Секрет произведений студии Studio Ghibli
shikimori_one — 10.10.2022Множество поклонников аниме и кинематографа получают ни на что не похожий опыт при просмотре фильмов студии Studio Ghibli. Будь то ностальгическая грусть или горько-сладкие эмоции от захватывающей истории — никто не остаётся равнодушным после просмотра этих культовых произведений. Подобный отклик зрителей формирует значимость и очарование творений студии как внутри самой Studio Ghibli, так и в поп-культуре в целом.
Студия преуспевает во всех аспектах своего ремесла, начиная с сюжета, заканчивая рисовкой, авторским музыкальным сопровождением и даже любимыми героями. Но что же есть такого в произведениях Studio Ghibli, из-за чего у зрителей возникает чувство тоски по мирам, которые так далеки от их собственного, но при этом в них начинаешь чувствовать что-то домашнее и близкое для самого себя?
С чего началась история Studio Ghibli?
«Навсикая из Долины ветров», 1984
Японская анимационная студия Studio Ghibli была основана в 1985 году режиссерами Хаяо Миядзаки и Исао Такахата вместе с продюсером Тосио Судзуки с целью создания полнометражных анимацонных фильмов. Миядзаки, Судзуки и Такахата к тому моменту были уже давними коллегами в аниме-телеиндустрии, но решили создавать собственные анимационные фильмы высокого качества, где их бы не сковывал ограниченный бюджет, где можно было бы не ориентироваться на расписание и посвятить себя погружению в радости и горести жизни в своих произведениях.
С того момента в студии были созданы несколько коммерческих короткометражных анимационных фильмов и 24 полнометражных, включая произведение «Навсикая из Долины ветров», которое было выпущено в 1984-м году издательством Tokuma Shoten, внёсшим значительный вклад в основание Studio Ghibli и являвшимся её партнёром с 1999-го по 2005-й год. Фильм обрёл успех, и студия им воспользовалась, начав работу над «Небесным замком Лапута» в следующем году.
Среди прочих достижений пять произведений Studio Ghibli вошли в десятку самых кассовых полнометражных анимационных фильмов, сделанных в Японии, а также несколько раз номинировались на премию «Оскар», в результате чего полнометражный фильм «Унесённые призраками» стал первым и единственным аниме, получившим эту премию. Мировой успех творений вдохновил на создание официального музея и парка студии, а также множества других экспозиций и неофициальных тематических мест.
Уникальный процесс трудоустройства
«Ведьмина служба доставки», 1989
Помимо всего прочего, Studio Ghibli приобрела известность ещё и за свой процесс трудоустройства. Изначально не было известно, насколько долго просуществует студия, из-за чего сотрудники нанимались только на конкретный проект, после завершения работы над которым персонал распускался. Однако после успеха фильма «Ведьмина служба доставки» в 1989-м году руководство изменило подход к найму, удвоило и зафиксировало заработную плату, при этом регулярно набирая и обучая новых сотрудников. В Studio Ghibli треть команды занимается бюрократической стороной деятельности компании, в то время как остальной персонал посвящает себя творческой стороне и управлению студией.
Хотя Миядзаки написал и срежиссировал большинство фильмов студии, также важно отметить и помнить, что за всеми анимационными фильмами стоит множество сценаристов, режиссёров, продюсеров и композиторов. И хотя аниме-индустрия в целом имеет довольно спорную политику оплаты и обращения с аниматорами и прочими сотрудниками, студия Studio Ghibli никогда не шла на компромиссы в ущерб качеству своего материала.
Стоимость производства одного фильма, как и имеющийся бюджет, увеличились, но миссия студии под руководством Миядзаки и Такахаты осталась прежней: делать свою работу, ставя первым приоритетом высокое качество. В каждом фильме уделяется огромное и особое внимание деталям характеров персонажей, музыке, изображению и повествованию, что отражается как на фирменном почерке при создании миров в произведениях Studio Ghibli, так и на рекламной кампании. Хотя подобная приоритизация качества позволяет маркетингу окупать некоторые расходы, например, в официальном онлайн магазине Studio Ghibli за 44 тысячи йен этим летом можно было приобрести полноразмерную фигурку собачки Хин из полнометражного анимационного фильма «Ходячий замок». Вес ленивого и лохматого пса из полиэфирной смолы составил целых 8 килограммов, а продажи закрылись ещё на этапе предзаказов.
