Сегодня международный день виолончели

топ 100 блогов meowattacks29.12.2023

Виолончель — это не большая скрипка. Большая скрипка — это альт.  10 фактов про виолончель из первых рук.

1. Как и всякие другие струнные и струнно-смычковые инструменты, виолончели могут быть фабричные, а могут быть и мастеровые (т.е. те, которые полностью от и до вручную делает мастер). Чем известнее мастер, тем дороже инструмент. Чем старше мастеровой инструмент, тем он дороже. Чем старше дерево, тем оно лучше, соответственно, лучше звук.  Самая дорогая в мире виолончель Страдивари «Дюпор» стоит 20 млн. долларов. Но кроме имени мастера и красоты звука стоимость может увеличивать «бэкграунд» инструмента и его история. Та же «Дюпор» такая дорогая в том числе потому, что на ней играл Ростропович. А еще есть легенда, что на на ней есть царапина от шпор Наполеона, когда тот взял ее подержать. За что купила, за то и продала.

Сегодня международный день виолончели
"Дюпор". Источник: The Strad

2. У известных старинных инструментов есть имена. К примеру, вышеупомянутая «Дюпор» названа в честь французского виолончелиста Жана-Луи Дюпора, которому она когда-то принадлежала. Или, допустим, виолончель Страдивари 1712 года «Давыдов». Эта виолончель когда-то принадлежала Карлу Давыдову, русскому композитору и виолончелисту. Позже на ней играла гениальная британская виолончелистка Жаклин дю Пре, затем американский виолончелист Йо-Йо Ма. Многие такие инструменты выкупают фонды и организации, которые затем на определенных условиях (чаще всего безвозмездно) отдают виолончели как бы «в аренду» музыкантам для игры. «Дюпор», к слову, принадлежит теперь японскому музыкальному фонду «Ниппон». Вообще на таких инструментах должны играть, причем играть хорошо и регулярно. В конце концов, они были для этого и созданы! Неправильно это, когда  Страдивари или Гварнери в музее за стеклом стоят, когда в мире столько талантливых музыкантов. К тому же, долгое простаивание плохо отражается на звучании. 

Жаклин дю Пре. Моя обожать :3
Жаклин дю Пре. Моя обожать :3

3. Известно, что для игры на виолончели используется шпиль. Это такая металлическая хреновина с острым концом, которая выдвигается из виолончели посредством откручивания специального «краника» на определенную длину. Шпиль у виолончели появился только в конце 19 века. Можно смело предположить, что благодаря его появлению общество стало активнее допускать женщин к профессиональной игре на виолончели. Потому что широко расставлять ноги для пристойной женщины, да еще и на публике, было верхом неприличия! Даже для такой благой цели, чтобы туда виолончель поставить. Поэтому несмотря на наличие шпиля, какое-то время женщины целомудренно держали ноги сбоку от виолончели. Как на ней при таком положении дел можно было хоть что-то сыграть — вообще непонятно. 

Сегодня международный день виолончели [email protected]" alt="Габриэль Метсю, "Девушка, играющая на виолончели", 1663 г. "Чет звук какой-то хреновый..." " title="Габриэль Метсю, "Девушка, играющая на виолончели", 1663 г. "Чет звук какой-то хреновый..." " loading="lazy" />
Габриэль Метсю, "Девушка, играющая на виолончели", 1663 г. "Чет звук какой-то хреновый..."

В той же Великобритании, к примеру, легендарная Жаклин дю Пре была среди первого поколения виолончелисток Лондонской школы виолончели, которых учили держать виолончели не сбоку, а между ног (боже мой, срам-то какой неслыханный!). Это был 1951 год. Ну, британцы те еще консерваторы. 

4. Чтобы виолончель не «уезжала» во время игры вперед, для шпиля нужен упор в полу в виде дырки или другого углубления. Потому что нет ничего хуже, чем когда шпиль срывается во время игры.) Приходится тогда держать ее коленями, как в барочные времена и надеяться, как бы он опять не соскочил хотя бы до конца произведения. Чтобы этого не случилось, виолончелисты всегда возят с собой свои «дырки». Во-первых, чтобы не испортить пол внутри помещения. Во-вторых, как уже упоминалось, чтобы шпиль не «уезжал». Есть дырки, которые крепятся на ремнях или шнурах к ножкам стула. Они надежнее, но их надо заранее устанавливать, а это не всегда возможно. Есть такие, которые ни к чему, кроме пола не крепятся. 

Вот такая
Вот такая "black hole"

У них сзади специальная липкая или прорезиненная сторона. Это гораздо быстрее — прилепил и пошел. Но к сильно грязному полу такая штука особо лепится не хочет. Поэтому некоторые заранее протирают влажной тряпочкой кусочек пола, к которому будет крепиться дырка, чтоб уж наверняка прилепилось. Но и это не всегда помогает.) В особо ответственных случаях сверху может использоваться еще и скотч. Присмотритесь в следующий раз на концерте!

5. Комплект струн для виолончели (4 шт.) в среднем стоит около 250 евро. Отклонения в цене могут быть как в нижнюю, так и в верхнюю сторону в зависимости от марки. Струны подбираются, соответственно, под виолончель и под личные предпочтения. Струны надо менять несколько раз в год. Как это определяется? Струна может лопнуть, к примеру. Или просто начать хреново звучать.

