Сегодня — очередной ДР омского трамвая

Под него я когда-то написал серию постов, соединяю их в один суперпост
http://omchanin.livejournal.com/36142.html тут было
про трамвайные планы с 1895 года
http://omchanin.livejournal.com/37571.html тут
было про пуск трамвая в Омске
Итак, 7 ноября 1936 года первый трамвай пошел по городу, а к 1
января 1937 вся первая линия "сад Куйбышева" - ЖДВ, длиной почти 7
км. заработала полностью. Это был маршрут №1. Вот он, на фото

Вот точная трассировка это маршрута. Кольцо, видимо, находилось
на пл перед будущим к/т Маяковского. Затем трамвай шел по
современным ул. Интернациональной, Гагарина, Сенной, Бударина,
Щербанева, попадал на трамвайный мост, пл. Ленина, Лермонтова,
Маркса, Серова, Марченко и вот он, вокзал. Помимо перевозки
пассажиров трамвай сразу начал заниматься и грузоперевозками для
ТЭЦ-1. Для этого были построены
1. Грузовая ветка по ул. Партизанской от моста до ТЭЦ-1 с тупиком
на территории ТЭЦ.
2. Короткая ветка от ул. Маркса к путям товарной станции, что была
между Водоканалом и Транспортным инеститутом.
Для грузовых перевозок были куплен специальный подвижной состав:
открытые платформы и грузовые моторные вагоны, которые одновременно
работали и в службе пути.
Через год в 1937 году, в начале осени, линию маршрута №1 продлили в
огромный по тем временам жилмассив Водников. Линия прошла по ул.
Орджоникидзе, Октябрьской, Волховстроя. Ее длина составила 2,7 км.
Первоначально ее хотели проложить по Красному Пути, но там уже
бегали автобусы, и сама улица была чрезвычано узкой.

Кольцо устроили прямо на месте нынешнего минирынка "Дачный", на ул.
2-я Дачная. А кольцо у Маяковского осталось без маршурта. Обращаю
внимание, что первые линии трамвая были сплошь однопутными, а для
встречного движения существовали специальные разъезды, один их
которых был, например, в створе 3-й Северной на Волховстрое. Их
строили примерно каждые 600-700 метров. Таким образом, уже осенью
1937 года, меньше чем за 1 год, маршрут №1 соединил почти весь
город, его длина была почти 10 км! Помимо 2-х конечных,
промежуточные кольца были на Мясокомбинате, Лермонтова и Саде
Куйбышева.
Но развитие трамвая на этом не прекратилось. В 1937 году стали
строить две новые линии, маршрутов №2 и №3. Первая (маршрут №3)
пошла по ул. Гусарова - Кемеровская - Челюскинцев до 11-й
Ремесленной, ее длина 2,6 км. А вторая -(№2) по Лермонтова и 10-й
линии до нынешней ул. Лизы Чайкиной, длиной 3,8 км.
Сначала, понятное дело, заработал маршрут №2 "ул. Лермонтова
(Центр) - Новая загородная роща" в 1938 году. Вот он, на фото

