Сеанс взаимного психоанализа


Лондон, утро 3 сентября 1939 года. Вся Англия ждёт, что немцы ответят на ультиматум британского правительства. Оксфордский профессор-теолог, ревностный католик, приехал в столицу, чтобы встретиться лично со своим заочным оппонентом — врачом, отрицающим саму идею существования Бога — и переубедить его.
Встреча должна была быть короткой, но они проговорили до позднего вечера. Говорили не только и даже не столько о Боге — о добре и зле, войне и мире, детстве и взаимоотношениях со своими отцами, любви и сексе и о многом другом. Иногда они взаимно обличали друг друга в чём-то. Во время беседы каждый вспоминал какие-то эпизоды из своей жизни.
Этот разговор наверняка повлиял на дальнейшую жизнь профессора и его творчество. Визитёра из Оксфорда звали Клайв Стейплз Льюис, а хозяина дома — Зигмунд Фрейд.

Авторы фильма "По Фрейду" (Freud's Last Session, Ирландия/Великобритания/США, 2023) честно признаются, что не знают, была ли эта встреча на самом деле. Известно только, что незадолго до смерти Зигмунда Фрейда (он умер 23 сентября 1939-го) к нему приезжал молодой профессор из Оксфорда. Именно от этого факта отталкивался драматург Марк Сен-Жермен, когда писал свою пьесу "Последний сеанс Фрейда" (2009), которая впоследствии легла в основу сценария фильма.

Фильм получился сложным не только из-за того, что он практически целиком построен на одном диалоге с небольшими вкраплениями — воспоминаниями и разговорами с другими людьми и т. д. — но и из-за внешней атмосферы напряжённости, которая воссоздана настолько хорошо, что буквально ощущается кожей.

Помимо двух уже названных персонажей в фильме присутствует третий главный герой — Анна Фрейд, дочь и ученица знаменитого психоаналитика. Она преподаёт в университете и не участвует в беседе, но её воспоминания вплетаются в общую картину, дополняя её.

Повторюсь, кино непростое, глубокое, философское и, как мне показалось, очень своевременное и чертовски интересное. Добавлю пару интересных фактов, связанных с фильмом и Энтони Хопкинсом:
- За 30 лет до съёмок в этом фильме Хопкинс сыграл Клайва Льюиса в байопике Ричарда Аттенборо "Страна теней" (1993);
- В финале фильма звучит вальс And the Waltz Goes On в исполнении Оркестра Иоганна Штрауса (Johann Strauss Orchestra) под управлением известного дирижёра и скрипача Андре Рьё. Энтони Хопкинс написал его в 1964 году, но долгое время никому не показывал. Только через 47 лет, в 2011-м, он отправил ноты Андре Рьё. Первое публичное исполнение вальса состоялось тогда же, в 2011-м.
Режиссёр Мэтт Браун. В ролях: Энтони Хопкинс, Мэттью Гуд, Лив Лиза Фрис и другие.
Рекомендую всем, кто любит фильмы, заставляющие думать. )