Сегодня международный день виолончели
meowattacks — 29.12.2023Виолончель — это не большая скрипка. Большая скрипка — это
альт. 10 фактов про виолончель из первых рук.
1. Как и всякие другие струнные и струнно-смычковые инструменты,
виолончели могут быть фабричные, а могут быть и мастеровые (т.е.
те, которые полностью от и до вручную делает мастер). Чем известнее
мастер, тем дороже инструмент. Чем старше мастеровой инструмент,
тем он дороже. Чем старше дерево, тем оно лучше, соответственно,
лучше звук. Самая дорогая в мире виолончель Страдивари
«Дюпор» стоит 20 млн. долларов. Но кроме имени
мастера и красоты звука стоимость может увеличивать «бэкграунд»
инструмента и его история. Та же «Дюпор» такая дорогая в том числе
потому, что на ней играл Ростропович. А еще есть легенда, что на на
ней есть царапина от шпор Наполеона, когда тот взял ее подержать.
За что купила, за то и продала.
2. У известных старинных инструментов есть имена. К примеру, вышеупомянутая «Дюпор» названа в честь французского виолончелиста Жана-Луи Дюпора, которому она когда-то принадлежала. Или, допустим, виолончель Страдивари 1712 года «Давыдов». Эта виолончель когда-то принадлежала Карлу Давыдову, русскому композитору и виолончелисту. Позже на ней играла гениальная британская виолончелистка Жаклин дю Пре, затем американский виолончелист Йо-Йо Ма. Многие такие инструменты выкупают фонды и организации, которые затем на определенных условиях (чаще всего безвозмездно) отдают виолончели как бы «в аренду» музыкантам для игры. «Дюпор», к слову, принадлежит теперь японскому музыкальному фонду «Ниппон». Вообще на таких инструментах должны играть, причем играть хорошо и регулярно. В конце концов, они были для этого и созданы! Неправильно это, когда Страдивари или Гварнери в музее за стеклом стоят, когда в мире столько талантливых музыкантов. К тому же, долгое простаивание плохо отражается на звучании.
3. Известно, что для игры на виолончели используется шпиль. Это такая металлическая хреновина с острым концом, которая выдвигается из виолончели посредством откручивания специального «краника» на определенную длину. Шпиль у виолончели появился только в конце 19 века. Можно смело предположить, что благодаря его появлению общество стало активнее допускать женщин к профессиональной игре на виолончели. Потому что широко расставлять ноги для пристойной женщины, да еще и на публике, было верхом неприличия! Даже для такой благой цели, чтобы туда виолончель поставить. Поэтому несмотря на наличие шпиля, какое-то время женщины целомудренно держали ноги сбоку от виолончели. Как на ней при таком положении дел можно было хоть что-то сыграть — вообще непонятно.
В той же Великобритании, к примеру, легендарная Жаклин дю Пре
была среди первого поколения виолончелисток Лондонской школы
виолончели, которых учили держать виолончели не сбоку, а между ног
(боже мой, срам-то какой неслыханный!). Это был 1951 год. Ну,
британцы те еще консерваторы.
4. Чтобы виолончель не «уезжала» во время игры вперед, для шпиля
нужен упор в полу в виде дырки или другого углубления. Потому что
нет ничего хуже, чем когда шпиль срывается во время игры.)
Приходится тогда держать ее коленями, как в барочные времена и
надеяться, как бы он опять не соскочил хотя бы до конца
произведения. Чтобы этого не случилось, виолончелисты всегда
возят с собой свои «дырки». Во-первых, чтобы не испортить пол
внутри помещения. Во-вторых, как уже упоминалось, чтобы шпиль не
«уезжал». Есть дырки, которые крепятся на ремнях или шнурах к
ножкам стула. Они надежнее, но их надо заранее устанавливать, а это
не всегда возможно. Есть такие, которые ни к чему, кроме пола не
крепятся.
У них сзади специальная липкая или прорезиненная сторона. Это
гораздо быстрее — прилепил и пошел. Но к сильно грязному полу такая
штука особо лепится не хочет. Поэтому некоторые заранее протирают
влажной тряпочкой кусочек пола, к которому будет крепиться дырка,
чтоб уж наверняка прилепилось. Но и это не всегда помогает.)
В особо ответственных случаях сверху может использоваться еще и
скотч. Присмотритесь в следующий раз на концерте!
