"Седая легенда".
catherine_catty — 27.03.2018 Попался мне под руку фильм "Седая легенда" с Калныньшем и Ульфсаком. Начала смотреть, будучи уверенной, что снят он в СССР. Ближе к середине озадаченно почесала в затылке и возопила: "Если у нас в мои 17 лет кадры с мимолетно обнаженной женской грудью тянули на "Дети до 16", то тут какой уровень ставили? 50+?" Потому что любовная сцена снята ну очень откровенно. И сцена разгрома села Ракутовича также весьма приближена к реальности. То есть как-то не соотносится эта данность с "Сделано в СССР". Но в тоже время фильм снят очень по-советски: обстоятельно, с прописанными характерами, с хорошими костюмами. Где-то там промелькнул на музыканте парик из XVIII века, но лишь однажды. Как выяснилось, я была права оба раза. Фильм снимался в 1991 то есть, совсем уж на излете советской власти.Князь Кизгайло (И. Калныньш) и его жена Любка (И.К.Павлак).
Рассказывается в нем история любви нобиля Романа Ракутовича к холопке Ирине. Собственно, "Седая легенда" начинается с того, как Ракутович просит у друга князя Кизгайла продать ему Ирину. Но из-за пустяка друзья ссорятся и начинают враждовать. Поскольку снималось это все же еще в СССР (а написание сценария и подготовка к съемкам явно начались года за 2 до 1991), то в фильме много внимания уделено и показу крестьянского восстания, но его это не портит.
Безусловным плюсом фильма являются все мужские роли. Вот просто на кого не посмотри, все сыграли на 5+. И Ульфсак (Ракутович), и Калныньш (Кизгайло), и Кознов (Конрад фон Цхакен), и Немчик (монах Алоиз). Это - совершенно живые люди, со сложными характерами. Безусловным минусом являются все женские роли. Павлак (Любка) переигрывает, да и выглядит перезрелой для невесты. Мурина изображает что-то мимимишное и сюсюсюшное, что никак не стыкуется с суровым XVII веком. Вот просто блаженная какая-то. Смерть - это вообще пришей кобыле хвост. Ну, не было у Короткевича никаких смертей в книге. Зачем придумали?
Ракутович (Ульфсак) Ирина (А. Мурина)
Также явным минусом являются все (к счастью немногие) переделки сюжета Короткевича. Я сначала было думала назвать пост "О княжеской спеси" ибо в фильме герои поссорились потому что Ракутович хотел купить девку, а Кизгайло - подарить ее другу. Вот просто картина маслом: один говорит: "Вот тебе деньги за нее", а другой: "Не надо, я тебе ее дарю". В результате поругались насмерть, а Ирина так и осталась холопкой. Вывод: ну не дураки эти паны? Из-за своей спеси человека практически загубили. А на самом-то деле все не так было.
"Они сидели и пили вместе, и Алехно спросил у Романа, зачем ему это. Тот ответил, что, когда Ирина будет свободной, он попытается завладеть ее сердцем и жениться на ней.
— Сердце, как я полагаю, тебе без надобности, ласковый пан, — легкомысленно ответил неженатый тогда пан Алехно.
— Однако же ты принес свое к ногам панны Любки.
— Это совсем иное дело. Она знатного рода. А нобилю стыдно брать себе в жены холопку.
— Женился ведь на дочери смерда муромский Петр, — сказал Ракутович.
— Рабы татар могут делать что им хочется.
— Не упрекай их, сосед. Похоже на то, что теперь пришла наша очередь попасть в рабство. Варшава задушит нас, мы потеряли память. И неизвестно, чье рабство будет более долгим.
— И все же это позор для нобиля — мешать свою кровь с холопской.
— Да уж позволь мне самому судить об этом.
— Слушай, Роман, — усмехнулся Алехно, — можно оставить сытыми волков и целыми овец. Бери ее на сколько тебе нужно. Ты знаешь, я твой приятель и сосед и никогда не потребую ее обратно. Мне очень не хочется, чтоб ты на ней женился.
— Нет, — сказал Роман.
— Серьезно, возьми ее, если уж так захотел. Сделаешь ей ребенка и успокоишься.
— А если она меня ненавидит?
— А кто спрашивает об этом у быдла?
— Неладно говоришь, сосед, — сказал Роман, — девушек этого «быдла» так же нехорошо портить, как и всяких других. Это быдло откинуло и сбило татарскую конницу, сидя на конях, взятых от сохи… Да и Ирина — достойная уважения девушка.
— Ну и возьми ее себе, — засмеялся Кизгайла.
— Брать силой, брать в цепях — это надо не уважать себя.
— Да кто же тебе велит силой? Ты улести ее подарками.
— И все равно она подневольная. Я так не хочу. Скверно это. Надо, чтобы по любви, иначе какая же тут радость?
— Гм… Так ведь ты ее в другую неволю тянешь. Ежели дознаются в округе, что ты ее выкупил, она снова будет чувствовать себя связанной. И собака хвостом виляет, когда кинешь ей кусок.
— Вот и хочу тебя просить, чтобы ты отпустил и молчал. Будто бы сам отпустил.
Кизгайла немного подумал.
— Нет, не отпущу, — сказал он. — Хочешь — бери, не хочешь — не бери. Нобилю нельзя жениться на холопке."
И тут да, все логично. А в фильме - увы. Еще один момент, которого не было у автора повести. Отсылая Ирину из замка, Кизгайло предлагает отведать ее своим соратникам. Если учесть, что девица до этого провела в подземелье не один месяц, то по идее там не то чтобы насиловать ее, к ней и подойти-то без противогаза или костюма химзащиты было бы страшно. Тоже мне, подарочек. Фу-у-у-у. Ну, про то, что в этой сцене рубашка Ирины хоть и не белая, но вполне себе приличная, не грязная и не дырявая, а волосы и лицо чистые, я уже молчу.
Вывод: смотреть можно. Некоторые несуразности и сю-сю-сю пережить можно. Фильм масштабный, с хорошо проработанными мужскими характерами, неплохими съемками и отличной музыкой. Если что, там композитор - Евгений Дога и этим все сказано. Эротическая сцена снята откровенно, но она вполне к месту. Знаете, я до сих пор забыть не могу как в "Комедии о Лисистрате" Райкин мудями, а Кабо грудями трясли. 29 лет прошло, а развидеть никак не получается. Ибо пошлость невыразимая. А тут - нет. За хорька в качестве домашнего любимца Любки - респект. Правда, в книге был горностай, но ладно.
Песня "Брось в кострище дров охапку,пусть горят пожарче":
Картинки с сайта: http://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/6302/foto/
|
</> |