Сдвиг нормы

Только вот незадача - аплодисменты межу частями сонат. Что сказать - обычно они бывают. Но обычно их инициаторами является некое пугливое меньшинство, которое ориентируется на молчаливое большинство носителей нормы. Т.е. хлопающие между частями многочастного произведения если не знают, то подозревают, что они не вполне в курсе того, принято аплодировать в эти моменты или нет. Т.е. норма транслируется от большинства к меньшинству - придя на свой второй концерт в жизни, дяденька, хлопавший между частями на первом, будет уже воздерживаться от аплодисментов. А на третьем будет возмущенно разворачиваться в креслах (если он идиот, конечно). Тут ведь многого не требуется - для того чтобы эта норма жила, всего-то и нужно - воздерживаться от неправильных действий. Невелик подвиг.
Иное дело, если норма не известна подавляющему большинству. Вот тут уже можно говорить о гуманитарной катастрофе. Локального масштаба, конечно, но все же симптом крайне неприятный. Так вот, вчара партер в простодушном единодушии аплодировал после каждой части каждой сонаты. Носители нормы, сидевшие в первом и втором амфитеатрах, вели себя как следует. Но из партера их не видно, вот в чем штука. И в общем азартном плеске аплодисментов не слышно их молчания.
|
</> |