Сегодня мне доставили артбук Романа Папсуева "Сказки Старой Руси".
bigfatcat19 — 26.09.2017 Я в свое время писал о нем, и вот, наконец, получил. Сперва о самой книге. Это прекрасно изданный том в твердом переплете размером между А5 и А4:Бумага - мелованная, поэтому все рисунки (это именно рисунки, он работает в старой манере, на бумаге, потом сканирует изображение и вносит дополнительные штрихи в фотошопе) воспроизведены великолепно. Некоторое количество цветных изображений (вот они сделаны изначально в фотошопе) тоже выглядят просто фантастически:
Книга представляет собой предмет искусства, от форзаца:
...до страниц с собственно рисунками:
Перед частями с рисунками идет разъяснение: как автор дошел до жизни такой:
В нем, а также в послесловии, Роман настойчиво объясняет, что его работы не являются иллюстрациями к русским сказкам и былинам, а представляют собой плоды его фантазии, концепт-арты его собственного мира, базирующегося не только на фольклорном материале, но и на идеологии компьютерных игр, главным образом, ролевых (RPG). Автор сознательно работал в таком стиле, чтобы сделать свои работы доступными не только людям, знакомым с русским эпосом и фольклором (Роман почему-то все время называет их славянскими)))), но и тем, кто от этих материй далек, то есть молодежи и западному читателю. Разумеется, это обстоятельство должно вызвать сильное недовольство у ревнителей русской старины, потому что есть ведь васнецовско-билибинский канон, а все, что от него отступает - это харам. Здесь можно только напомнить, что канон в изображениях русских богатырей - это отнюдь не Билибин и Васнецов, а совсем другие картины:
Ценители искусства XVIII - первой половины XIX века, наверное, тоже указывали Виктору Михайловичу, что его богатыри - это отступление от всех норм и правил изображения героев русского эпоса.))) Так что эту претензию вряд ли можно считать существенной. В каждой эпохе есть свои стандарты изображения как исторических, так и фольклорных персонажей. В средневековье и на заре Нового Времени картины на библейские сюжеты показывали римских легионеров в бригандинах, шапелях, кирасах и с алебардами. Стража царя Ирода истребляла младенцев, одетая в полные миланские доспехи. Прерафаэлиты рисовали воинов короля Артура, как рыцарей 15-16 вв, вместо того, чтобы нарядить их в римские кольчуги и ламеллярные доспехи
Конечно, можно задать вопрос: если это не иллюстрации, а плоды фантазии, то почему у персонажей на картинках имена героев былин и сказок? Почему было не дать героям совершенно новые имена и прозвища? В конце концов, по-крайней мере у двух богатырей такие имена звучат немного нелепо: в мире, который придумал Роман (или, судя по сопроводительному тексту, начал придумывать), нет города Мурома и православных священнослужителей. Я не знаю, как на такой вопрос ответит автор (и станет ли отвечать вообще)))).
Кстати, да, в его мире нет православия или какой-то другой религии. Честно говоря, мне это кажется определенной натяжкой. Я согласен с тем, что русские сказки, что в адаптированном варианте, что в академическом - это предельно далекие от православия истории. Та хтоническая жуть, которая там творится через строчку, по большому счету должна вызывать баттхёрт у самого либерально настроенного батюшки. Вера в Бога в русских сказках практически отсутствует. Крест не дает защиты от нечисти, которая творит все, что ей вздумается. Разного рода демонические создания побеждаются либо железом, огнем и кровью, либо колдовством, поиском уязвимого места, которое, как известно, должно быть у любого демона, либо банальной хитростью. В общем, эллинские бесования и никакого христианства. Но в русском героическом эпосе все несколько сложнее. Там тоже есть колдовство, всякие грязные бытовые подробности, половая распущенность и тирания власть имущих, но герои то и дело обращаются за помощью к высшим силам и получают защиту, бафф на себя и дебафф на противника. Причем эти элементы были даже в адаптированных вариантах былин, кроме совсем уж детских, изложенных прозой. Да и вообще, фэнтезийный мир без богов - злых и добрых - кажется пустым, выхолощенным. Сознание людей, которые носят доспехи и сражаются холодным оружием не может быть атеистическим. Впрочем, что там говорить, даже в научной фантастике героического типа авторы часто вводят сверхъестественные всемогущие силы, чтобы придать масштабности и глубины побуждениям и поступкам своих героев. Потому что одно дело, когда императоры галактических государств взрывают целые системы из-за всяких колониальных устремлений, и совсем другое, когда это есть продолжение миллионнолетнего конфликта Света и Тьмы. Людям нужен размах, ага. Правда, разработать концепцию сверхъестественных сил, светлого и темного пантеонов, пребывающих в постоянном космологическом конфликте, и все это на базе чего-то близкого русскому и славянскому - задача нетривиальная. Данная поляна сильно обгажена родноверием, которое, по сути, есть банальное поклонение деревянным самотыкам.