5. Комплект струн для виолончели (4 шт.) в среднем стоит около 250 евро. Отклонения в цене могут быть как в нижнюю, так и в верхнюю сторону в зависимости от марки. Струны подбираются, соответственно, под виолончель и под личные предпочтения. Струны надо менять несколько раз в год. Как это определяется? Струна может лопнуть, к примеру. Или просто начать хреново звучать.
6. Виолончель в среднем весит около трех килограмм. К этому нужно добавить вес футляра, минимум 3-4 кг. Получается, что виолончелист регулярно носит на себе около 7 кг. Может быть больше, если футляр тяжелее. Старые футляры из дерева раньше весили по килограмм по 7, если не больше.
7. Мастеровая старинная виолончель — это почти человек. У нее,
как правило, есть свой личный паспорт с данными о ней, информацией
о владельце и фото (не владельца, виолончели). Причем чем стариннее
и дороже известнее инструмент, тем выше шансы, что на
границе докопаются с ней могут быть проблемы.) Вот тут драма, правда, не про
виолончель, а про скрипку — молдавская скрипачка Александра
Конунова с Гваданини 1785 года и стоимостью 2 млн. в Молдову
въехала, а выехала с уголовным обвинением в контрабанде. И без
скрипки. Несмотря на то, что она предоставила контракт пользования
скрипкой, т.к. она принадлежит швейцарскому меценату, скрипку
изъяли и не отдавали 3 месяца. Там такая Санта-Барбара была, шо
просто пипец. Но на днях скрипку ей все-таки вернули.
8. Для авиапутешествий на виолончель нужно покупать отдельный билет. Можно конечно и в багаж, но инструмент со средней стоимостью, скажем, однокомнатной квартиры в Минске сдавать в багаж — это против всякого здравого смысла. Хотя, недавно вот российский лоукост «Победа» отказался пускать музыкантов с виолончелями в салон, хотя у них были билеты на них. Они сдали виолончели в багаж и на выходе получили поломанные «дрова».
9. На виолончели полагается играть смычком. Хороший виолончельный смычок, как вы уже догадались, тоже стоит немало — начиная от нескольких тысяч евро и вверх. И он тоже делается от и до вручную мастером. Хотя разумеется, есть и фабричные, и они гораздо дешевле. Как правило, мастер, который делает скрипки, альты и виолончели, не делает смычки, и наоборот, смычковый мастер не делает инструменты. Но бывают и исключения. Смычок имеет большое значение. Учитывая, что на виолончели все самое важное в плане звука производится правой рукой, разные разные смычки дают разные оттенки звучания. Есть смычки весом полегче, есть потяжелее. Кто как любит.
10. В смычки вставляют настоящий конский волос, чаще всего белый. Поэтому смычки — это не веганская тема.) И нет, лошадкам не стригут хвостики, пока они весело щипают травку или нежатся в альпийских лугах на солнышке. Конский волос — это побочный продукт на скотобойне. Ради него лошадей не убивают, это правда, но и волос, который вставляется в смычок, — это волос убитой лошади. Я не встречала поставщиков, которые бы продавали этический конский волос — да и невозможно это, потому что, перво-наперво, волосы в хвосте нужны самой лошади, на секундочку. Во-вторых, для одного смычка отбирается самый лучший волос, и одного конского «хвоста» для этого недостаточно. Для смычка отбирается каждая волосинка по структуре, качеству и длине, остальное отбраковывается. В зависимости от стиля и интенсивности игры, волосы в смычке меняются минимум где-то два раза в год (судить нужно по степени «облысения» смычка).
Пока существует только одна альтернатива конскому волосу — синтетический волос французской марки Coruss. Обычно музыканты при этом сразу брезгливо морщат нос. Тем не менее, когда в Тулузском камерном оркестре проводили слепые прослушивания, профессиональные музыканты не смогли определить разницу в звучании, когда играли смычком с конским волосом, а когда синтетическим. Правда, оказалась проблема — очень сложно найти мастера, который согласится этот синтетический волос вставить. Обычно все строят козьи рожи и отказываются.
Собственно, есть еще куча всего интересного, о чем я не написала, но я планировала уложиться в 10 фактов.) А вот на десерт предлагаю насладиться вот этой прекрасной музыкой:
|
</> |