Сделано в Венгрии (2008): венгерские "Стиляги"
ru_klukva_ru — 22.03.2020Ой, а вы помните, как в 2008 г. у нас выходил фильм "Стиляги" Владимира Тодоровского? То ли мюзикл, то ли комедия, то ли гротескная драма о субкультуре стиляг в Москве 1950-х? Громкий был фильм, прокатывался под Новый год, на праздники, с большой рекламой. На кинопоиске до сих пор больше 200 рецензий. И ни одной - старше января 2009 г., ха-ха-ха. Но знаете, что еще интересно? В том же самом году вышел практически точно такой же фильм, с аналогичной концепцией и даже очень похожим сюжетом - но (внезапно!!1) В ВЕНГРИИ! Да, венгерские "Стиляги". И там тоже есть противопоставление рок-н-ролла и серости советской жизни, преследование музыки кровавой гэбнёй, куча рок-н-ролла и колебание между реалистичной комедией, совностальгией, антисоветчиной и мюзиклом. Знаете, по такому поводу мы его даже перевели. Можете найти на рутрекере с переведенными с английского субтитрами. А если не хотите - так я вам даже кратко расскажу, достоин ли фильм внимания.
Итак, на аэродром без взлетно-посадочной полосы прибывает самолет. Здание аэропорта, как и все ин совьет блок, украшено RED ZVEZDA, RED FLAG и RED SOLDATS.
Да, типичное облупленное здание аэропорта и таможни. Что-то не так?
Если у вас есть сомнения, то это же здание играло аэропорт в уже разобранном неполживом шедевре о Будапеште-1956 "Дети славы".
Неудивительно, что сын прибывшей в город семейки только удивленно произносит: "Рок-н-ролл!"
Итак, семья прибыла из Америки, где прожила много лет. Она поехала туда, чтобы... Хм... Ну... Ладно, теперь она вернулась сюда потому что... Хм... Э-э-э-э... Да блин, я не обязан выдумывать за сценариста!!! Короче, они вернулись из Америки и теперь будут жить тут. Сурьезный чин в мундире, выслушав их, только спрашивает, мол, и как там зарубежный футбол? Наш гонвед их сделает? (Лучшая реклама венгерского футбола, бесспорно).
Семейка прибывает жить в город. В какой именно - непонятно. Возможно, подразумевается Будапешт, но из-за небольшого бюджета фильма, который привела к небольшому масштабу всего вокруг, от локаций до массовки - он больше смахивает на провинциальный мелкий Задрищенск.
Я так и не понял, своя у них теперь квартира или все-таки государственная, но жилье у семейки снимает сосед, о котором фильм не скажет абсолютно ничего. Нашего молодого рок-н-рольщика это расстроило, и он пошел развеяться в парк. И не зря! Как раз именно в этот момент там был праздник и местный концерт, на котором какая-то группа играла именно рок-н-ролл.
Спев, группа важно сходит с подмостков. Ее лидер, темноволосый красавец Рон, небрежно отдает гитару толпам поклонниц, и вся эта кодла начинает сидеть в кафешке. Ее место занимает сын организатора мероприятия, который, вот совпадение, тоже музыкант. В отличие от прогнившего буржуазного рок-н-ролла он поет что-то более умеренное и патриотическое, про любовь к труду, про то что хороший труд это большая ценность - и все в таком духе. Короче, он настоящий социалистический идеологически правильный рок-музыкант, в духе Oktoberklub из ГДР или нашей "Гренады". Ну и музыка у него вполне неплоха в этом жанре. Но, конечно, молодежь не хочет слушать что-то, менее динамичное, чем рок-н-ролльная какофония. А вот старшему поколению, которое бухает пиво в сторонке - очень даже зашло!
Ну вы кагбэ поняли - социализм это удел старперов, а молодежь выбирает рок-н-ролл, Кока-Колу и прокладки Always.
Тут как раз приходит и наш реэмигрант, который не смущаясь, прямо в гавайской рубашке, идет к продавщице, и та от него вздрагивает как от чумного. Поц по-прежнему упорно делает вид, что он в Америке.
Если напялить гавайскую рубашку из гардероба американского жиголо, кислотные черные очки и сделать щщи как у пьяного вышибалы - ТО ГЕРОЙ КАЖЕТСЯ КРУЧЕ!!!
Даже местные стариканы (почему-то со звездочками Советской Армии на фуражках) удивлены.