Вторым недостатком, который мне видится в концепции мира Папсуева, является дегуманизация злых сил, представленных в артбуке. Миру, который в какой-то степени основывается на русских былинах и сказках, больше подходит не толкиеновская, а говардовская концепция мироздания. Герои русских сказок и былин постоянно где-то шарятся, выезжают за границу, дают по щам иноплеменникам, обносят иностранные государства, ищут по заморским базарам аленькие цветочки и т. д. и т. п. В этом смысле мир, где с одной стороны, типа, Светлая Русь с добрыми молодцами, красными девицами и прочими хороводами да пашней, а с другой - хмарь, дурь и набигающие орды волоколако-орко-рептилоидов с личом-Кащеем во главе, выглядит несколько однообразно и уныло. В обширном фентезийном мире есть место злым чуркам и своим поганым, курносым няшкам-славянам и хладнокровным живодерам-викингам (причем и те, и другие могут по разным причинам переходить на противоположную сторону), чужим культурам, рядом с которыми уживаешься, и вроде бы похожим обычаям, носители которых ровняют с землей города и украшают получившиеся пустыри кольями с насаженными головами. И вот уже в этот котел можно запускать упырей, оборотней, мертвяков, драконов, демонов и прочую нечисть, чтобы все хорошенько взбодрились.
Третье обстоятельство, которое, как мне кажется, несколько снижает интерес к проекту - это вторичность некоторых образов. И я не говорю о вторичности по отношению к той основе, на которой они создавались. Речь идет об их предшественниках в мировой поп-культуре. Богатая, избалованная, тренированная девушка, которая грабит дрвение захоронения и разгадывает старинные тайны? Да еще вооруженная double weapon? Серьезно? Тогда следующим, наверное, будет чародей, который заработал много золота, продавая всякие грозные магические артефакты, а потом сделал себе стальные летающие доспехи и начал сражаться с нечистью, которая хочет сокрушить его город? Оммажи и пасхалки - это одно, но вторичность персонажей делает их малоинтересными.
Четвертое отрицательное обстоятельство (и это уже чистая вкусовщина) - это засилье брюнетов))) Серьезно, блондинов там только двое, да и те, похоже, исключительно из-за своей сверхъестественной физиологии)))
А теперь серьезно. Данная книга - это потрясающий и оригинальный проект, выполненный человеком, который любит свое дело и достиг в нем высокого уровня мастерства. Исполнение всех картин - просто замечательное, при этом большинство рисунков еще и представляют собой по-настоящему оригинальное прочтение знакомых сюжетов, иногда - забавное, иногда - серьезное, иногда - жутковатое. Каково бы ни было мое отношение к некоторым концепциям мира Романа Папсуева, я получил огромное удовольствие от его альбома и буду получать его еще много раз - к этим персонажам можно возвращаться снова и снова. Честно признаюсь, я по-хорошему завидую ему. Папусев смог сделать свое любимое дело своей профессией, которой он может зарабатывать себе на жизнь. И это в нашей, прямо скажем, не слишком цивилизованной стране, где на объекты любого искусства, что высокого, что популярного, смотрят, как на такую фигню, которую каждый-может-в-интернете-скачать-да-я-знаю-пацана-он-лучше-сделает-за-бутылку. Покупать ли альбом вам? Если вы ортодоксальный русский, воспитанной на русской культуре в ее русском понимании русского - пожалуй, нет. Если вам нравятся хорошие рисунки, если вас прет от сочетания русской и врахаммеровской эстетики (как в фентезийной, так и в сорокатысячной ее ипостаси), то, разумеется, брать, не задумываясь! Потому что это - совершенно офигительная книга!