В новой роще в мае 1940 года открыли ПКИО, так что у "двойки"
пассажиров еще добавилось.
У "тройки" дела шли похуже, ее пустили только в 1939 году. Трамвай
пошел по маршруту "Сад Куйбышева - 11-я Ремесленная". Но значение
этой линии резко выросло, так как была построена окружная жд и на
месте нынешнего Восточного рынка организовали угольный склад ТЭЦ-1,
к нему от кольца на 11-й РЕмесленной протянули трамвай, и теперь
уголь стали возить не от Транспортного, а от 11-й Ремесленной.
В 1940 году появилась и "четверка". Этот трамвай пошел от г.
Водников к Сельхозинституту прямо вдоль будущего Красного Пути,
длина маршрута была чуть более 2 км. Конечная была около оврага,
вблизи нынешней остановки. Разворотного кольца не было, был тупик.
На линии был 1 разъезд и всего 2 моторных трамвая. Обслуживала
линия не только городок Сельхоза но и пос. КРасный Пахарь, а также
пос. 6-го Кирпичного завода - далекую окраину тогдашнего
города.
Таким образом, с постройкой линии в Сельхоз трамвай полностью
связал город от начала до конца линией в 12 км "Сельхоз - ЖДВ" +
действовали еще 2 линии к восточным окраинам. Получается, всего за
4 года Омск получил прекрасную разветвленную современную рельсовую
систему, с охватом основных транспортных направлений и пассажирских
потоков. Длина системы составила почти 20 км. ЗА короткое время
была решена транспортная проблема огромного по тем временам
300-тысячного города! И безо всякого метро. Линии на 1940 год вы
можете увидеть на кликабельной карте, что уже была выложена
мной
https://ic.pics.livejournal.com/omchanin/26143801/11185/11185_original.jpg
Итак, в 1940 году, всего лишь спустя 4 года после появления в нашем городе омский трамвай уже имел 4 маршрута, 20 км. линий и связывал весь город от жд вокзала до сельхоза. А потом грянула Великая Отечественная война, и развитие трамвая остановилось. Трамвай возил грузы, пассажиров и раненых от ЖДВ в госпитали. В 1945 году
- Длинный маршрут №1 был «обрезан» от ЖДВ до Лермонтова.
- Был организован новый маршрут №6 Мясокомбинат (Цирк) – сад Куйбышева (к/т Маяковского).
- «Пятеркой» стал маршрут Водников-Сельхоз.
- «Тройка» пошла от сада Куйбышева до Водников.
- «Четверка» ходила от сада Куйбышева до 11-й Ремесленной.
1947 год в истории омского трамвая отмечен большой бедой –
половодье и лед снесли трамвайный мост через Омь и связь двух
берегов прервалась. Поскольку на правом берегу Оми остались
маршрутная сеть и трамваи, а депо было у Цирка, в спешном порядке
организуется временное депо №2 в малоприспособленном помещении,
вблизи конечной остановки «г. Водников», практически на месте
нынешнего минирынка «Дачный». Маршруты 3 и 4 объединяются. Движение
пассажирских трамваев по ул. Гагарина было прервано, а грузовые
вагоны по-прежнему ездили на ТЭЦ-1 от угольных складов около 11-й
Ремесленной. Маршрут №3 стал ходить от 11-й Ремесленной до г.
Водников. Маршруты 2 и 5 трассировку не меняли. Разорванный мостом
маршрут №6 был отменен. Подобная ситуация закрепилась до 1953 года,
когда наконец-то новый Комсомольский мост соединил два берега Оми,
и трамвайная сеть Омска вновь стала единой.

Итак, после некоторого застоя в 40-е, транспортная ситуация в
Омске вновь требовала кардинального «пинка». Эвакуированные в войну
предприятия обрастали поселками, стоили дома на свободных площадках
в достаточном отдалении от заводов. Появлялись новые заводы, их,
естественно, располагали на окраинах. Так, например, в конце 40-х,
начале 50-х стал расти пос. Шинного завода между ул. 20 лет РККА и
казачьим кладбищем. Завод Баранова застроил часть нынешнего
Юнгородка между Пушкина и Жукова. Дома Баранова и Полета
перешагнули насыпь окружной железной дороги и пошли вдоль 10-й
линии на север, заняв попутно часть ПКиО между 20 лет РККА и
Масленникова. В районе 25-й линии возник завод Попова и в 1953 году
начал расти рабочий поселок при нем. На север от Омска строили
нефтезавод, связанные с ним предприятия и огромный городок для всех
их работников. Застраивались Северные, Дунайские, Судоремонтные ул.
Всех живущих в этих районах требовалось возить домой, в город, и на
работу.
Первым, судя по всему, решили проблему пос. Попова, продлив трамвай
по ул. Лермонтова до 3-го разъезда, случилось это где-то в 1953
году, еще до сдачи Комсомольского моста. Туда пошел новый тогда
маршрут №7 либо от Лермонтовской, либо, что, скорее всего, от
Водников. Туда же потом попал и маршрут №9 с Вокзала. Во вторую
очередь проложили трамвай до Шинного завода и Кордной фабрики, с
этой же стороны были организованы проходные и для работников
Полета. Это стало возможным благодаря ликвидации старой части
трассы окружной жд. Рельсы маршрута прошли вдоль ПКиО по будущей
ул. Л. Чайкиной, а затем вдоль современной окружной жд к переезду с
3-й Транспортной, где и было организовано кольцо. Туда
перенаправили №3 от 11-й Ремесленной и новый маршрут №8, от
ЖДВ.