Оказалось, что этот парень - Мики, а уже показанная группа - его бывшие друзья, с которым он играл музыку. Теперь, вернувшись из Америки, посмотрев там на настоящую музыку, повидав именитых музыкантов, после знакомства с футболом, джаз-бандом, буги-вуги и прочими фугами Мики возгордился. Он без тени смущения иронизирует над былыми друзьями, а потом в качестве примера своего блестящего знания предмета вбегает на сцену, прыгает за рояль и начинает зажигательно лабать там забойный рок-н-ролл. Конечно, все девки тут же ложатся перед ним штабелями, разинув рот в восхищении, как вороны перед гнилым сыром.
Молодежь, услышав заветные мелодии, тут же сходит с ума и начинает неистово отплясывать что-то дикое. Как ни странно, организатора мероприятия, товарища Бигали, это привело не в меньшее неистовство. Он ни с того ни с сего бросился разгонять эту толпу отрядом дежурившей рядом милиции с криком: "Давайте, идиоты!"
И растерянная милиция подчинилась, отодвинув большую часть толпы от сцены. Но остальные все равно продолжили отплясывать как под электротоком. Хм, а Алексей Максимович был-то, оказывается, прав в своих рецензиях.
Но вдруг в чуткую тишину начинает сухо стучать какой-то идиотский молоточек — раз, два, три, десять, двадцать ударов, и вслед за ними, точно кусок грязи в чистейшую, прозрачную воду, падает дикий визг, свист, грохот, вой, рёв, треск; врываются нечеловеческие голоса, напоминая лошадиное ржание, раздаётся хрюканье медной свиньи, вопли ослов, любовное кваканье огромной лягушки; весь этот оскорбительный хаос бешеных звуков подчиняется ритму едва уловимому, и, послушав эти вопли минуту, две, начинаешь невольно воображать, что это играет оркестр безумных, они сошли с ума на сексуальной почве, а дирижирует ими какой-то человек-жеребец, размахивая огромным фаллосом (с).
Бигали от этого торжества идеологически неправильной музыки клинит. Главное, непонятно, почему - сам же до этого допустил почти такую же музыку, а теперь недоволен. Но он все равно призывает разогнать толпу из СПЕЦВОДОМЕТА! Это в шестидесятые-то! Хорошо хоть броневик нашли вроде под эпоху. Если бы это еще на ЗиЛе делали, я бы не выдержал.
Народ в панике разбегается от струи этого сюжета. За всеми бегает злобная милиция с дубинками, которая нелепо поскальзывается в стиле Бенни Хилла. Интересное, главное, зачем - посадить в КПЗ за пляски? Так вот оно чо, двушечку за танцы давали уже тогда! А Мики продолжает играть, несмотря ни на что и даже уходит совершенно безнаказанным - на него просто никто не обращает внимания!!!! Кроме того, с этой минуты режиссер начинает регулярно радовать зрителя не только сумасшедшей логикой сюжета, но и обнаженной натурой!
Понятно, что когда сынок возвращается с гулянки, ему устраивают головомойку повторно. Папаша, который никак не может найти работу, потому что его знакомого в министерстве уволили - особенно недоволен. Он дает Мики четко понять - надо забыть свои буржуазные замашки, сидеть и не высовываться, слиться с толпой, как Штирлиц в тылу врага: "Ты должен быть как воробей среди воробьев!" (с)
Проклятый коммунизм, который не дает свободы самовыражения и индивидуальности...
Что интересно, эта дикая история и для Бигали имела неприятные последствия. Его вызвали на ковер к начальству. И я так и не понял, кто такой этот Бигали и чем он конкретно тут заведует. Но в любом случае его начальник, товарищ Шандор, решил его помиловать и даже дал маленькое, но ответственное поручение. Оказывается, он придумал хитрый план - кто нам мешает, тот нам и поможет. Вместо того, чтобы запрещать танцевальную музыку, надо ее поставить на службу государству. Шандор приказал провести конкурс талантов, на котором будет играть именно патриотическая, высоконравственная и идеологически выверенная песня - всем на радость. Да-да, приказал тому самому Бигали, который на ровном месте сошел с ума. Тот говорит, что будет рад оправдать возложенное на него доверие.
А тем временем наши венгерские рок-н-ролльщики опять танцуют свои буржуазные танцы, на сей раз в бассейне, где полно клевых чувих, как сказали бы "Стиляги". Очередной блестящий мюзикл-номер не мог обойтись без очередной высоконравственной сцены!
Заодно там Мики встретил свою бывшую любовь Веру и... она тут же ушла. Оказалось, что после отъезда они порвали, и теперь Вера - девушка Рона. Да-да, того самого венгерского недо-Элвиса, который занял место Мики в группе, а теперь его безвозвратно потерял.
