рейтинг блогов

Секрет успеха электрокаров

топ 100 блогов sigmund_rod29.09.2020

В настоящий момент Норвегия – страна с самой высокой долей продаж электромобилей в мире. С начала 2020 года порядка 53% автомобилей – полностью электрические, а в этом месяце – целых 62,3 % на сегодняшний день (29.09). И это не считая так называемых plug-in hybrid, гибридов, которые по сути тоже являются электромобилями с маленькой батареей и с ДВСом. В то же время у ближайших «конкурентов» из Европы эта цифра в районе 5-9% (только маленькая Исландия в этом году догоняет, у них около 31%).

Секрет успеха электрокаров Source: https://cleantechnica.com/2020/07/29/top-14-european-countries-in-ev-market-share-sales-from-2012-2020-charts/
Source: https://cleantechnica.com/2020/07/29/top-14-european-countries-in-ev-market-share-sales-from-2012-2020-charts/

 Здесь вот ещё немного статистики: https://sigmund-rod.livejournal.com/2378.html

Могло бы быть даже больше, вот только производители не в силах поставить столько машин, сколько норвежский рынок может переварить. Люди месяцами ждут заказанные машины. 

Так почему же в Норвегии такой бум продаж электрокаров?

Короткий ответ: они экологичней, а также дешевле в использовании. 

Экологичность

Гидроэлектростанция в Альте (фотограф Bair175, CC BY-SA 3.0)
Гидроэлектростанция в Альте (фотограф Bair175, CC BY-SA 3.0)

В Норвегии 98% электричества производится из возобновляемых источников, в основном гидроэлектростанциями. То есть, это «чистое» электричество. Для его производства Норвегия не производит тысячи тон углекислого газа, как другие страны. Поэтому в Норвегии электромобили действительно сокращают количество вредных выбросов, а не просто переводят их на электростанции.

Норвежское правительство поняло это довольно давно, и уже с 90-х годов начало давать льготы на использование электромобилей. Поставлена задача полностью запретить продажу обыкновенных автомобилей с ДВС к 2025 году. 

Сравнение СО2 выбросов для Mercedes Benz Electric Drive против B-Classe 180. Второй столбик - Норвегия
Сравнение СО2 выбросов для Mercedes Benz Electric Drive против B-Classe 180. Второй столбик - Норвегия

На верхнем графике из 2014 года видно, что электрический Мерседес Б-класса за всю свою жизнь (включая производство) загрязняет воздух втрое меньше, чем похожий бензиновый. Более свежие исследования дают ещё более оптимистическую картину для электрокаров. Внизу одно из последних исследований. Здесь хотя и нет Норвегии, можно предположить, что она близка к Швеции с её 96% генерации, не производящих CO2 (атомная + возобновляемые источники).

Секрет успеха электрокаров

Дешевизна

В Норвегии очень высокие налоги на автомобили. В среднем, вы платите чуть ли не 100% налога, в зависимости от мощности мотора и выхлопа. На дешёвые машины налог меньше, на дорогие — больше. Поэтому, у правительства было очень широкое поле для манёвра, и было сделано следующее:

— Освобождение от налогов на покупку и импорт электромобилей (1990 год);
— Освобождение от 25%-го НДС при покупке (2001 год);
— Низкий годовой дорожный налог (1996 год);
— 50% снижение налога для служебных автомобилей (2000 год);
— Освобождение от 25% НДС по лизингу (2015 год).

Электромобили дешевле в эксплуатации: 

— Электромобили используют меньше энергии. КПД электродвигателей порядка 90%, когда как у ДВС — 20-30%. Отсюда стоимость «горючего» для электромобилей примерно в 4 раза меньше. Считая по другому, если средний автомобиль с ДВС потребляет 7 литров на сотню, а топливо стоит в среднем 17 крон за литр, то на сотню выходит 119 крон. Средний электрокар потребляет 16 кВч на сотню, а электричество стоит примерно 1 кр за кВч при зарядке дома. Быстрые зарядки стоят дороже, в районе 4-5 крон за кВч, но и используете вы их очень редко. То есть таким образом у нас выходит по крайней мере 5-6 кратная экономия;

— Электромобили проще по конструкции. Годовые осмотры обычно стоят 30-50% от стоимости машин с ДВС;

Кроме того, стоимость использования тоже частично датируется: 

— Никаких сборов на платных дорогах или паромах (1997 и 2009 годы). А в  Норвегии вы платите большие деньги за въезд в город. В Осло установлена сложная система тарификации, в зависимости от района города. Чем больше вы районов проезжаете — тем больше вы платите. Обычно набирается 70-90 крон в одну сторону (580-745 рублей). Электрокары раньше не платили, а сейчас платят 16-32 крон за то же самое;