Для перевозки жителей домов пос. з-да Баранова у Юнгородка еще в
1952 году был организован новый маршрут №4 Вокзал-ПКиО. Чуть
позднее, в 1955-56 году одновременно строили трассу нового маршрута
через Долгирева и СибНИИСХОЗ в г.Нефтяников и маршрут г.
Нефтников-Нефтезавод с организацией в г. Нефтах депо №3. По моей
версии сначала сдали маршрут Нефтяники-ОНПЗ и дали ему №6, и
некоторое время он работал автономно от остальной городской
трамвайной сети со своим депо №3. А маршрут №5 сначала пошел до
Долгирева от ЖДВ, и лишь потом, на рубеже 56-57 гг. дошел до
Нефтяников, соединившись с маршрутом №6. На фото - тяговая
электроподстанция трамвая с годом постройки вблизи ул.
Долгирева

Одновременно с эти омский трамвай понес первые потери, в 1956 году
была ликвидирована старая «пятерка» в Сельхоз по Красному пути,
поскольку трамвай №5 пришел в городок ОмСХИ с другой стороны. А в
самом конце 50-х ликвидировали трассу по пр. Маркса в связи с его
реконструкцией, убрав трамвай на Учебную-Жукова. Были уничтожены
конечные «Мясокомбинат», «Лермонтова» и «сад Куйбышева». В эти же
годы ликвидировали уже ненужное депо на г. Водников, территория
которого влилась в троллейбусное депо. Итак, в 1959 году ходили
маршруты, общей длиной под 100 км.
1. Долгирева – Вокзал
2. ПКиО – Водников
3. 11 Ремесленная – Шинный
4. Вокзал – ПкиО
5. Вокзал-Нефты
6. Нефты – ОНПЗ
7. Долгирева-3-й Разъезд
8. Вокзал – Шинный
9. Вокзал – 3-й разъезд.
Начало шестидесятых у омского трамвая было бурным. Сначала
ликвидировали конечную на жд вокзале по причине того, что к тому
времени там уже плотно засел троллейбус, причем его конечная с
Лобкова встала прямо на месте трамвайного кольца. А трамвай
перенесли на ул. Котельникова и Труда, организовав кольцо около
знаменитого дома №49. Этот перенос, с одной стороны, лишил трамвай
очень «хлебного» места, а с другой – добавил пассажиров огромного
жилмассива в районе Труда, откуда в то время вообще было не
уехать.
Затем, в 1962 году сдали линию по Горбатому мосту от Лермонтова до
11-й Ремесленной. Туда с ПКиО перенаправили трамвай №4, а также
возобновили маршрут №1, который теперь шел от 11-й Ремесленной до
Шинного завода. Примерно в это же время была ликвидирована конечная
«ПКиО», и трамвай №2 пошел от 11-й Ремесленной в г. Водников. На
фото - схема "двойки".

После сдачи в эксплуатацию завода СК трамвай №6 был продлен до
этого завода. Под трамвай были организованы специальные проходные
вблизи переезда, который не позволял довести трамвай
непосредственно к заводу.
В середине 60-х. был проведен целый ряд мероприятий, направленных
на улучшение обслуживания трудящихся города и производственно -
финансовой деятельности управления.
1. Проведена реконструкция и освоена эксплуатация трамвайного депо
№1.
2. По улице Долгирева организована путейская база.
3. Реорганизована служба движения, которая стала заниматься только
организацией движения и контролем регулярности движения. Улучшению
регулирования движения способствовало строительство и ввод в
эксплуатацию разъездных путей на Северных улицах, для трамвайного
маршрута №2, на ул. Труда - для маршрутов № 9, 8, 5.
4. Ввдены в эксплуатацию тяговые подстанции №7 и №8 и заканчивается
строительство подстанции №9, что давало возможность увеличить
выпуск подвижного состава на линию и увеличить скорость движения до
15,4 км/ч.
5. Были решены вопросы подготовки кадров.
6. Пополнен подвижной состав новыми трамвайными вагонами в
количестве 6 ед. Одновременно списано с инвентаря 8 старотипных
вагонов серии "Х" и "М".
7. Внедрен целый ряд организационно-технических мероприятий, так,
например, с 1966 года трамвай перешел на бескондукторный режим.
На 1 октября 1967 года трамвайщики имели:
- 2 трамвайных депо на 150 вагоноединиц с приписным парком в 204
ваг/ед.
- 90 км трамвайных путей
- 33 км кабельных сетей
- 9 тяговых подстанций мощностью 15 тыс кВт
Маршруты на конец 60-х
- 11-я Ремесленная – Шинный зд
- 11-я Ремесленная – Водников
- 11-я Ремесленная – Шинный зд (через центр)
- 11-я Ремесленная – Труда
- Труда - Кристалл
- Кристалл – зд. СК
- Долгирева – 3-й Разъезд
- Труда – Шинный зд
- Труда – 3-й Разъезд.