Но вот ведь совпадение - когда она пришла к Рону в автомастерскую, где тот работал, оказалось, что он ей теперь тоже не парень. Потому что за ее спиной он слишком рьяно обслуживал грудастых теток в салоне автомобиля. Конечно, теперь их отношения кончены
Почему рожа этого Рона такая знакомая... А, это же главный герой тех же "Детей славы", достаточно популярный венгерский актер Иван Феньё. И сюда пролез, негодник. Короче, пока идет вся эта безумно интересная возня, наших героев арестовали за очередное нарушение общественного порядка и пропаганду капиталистической музыки.
Бигали решил докопаться до молодых придурков. Заметив пластинку Бадди Холли у Мики, он обвиняет его в контрабанде
Меня, кстати, очень умилило, что весь фильм венгерские менты упорно носят дубинки в руках, никогда не пристёгивая их к ремням. Видимо, о последнем режиссер просто забыл. Я после этого даже сомневаюсь, что у венгерской милиции вообще были дубинки. И да, рубашек под кителем они ТОЖЕ не носят!
В итоге Бигали предложил Микки сделку - тот должен помочь в репетициях его сыну, которого Бигали решил продвинуть на шоу талантов. Мики будет играть у них на выступлении, которое сынок проводит с четырьмя девушками из Восточной Германии.
Ну вы знаете это тоталитарную Восточную Германию, где все ходят исключительно в полувоенной одежде со строгими прическами, сто процентов.
Микки, однако, решил сыграть в умного и хитрого. И когда Бигали спросил, что они будут играть, он со своей группой ничтоже сумняшеся заявил, что играть они будут американскую... латиноамериканскую... кубинскую песню. Да. Песню о группе рабочих-революционеров, которые за спиной хозяина формируют подпольную ячейку. Очень интересно - сказал Бигали и дал добро играть. И тут же эти балбесы начал играть забойную мелодию с громким криком: "Рок-н-ролл!!!"
Эффект - аналогичный. Рок-н-ролл сработал лучше любого психотронного оружия. Немки тоже начали не только петь и плясать, но даже раздеваться прямо на людях. Ого, так вот какой у него эффект, оказывается. Это что же, значит, мне тогда в спальне достаточно было поставить запись Бадди Холли погромче? Блин, а я думал, Марша Красной Армии хватит...
Чем больше обнаженки, тем интереснее кино, немецкие специалисты врать не будут!
Сами понимаете, что подумала высокая комиссия, когда вошла в зал посмотреть на репетицию. Если бы не тупорылый сценарий с сюжетными дырами - эти дебилы вообще бы не вывернулись.
После этого случая семья Мики пошла на званый ужин, заставив своего американизированного балбеса одеться, как человек - и выплюнуть жвачку (где он ее берет, кстати?). И кто бы мог подумать - званый ужин проходит... у товарища Шандора!
Более того - именно с его дочуркой Верой Мики в свое время пердол... встречался. Это становится поводом для романтичной сцены выяснения отношений на балконе, которую я пропущу. Она даже менее интересна, чем гордость Мики, с которой он отшивает спекулянта, пытавшегося у него скупить все привезенные из Америки музыкальные пластинки.
В общем, Мики дали по шапке, и на отборочном туре он вынужден играть на аккордеоне вместе с сынком Бигали и немками стремную песенку на немецком. Якобы про возведение Берлинской стены, что относит нас к 60-м, когда уже и рок-н-ролл стал загибаться, и буги с твистом в соцблоке стали легализовываться - но кого это волнует.
Похлопав ради приличия, публика собралась слушать Рона с группой, которые решили не упускать случая еще раз блеснуть своими великолепными талантами. Рон снова начал петь зажигательную песню про то, какой он король поцелуев и бухарь виски. Но пока он пел, совершенно неожиданно набежала милиция и схватила его, жестоко избив дубинками. Оказалось, что король поцелуев был еще и повелителем тупых пи... придурочных баб, и не просто с ними трахался, а еще и тырил у них под шумок драгоценности. Кто бы мог подумать, что его в итоге за это схватят, правда, план незаконной предпринимательской деятельности ведь был так тщательно продуман!
Тем не менее благодаря оглашенным бабам Рон вырывается из лап жестокой милиции и сбегает, продолжая распевать о том, какой он крутой, пока все вокруг пляшут. А это, кстати, единственная схема проведения музыкальных номеров в фильме - на большее тупо денег не было.
Нечеловеческий бас ревёт английские слова, оглушает какая-то дикая труба, напоминая крики обозлённого верблюда, грохочет барабан, верещит скверненькая дудочка, раздирая уши, крякает и гнусаво гудит саксофон. Раскачивая жирные бедра, шаркают и топают тысячи, десятки тысяч жирных ног (с).