1 из 3
Как визуальный маркетинг улучшает произведения
«Мой сосед Тоторо», 1988
В большинстве, если вообще не во всех проектах Studio Ghibli, встречается официальный маскот студии Тоторо — милый и пушистый дух из «Мой сосед Тоторо» 1988-го года, похожий на кота, которого так и хочется обнять, и который в то же время является очень прибыльным для компании. Тоторо — один из многих персонажей Studio Ghibli, который внёс вклад в иконографию и маркетинг фильмов студии и её собственного имени. Тихиро и Безликий из полнометражного фильма «Унесённые призраками», Софи и Хаул из «Ходячего замка» 2004-го года, а также Сан из «Принцессы Мононоке» 1997-го года являются самыми популярными персонажами, узнаваемыми во всей поп-культуре, начиная с постеров и фан-артов, заканчивая официальной и неофициальной продукцией.
Визуально символическими и знаковыми этих персонажей делает умение аниматоров создавать представление о реальной жизни посредством тонкостей в движениях, поведении и влиянии героев на окружение, в то же время поддерживая градус творческой свободы и стиля. Эти тонкости дают ощущение чего-то знакомого, традиционного, в то время как собственный стиль позволяет персонажам выделяться как индивидуальные личности.
Так, например, в «Принцессе Мононоке» героиня Сан предстает перед зрителем как юная девушка, которая могла бы быть в любой другой работе Studio Ghibli, однако боевой раскрас в духе коренных народов, одежда из волчьей шкуры и манера плеваться превращают её в настоящую принцессу волчьего племени. Сан как человек близка зрителю, но как волчья принцесса — из далёкого другого мира.
Баланс между глубиной персонажей и их правдоподобностью
«Принцесса Мононоке», 1997
Аналогичным образом глубина проработки предысторий и характеров рассмотренных персонажей формирует их самостоятельность и сложность, делая их живыми и позволяя зрителям ассоциировать героев с собой. Тихиро из аниме «Унесённые призраками» дважды стучит своими ботиночками о землю, чтобы проверить, что они плотно сидят, а герой фильма «Порко Россо» 1992-го года обладает глубокими и уникальными знаниями о своём гидроплане Savoia S.21, но на основании лишь своего собственного опыта, а не каких-либо научных знаний, которыми обладает, например, инженер Фио.
Ни одна из этих деталей не является необходимой для развития сюжета, но каждая оживляет персонажей, добавляя больше смысла их действиям и делая их похожими на реальных людей. В совокупности характеры героев достаточно своеобразны и особенны, чтобы вписаться в экосистему произведения, но в то же время достаточно правдоподобны, чтобы зрители могли увидеть себя на экране.
В свою очередь сюжеты произведений включают в себя широкий спектр тем, которыми так или иначе пронизаны все произведения студии. Начиная с природы, волшебной и воздушной юности, заканчивая взрослением, женскими правами, модернизацией, болезнями и войной. В подобном разнообразии поднимаемых тем зритель может как перенестись в беззаботные детские воспоминания, когда удивляешься любым мелочам, а что-то новое вызывает непреодолимое любопытство; так и в дискомфорт от непостоянства жизни и постоянных перемен, справляться с которыми приходится полностью самому. Эти состояния существуют вместе и, несмотря на свою противоречивость, иллюстрируют жизнь с радостями и горестями, освящение которых и является целью студии. А тот самый переломный момент в жизни каждого человека, после которого происходит разделение и взаимное сосуществование этих чувств, искусно демонстрируется в работах Studio Ghibli.
«Унесённые призраками», 2001
Для примера вспомним знаменитую сцену в поезде из фильма «Унесённые призраками». Когда Тихиро и её новые друзья уезжают на своё следующее задание, во время спокойной и визуально потрясающей поездки музыка навевает определённую меланхолию, которая кажется противоречащей событиям и образам текущей обстановки.
Одной из возможных интерпретаций является то, что Тихиро наконец находит уверенность в себе и обретает способность ориентироваться в незнакомом мире — но всё это только после прохождения через трудности и одиночество, научившись делать это без родителей. По своей сути девочке пришлось повзрослеть в невероятно стрессовых обстоятельствах, которые ознаменовали её переход во взрослую жизнь. И хотя эта сцена является прямым отражением развития персонажа, сопровождающая музыка напоминает нам, насколько такой опыт является трудным и некомфортным для многих детей.
Музыка учитывает всё, через что прошла Тихиро на пути от испуганной девочки в незнакомом новом городе к опытному и адаптирующемуся искателю приключений, готового к преодолению новых препятствий. Дзё Хисаиси, композитор «Унесённых призраками» и почти каждого фильма Миядзаки, смог вывести создание мира и повествование на новый уровень только благодаря музыке. А его длительное сотрудничество с режиссёром позволяет перекинуть мостик ко многим другим произведениям Studio Ghibli, в которых зритель услышит уже знакомый для себя стиль музыкальной композиции.
