто.

Секретный ЗИЛ-41072 «Скорпион»: искусство советской инженерии для

Мускулистый лимузин впечатляет габаритами. Размеры при колесной базе 3880 мм и клиренсе 173 мм:

✅ Длина – 6339 мм
✅ Ширина – 2086 мм
✅ Высота – 1500 мм

Объем бензобака – 120 л, расход топлива – 22 л/100 км. Какого уровня бойцов перевозил 4-дверный автомобиль сопровождения, можно только догадываться. Если для обычного человека посадка покажется затрудненной, то спецназовец даже не заметит пороги на мощных держателях.

Подножки в 3 раза шире привычных и простираются на 2,5 м вдоль дверей. Телохранитель может на ходу перескочить с задних сидений на передний ряд, держась за нескользящие ручки.

Секретный ЗИЛ-41072 «Скорпион»: искусство советской инженерии для

Каждая из четырех головных фар снабжена стеклоочистителем. Противотуманки прикрыты оргстеклом. В переднем бампере прорезаны горизонтальные щели для лучшего звучания тревожной сирены. На крыше установлены проблесковые маячки красного и синего цветов. На корме улавливают радиосигналы 2 антенны.


Интерьер

Машина берет на борт экипаж из 7 человек. Салон, в соответствии с целю применения автомобиля, спартанский. Никаких телевизоров и холодильников, кожи и замши. Из роскоши – только инкрустированные деревянные вставки на дверях и по сторонам от дивана. Дощечки из карельской березы скрывают, однако, секретные ниши: в одной из них спрятана телефонная трубка со шнуром на катушке.

Секретный ЗИЛ-41072 «Скорпион»: искусство советской инженерии для

Бойцу важно, чтобы стекло открывалось мгновенно: для этого на двери предусмотрена крупная красная кнопка. Заднее стекло откидывается вовнутрь на специальные подушки нажатием рычага, похожего на ручник. Он располагается сбоку заднего дивана. Можно, правда, оконные защелки откинуть вручную.

Если внешне ЗИЛ-41072 «Скорпион» смахивает на исходную модель, то внутри совпадений мало. В спинки передних сидений встроены боксы для короткоствольных автоматов, запасных магазинов, гранат. Откидные автокресла среднего ряда вращаются вокруг своей оси.

Охранники на подвижных сиденьях могли лучше контролировать дорожную обстановку и бить из огнестрельного оружия в любую сторону. На полу упоры для стабилизации положения стрелка. Нештатные ситуации можно отрабатывать из люка в крыше и откидного заднего стекла. Способность ЗИЛ-41072 «Скорпион» извергать огненный шквал была суровой и эффективной.

Секретный ЗИЛ-41072 «Скорпион»: искусство советской инженерии для

В машине установлены средства радиоэлектронной борьбы «Пелена» и «Персей». Приборы глушили прослушку и не допускали активацию радиоуправляемых взрывных устройств.


Технические характеристики

Грандиозный лимузин мог двигаться со скоростью 200 км/ч и сметать с дороги машины, представляющие террористическую угрозу. Разгонная динамика составляла 12 сек до первой «сотни» – неплохой показатель для авто полной массой 3860 кг. Небронированный автомобиль построен на крепкой раме. Силовая структура цельнометаллического кузова надежная.

Секретный ЗИЛ-41072 «Скорпион»: искусство советской инженерии для

Под капотом установлен бензиновый «атмосферник» с параметрами:

✅ Объем – 7 695 см3
✅ Мощность на выходе – 315 л. с. при 4,6 тыс. об/мин
✅ Максимальный момент силы – 608 Н*м при 2,4-2,6 тыс. об/мин
✅ Количество цилиндров – 8 с двумя клапанами на каждый

Питанием заведует четырёхкамерный карбюратор К-259. Трансмиссия автоматическая с гидротрансформатором и 3-ступенчатой планетарной КПП. Привод подается на задний мост.

Тормоза дисковые, спереди вентилируемые. Размеры передних тормозных дисков (диаметр, толщина) – 292,2х33 мм, задних – 315,7х32 мм. В передней независимой подвеске используются поперечные рычаги и стабилизатор поперечной устойчивости. На корме работает зависимый механизм на продольных несимметричных полуэллиптических рессорах с реактивными тягами.

Изучая прекрасные характеристики автомобиля-телохранителя, задумываешься о человеке. Чего бы стоили железки, лошадиные силы, усилители и приводы, конструкционные хитрости без отлично обученных бойцов?..

Отсюда

См.также:

"Чайка" - рожденная быть лучшей

"Членовозы" или лимузины ЗиЛа

Броневик для руководства

ГАЗ-14 "Чайка". Жертва перестройки.

Догнать и обезвредить: история спецавтомобилей ГАЗ для КГБ


Секретный ЗИЛ-41072 «Скорпион»: искусство советской инженерии для в Телеграм!

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Пришло письмо для рубрики. Девушка просит совета. Приглашаю на обсуждение. Кто что думает? Мы с мужем собирались в ближайшее время на отдых. Так как предпочтения в отдыхе у нас разные всегда приходилось искать компромисс. Я предпочитаю отдых активный, - не могу мешком валяться на пляж ...
После пенсионеров – самозанятые! https://youtu.be/NWnEHQ6A6Ps Максим Калашников (Федеральный совет Партии Дела) о том, что самозанятым пора выходить на протесты вместе с противниками повышения пенсионного возраста. Ибо есть ли смысл «гаражной экономике» (народному оффшору) ...
"Вот этими руками.... какую страну загубили... как с этим жить?" Только за эту цитату это фильм возненавидят все наши либеромрази. Не дай Бог жить в эпоху перемен! Но Господь нам это дал. Что ж, значит так надо для чего-то. И все таки Михалков Огромный Режиссер. Солнечный удар смотре ...
 В субботу, возвращаясь домой, услышал звуки генераторов. Ага, свет дали только часов в восемь вечера. Впрочем, прошедший ливень и так не дал отдохнуть за компом, поэтому все бочки заполнились. Обнаглевший ёжик путался под ногами, кот Мурко наблюдал из своего убежища. Он там ...
в последнее время меня френдят новые люди. и он мне кажутся все сплошь интересными и обалденными. я обычно когдадобавляю человека, читаю несколько последних страниц его журнала , но это все равно полной информации не дает о человеке, а я ...