6. Виолончель в среднем весит около трех килограмм. К этому нужно добавить вес футляра, минимум 3-4 кг. Получается, что виолончелист регулярно носит на себе около 7 кг. Может быть больше, если футляр тяжелее. Старые футляры из дерева раньше весили по килограмм по 7, если не больше.

7. Мастеровая старинная виолончель — это почти человек. У нее, как правило, есть свой личный паспорт с данными о ней, информацией о владельце и фото (не владельца, виолончели). Причем чем стариннее и дороже известнее инструмент, тем выше шансы, что на границе докопаются с ней могут быть проблемы.) Вот тут драма, правда, не про виолончель, а про скрипку — молдавская скрипачка Александра Конунова с Гваданини 1785 года и стоимостью 2 млн. в Молдову въехала, а выехала с уголовным обвинением в контрабанде. И без скрипки. Несмотря на то, что она предоставила контракт пользования скрипкой, т.к. она принадлежит швейцарскому меценату, скрипку изъяли и не отдавали 3 месяца. Там такая Санта-Барбара была, шо просто пипец. Но на днях скрипку ей все-таки вернули. 

8. Для авиапутешествий на виолончель нужно покупать отдельный билет. Можно конечно и в багаж, но инструмент со средней стоимостью, скажем, однокомнатной квартиры в Минске сдавать в багаж — это против всякого здравого смысла. Хотя, недавно вот российский лоукост «Победа» отказался пускать музыкантов с виолончелями в салон, хотя у них были билеты на них. Они сдали виолончели в багаж и на выходе получили поломанные «дрова». 

9.  На виолончели полагается играть смычком. Хороший виолончельный смычок, как вы уже догадались, тоже стоит немало — начиная от нескольких тысяч евро и вверх. И он тоже делается от и до вручную мастером. Хотя разумеется, есть и фабричные, и они гораздо дешевле. Как правило, мастер, который делает скрипки, альты и виолончели, не делает смычки, и наоборот, смычковый мастер не делает инструменты. Но бывают и исключения. Смычок имеет большое значение. Учитывая, что на виолончели все самое важное в плане звука производится правой рукой, разные разные смычки дают разные оттенки звучания. Есть смычки весом полегче, есть потяжелее. Кто как любит.

Смычок английского мастера Джеймса Таббса. Просто произведение искусства
Смычок английского мастера Джеймса Таббса. Просто произведение искусства

10. В смычки вставляют настоящий конский волос, чаще всего белый. Поэтому смычки — это не веганская тема.) И нет, лошадкам не стригут хвостики, пока они весело щипают травку или нежатся в альпийских лугах на солнышке. Конский волос — это побочный продукт на скотобойне. Ради него лошадей не убивают, это правда, но и волос, который вставляется в смычок, — это волос убитой лошади. Я не встречала поставщиков, которые бы продавали этический конский волос — да и невозможно это, потому что, перво-наперво, волосы в хвосте нужны самой лошади, на секундочку. Во-вторых, для одного смычка отбирается самый лучший волос, и одного конского «хвоста» для этого недостаточно. Для смычка отбирается каждая волосинка по структуре, качеству и длине, остальное отбраковывается. В зависимости от стиля и интенсивности игры, волосы в смычке меняются минимум где-то два раза в год (судить нужно по степени «облысения» смычка). 

Пока существует только одна альтернатива конскому волосу — синтетический волос французской марки Coruss. Обычно музыканты при этом сразу брезгливо морщат нос. Тем не менее, когда в  Тулузском камерном оркестре проводили слепые прослушивания, профессиональные музыканты не смогли определить разницу в звучании, когда играли смычком с конским волосом, а когда синтетическим. Правда, оказалась проблема — очень сложно найти мастера, который согласится этот синтетический волос вставить. Обычно все строят козьи рожи и отказываются.

Собственно, есть еще куча всего интересного, о чем я не написала, но я планировала уложиться в 10 фактов.) А вот на десерт предлагаю насладиться вот этой прекрасной музыкой:


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Утро доброе всем, почтенные коммунары, полупочтенные и которые так себе, мира вашему дому и благополучия в делах. Имею серьезный вопрос к коллективу относительно гражданской инициативы. Я имею честь проживать в одном из районов Москвы. С недавних пор, благодаря инициативе мэра и неуемному ...
Рубрике Холостяцкий ужин уже около полутора лет и в ней были разные блюда - простые и не очень, традиционные и в какой-то мере необычные, впервые приготовленные и те, которые присутствуют в моем рационе постоянно. Одним из таких постоянных и любимых мною блюд будет и сегодняшнее - ...
  Московский Спартак сегодня будет проводить выездную еврокубковую встречу в Голландии на стадионе «Амстердам АренА» с местным Аяксом. Я буду вести текстовую трансляцию матча в своём  журнале . Параллельно буду закидывать сюда видео с ...
Страшная обида на соседей - как они смеют жить лучше! Как они смеют не слушать "добрых" советов от таких "разумных" соседей и иметь своё мнение! Не считаются с нами, самостоятельно принимают решения и имеют наглость вежливо (пока что вежливо) посылать! Огромное желание не ...
Россия не хочет войны, но увеличить свою территорию не против. Хотите большего разрешения, просто кликните по изображению. ...