Особый подход к созданию мира произведения
«Могила светлячков», 1988
Не секрет, что грамотного миропостроения может быть тяжело достичь, а само по себе создание мира произведения представляет собой нетривиальную задачу. Студия решает её, сочиняя и анимируя как элемент фэнтези, который создает совершенно новое и захватывающее царство за пределами нашей реальности, так и элемент магического реализма, который привносит элементы волшебства в повседневную жизнь.
Элемент фэнтези в фильме «Возвращение кота» 2002-го года переносит героя Хару и зрителей на открытые пастбища Кошачьего Королевства, которые контрастируют с оживлённой и тесной обстановкой родного города Хару. Тогда как в «Ариэтти из страны лилипутов» 2010-го года болезненный мальчик по имени Сё обнаруживает в щелях собственного дачного дома целую семью Добываек! Подобные необычные явления удивляют и увлекают зрителей вместе с самими героями, которые впервые сталкиваются с такими феноменами. Чтобы этого достичь, Studio Ghibli анимирует грандиозные и живописные пейзажи, наполненные мельчайшими деталями, которые делают обстановку одновременно волшебной и реалистичной. Небольшие детали, такие как гигантские кальмары, светящиеся радугой в фильме «Рыбка Поньо на утёсе» 2008-го года, конфета, прилипшая к обёртке у Сэйты из фильма «Могила светлячков» 1988-го года, или любая сцена приготовления еды, так тщательно и с любовью сделанная, мгновенно вызывающая слюнки и аппетит смотрящего — придают произведениям достаточно реализма, чтобы они были близки зрителю даже под слоем всех фантастических и сказочных элементов, делая фильмы гораздо более захватывающими и доступными для воображения.
Фильмы Studio Ghibli создают магию там, где ничего не происходит
«Ариэтти из страны лилипутов», 2010
Возможно, главный козырь анимационных фильмов Studio Ghibli — это моменты, когда ничего не происходит. Сам Миядзаки описывает такие моменты с помощью японского слова 間 (ま — «ма»), которое грубо можно перевести как «пауза, пустота». Подобно мелким деталям, которые добавляют новые измерения характерам персонажей и миропостроению, сцены спокойствия и тихого размышления приостанавливают течение сюжета, чтобы придать вес эмоциям впоследствии. Дзиро ловит момент, чтобы выкурить сигарету в одиночестве в фильме «Ветер крепчает» 2013-го года. Марни из произведения «Воспоминания о Марни» 2014-го вплетает цветок в волосы Анны во время мирной водной прогулки на лодке. А Тихиро в «Унесённых призраками» наблюдает за свинарником вдалеке, размышляя о своих перевоплощённых родителях.
Эти сцены замедляют темп повествования, предоставляя зрителям и героям минуту отдыха, прежде чем вернуться обратно к действию. Также это привносит элемент повседневности (slice of life), который лишний раз оживляет персонажей через их взаимодействие с миром. Подобный приём отражает характер японской культуры и восточного стиля повествования, в котором уделяется много внимания окружению и множеству персонажей, а не индивидуальному вниманию к главному герою, как это принято в западном стиле. Это, в свою очередь, служит отличной основой для формирования всестороннего опыта зрителя при просмотре практически любого произведения Studio Ghibli.
«У нас есть слово для этого в японском языке. «Ма». Пустота. Сейчас я покажу. [Хлопает в ладоши]. Время между моими хлопками — это «ма». Если у вас в фильме будет только безостановочное действие без передышки — то это не больше, чем просто суета. Но если вы возьмёте паузу, то возрастающее напряжение в фильме сможет вырасти в более широкое измерение. А при постоянном напряжении в 80 градусов на протяжении всего времени вы просто оцепенеете.» (Хаяо Миядзаки из интервью Роджеру Эберту 2002-го года)
Хаяо Миядзаки
Вне зависимости от того, смотрят ли их в детстве или в зрелом возрасте, невозможно отрицать влияние, которое оказывают фильмы Studio Ghibli на зрителя. Они замечательно изображают жизнь и дарят при этом уникальный опыт. Во время просмотра мы переносимся в полноценную жизнь персонажей и их миры, ощущая давно забытые искренние эмоции. А мастерство в проработке героев, музыки, сеттинга, изображении и повествовании доказывает искренность намерений студии в создании работ высокого качества.