Платная дорога
Платная дорога

— Бесплатная муниципальная парковка (1999 год); Хотя в некоторых городах она уже не бесплатная, но обычно не более 50% от стоимости парковки для машин с ДВС;
—  Доступ к выделенным линиям (2005). Это правило тоже теперь стали  ограничивать, так как в Осло и Бергене, двух самых больших городах,  электромобили стали устраивать пробки на выделенных линиях, тем самым  затрудняя проезд автобусам и такси. Теперь выделенками запрещают  пользоваться в часы-пик, либо разрешают только для электромобилей с  пассажиром;

Выделенная линия для автобуса и такси. Также может использоваться электрокарами
Выделенная линия для автобуса и такси. Также может использоваться электрокарами

По всем этим причинам, стоимость владения электрическим транспортом ниже, чем ДВС.

Простота использования

В чём электротранспорт всё ещё уступает транспорту с ДВС — это в простоте использования. На машине с ДВС — заправился за 5 мин и получи ещё 600-900 км дальности хода. С электричеством сложнее. В Норвегии эта проблем решается следующим способом: 

— Практически у всех есть возможность установки медленной зарядки дома (3,6-11 кВт). За ночь перезарядитесь. То есть даже у электрокаров с маленькой батареей, у вас каждое утро будет 130-150 км хода. Этого обычно достаточно на день;

— У многих зарядки на работе. Обычно они либо бесплатные, либо недорогие, 1-3 кроны за кВч;

22 кВт зарядки в паркинге
22 кВт зарядки в паркинге

— Зарядки устанавлены практически во всех паркингах. Обычно это медленные (до 22 кВт), но иногда и быстрые (до 50 кВт); 

Секрет успеха электрокаров
"Старая" 50 кВт зарядная станция

— Развёрнуты несколько зарядных сетей для быстрой зарядки. На любых дорогах, вы можете найти зарядку каждые 10-30 км. На более старых скорость зарядки не превышает 50 кВч, на новых до 250-350 кВч (Tesla Supercharger и Ionity). Стоимость варьируется от 1,7 кроны/ кВч у Теслы и до 8 крон у Ionity. Средняя стоимость — 4 кроны за кВч;

Зарядная станция Ionity, мощность зарядных аппаратов до 350 кВт
Зарядная станция Ionity, мощность зарядных аппаратов до 350 кВт

Да, машины с ДВС всё же заправляются быстрее и стоят меньше. Но с последним поколение электрических машин это преимущество сходит на нет. Запас хода у новых машин 400-600 км летом (250-400 зимой). Вы всё равно останавливаетесь чтобы сходить в туалет, покушать и т д. Так что если вы останавливаетесь — заряжайтесь!

Проблемы: очереди и другие вопросы

Но не всё так хорошо, есть и проблемы. Я бы сказал, что самая большая из них — это очереди на зарядку. Машины заряжаются не 5 минут, как машины с ДВС, а 15-30 мин. А в Норвегии электромобилей уже более 300.000 уже на 5 млн населения, более 10% парка. В часы пик на всех не хватает. 

Но правительство обещает, что электрокары всегда будут платить меньше, чем автомобили с ДВС (за парковку, налоги, и т д). А Осло, так вообще обещают закрыть въезд машинам с ДВС начиная с 23-го года. Имея в виду цель на полный запрет продаж автомобилей с ДВС к 2025 году, я думаю будущее у электромобилей в Норвегии есть :-) 

Ну вот, забыл написать про Маска. Напишу в следующий раз ;-)

Кстати, кому интересно, вот тут мой собственный опыт поездок на стереньком электромобиле Nissan Leaf:

Первая часть: https://sigmund-rod.livejournal.com/2691.html

Вторая часть: https://sigmund-rod.livejournal.com/3197.html

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Только недавно я писала о достоинствах отдыха в Тунисе , как настала пора писать о том, почему я больше туда не поеду. Первая и самая важная, даже можно сказать, единственная причина этого - море. Средиземное море прекрасно своими песчаными пляжами, пологим входом и чистой водой. ...
Нам сообщают, что преступность в последнее время снизилась - хвала интернету, капитализму и его невидимой руке. Но что-то слабо верится. Во-первых, часть преступлений была декриминализирована. Некоторые тупо в лоб, как мелкие кражи. Другие - через смену вывески, когда рэкитиров и ...
Этот пример ни в коем случае не показательный: девушка, о которой хочу рассказать, уже давно занимается спортом, тренировалась она и во время беременности. Однако очень вдохновляющий! На днях Сашиной малышке исполнилось четыре месяца. А на животике мамы уже проступили полосочки. Вни ...
Позавчерашняя история с тем, как «легли» сайты российских государственных структур очевидно войдет в новейшую российскую историю как первый пример подобного рода именно в силу своей масштабности. Поверить в версию о том, что Роскомнадзор стал бороться с Twitter и получился «выстрел в ...
...