В 70-е годы омский трамвай продолжал развиваться. В самом начале 70-х была построена линия длиной 3,5 км. в быстрорастущий Амурский поселок, куда и были продлены маршруты 1,3,4 от 11-й Ремесленной. Маршрут №2 остался на 11-й, но вскоре, в 1972 году однопутная линия по Октябрьской-Волховстроя была ликвидирована, и 2-й маршрут умер. Вместе в ним ликвидировали и поворот с Интернациональной на Гусарова. На фото - чудом сохранившиеся до наших дней столбы маршрута №2 на ул. Волховстроя.

В 1977 году построили новую линию длиной 1,3 км. от ул. Учебная до
ПО Полет по 3-й Транспортной, туда и пошла вновь воссозданная
«двойка». Через год, в 1978, впервые трамвай пришел на Левый берег
Иртыша, это была легендарная 10-ка, маршрут, которой пролег по
новейшим тогда улицам Лукашевича и Заозерная. Конечными были «3-й
микрорайон» и «9-й микрорайон». Потом одну обозвали Левобережье, а
вторую – Стрельникова. Эта линия была сделана по канонам
скоростного трамвая. Почти везде трамвайные рельсы были отделены от
проезжей части, а у Телецентра специально сделали супертрамвайную
остановку с выходами наверх. Одновременно с этим была ликвидирована
линия через Сельхоз, так как разрушили дамбу в районе озера, по
которой ходила в Нефты «пятерка». На фото - последние следы линии в
Сельхозе

Маршрут №5 пошел через Заозерную, туда же с Долгирева до
Стрельникова продлили маршрут №7.В самом конце 70-х, в связи со
строительством путепровода на ул. Л. Чайкиной трамвайная линия до
Шинного была демонтирована, а кольцо вернулось на старое место, на
углу ПКиО.
80-е начались очень мощно. Соединили конечные «ПКиО» и «Полет»,
конечную у парка ликвидировали окончательно. На Полете оказались
маршруты 1, 2,3,8. Началось строительство линии от Стрельникова на
завод Пластмасс длиной 8 км. Там планировалась очень крупная
промзона, но этим планам не суждено было сбыться. Трамвай-то в 1985
году до «Пластмасса» дошел, да только вот уже никому не нужный.
Туда продлили трамвай №10, так как у Пластмасса на ЛБИ было свое
жилье. Организовали трамвай №11 п. Амурский – 3-й Разъезд,
абсолютно «мертвый». В 1985 году восстановили поворот
Интернациональная-Гусарова и появился маршрут №12 Долгирева – Амур.
Примерно в 1986-87 гг в Омске был ликвидирован последний однопутный
участок на ул. Гусарова между Рынком и ул. Кемеровская.
В 1987 году возник короткий, но востребованный маршрут №13
Кристалл-Стрельникова. Организовали кольцо на ул. Маршала Жукова. В
середине 80-х длина трамвая в Омске достигла пика своего развития.
Одна только линия маршрута №10 была 15 км! От Труда до Кристалла
ходил маршрут №5 длиной под 20 км. По многим маршрутам бегали
сдвоенные вагоны, так как перевозки трамваями исчислялись сотнями
тысяч пассажиров в день. В 1988 году на ремонт закрылся Горбатый
мост и маршруты 1,4,11 были ликвидированы, вместо 4 организовали
маршрут №14 Труда-Центр-Амур. Потом реанимировался и 11-й маршрут.
А в конце 80-х построили поворот и от Кристалла до Левобережья
пустили маршрут №15, увы, мало кому нужный. И тут же следом
организовали маршрут №16, что пошел от нового кольца на Жукова в
Нефтяники. На фото - следы линии в Нефтяники в районе озерков

Потом пошел спад, о котором писать мне особо нечего, вы все сами все видели.
|
</> |