В общем, понятно, что в конкурсе победил сынок продажной и косной бюрократической душонки из партаппарата - товарища Бигали. Грустный Мики, потерпев поражение в битве с СИСТЕМОЙ, пошел бродить по улице в ночной тьме, аки герой нуара. И так он набрел на свою группу, которая куковала у фонтана, грустно бухала алкогольные напитки из горла и поджигала себе случайно ботинки, потому что это смешно. Посидев с ними, Мики понял, что не может это терпеть и надо отомстить власти!
Мстить он начал довольно странным образом - уговорил парней вытащить посреди ночи из своей квартиры рояль, дотащил с ними его до дома Веры и стал там играть трогательную серенаду, уставив рояль горящими свечами для романтичности. Серенада была очень хорошая и очень трогательная, ради нее даже не стоит жалеть рояль, который в итоге сгорел за спиной идиота. Процесс кастрации его за рояль мамой и папой оставим за кадром. Вернемся к Рону. Он после своего попадания в сферу внимания органов бесследно пропал. Даже его группа не знает, куда он сбежал - не иначе как через железный занавес.
Где-то минут 10 после этого полностью лишены какой-либо смысловой нагрузки. Зритель в ахуе наблюдает немотивированные музыкальные номера, танцы нашей группы, наконец, их вечеринку на хате, у Децла дома, играет весь район, играет вся школа, вечеринка - у Децла дома, все двигают попами под музыку рок-н-ролла (сука, до сих пор помню). После очень смешной сцены, где один парень поверил дружбанам, что его новая пассия любит БДСМ (такого слова тогда вообще не было) и отпилил ей волосы - наконец происходит что-то сюжетно мотивированное. А именно - на вечеринку совершенно неожиданно приходит Рон и начинает доеб... докапываться до Мики.
Мики со злости решил врезать Рону и в итоге врезал неудачно зашедшей тому за спину Вере. Это ж комедия. Смешно должно быть. Чего вы не смеетесь? Старпер какой, что ли? В общем, Мики увлек травмированную на улицу, и они в душевном разговоре поняли, что теперь одинаково контужены и до сих пор любят друг друга - кто бы мог подумать. После этого - один в один сцена из тупых романтических фильмов 50-х: Рон на машине спровоцировал наших голубков устроить гонку на машинах, и происходит яростная (насколько хватило денег) погоня. Заканчивается она, по заветам какого-нибудь "Бунтаря без причины", позорной аварией.
Рона и Мики сажают в КПЗ. Милиция довольно говорит что-то типа: "В наши руки попал сам Жорж Милославский!" и начинает его pыtatь, как это и принято в каждом нормальном социалистическом государстве. Даже Мики кричит что-то про красных палачей, за что закономерно получает дубинкой по почкам. Нечего критиковать тут работу органов, тут тебе не бездуховный Запад, а Россиюш... Э-э-э, то есть, соцблок - будешь критиковать ментов, плясать в учреждениях, делать неправильные репосты по радио - сразу получишь двушечку в Гулаге.
Избитые молокососы лежат на матрасах в камере и грустно говорят о жизни. Оказывается, что Рон не только завидовал славе и успеху Мики - но и его отцу, который таки вернулся работать в аппарат МВД. Он работает кондуктором в трамвае, придурок - сказал Мики, и Рон только тут понял, что - оказывается! - вел себя неправильно. Он плачется, говорит, что у них общий враг - Система, которая не дает им жить как нормальным людям - пить, бухать, курить, жевать жвачку, клеить телок, воровать драгоценности у женщин... В общем, что-то типа этого. И он предлагает Мики союз - играть в группе вместе!
В результате стараний Бигали, которому нужен репетитор Мики, того все-таки выпустили из КПЗ. Причем отделение милиции, что интересно, устроено в здании, которое похоже на что угодно, но явно не на отделение милиции.
Рона тоже отпустили минут через десять, когда Вера в знак прошлой любви смогла в ходе целой спецоперации украсть у него из мастерской и уничтожить вещественные доказательства вины - те самые драгоценности. Не найдя ничего, кровавая гэбня выпустила ни в чем неповинного обманщика, жиголо и вора. И в итоге парни с группой успешно подготовились к мероприятию - конкурсу талантов. Это, безусловно, очень важное мероприятие, которое транслируется по телевизору - поэтому национальный поединок талантов проходит в какой-то халупе, похожей на провинциальный клуб с залом человек на 150. Я в детстве в районный ДК ходил, так даже он был больше.
Итак, все выступают, все танцуют-поют-пляшут. Вера читает проникновенные стихи с жирным намеком на то, что любит Мики, от чего тот за кулисами тает. Наш очкарик с немками тоже выступил со своим забойным хитом про Берлинскую стену, попытавшись даже показать какое-то убогое подобие рок-н-ролльных движений - это ему Мики идею подкинул. Отец в шоке, но уже поздно пороть горячку.
После вялых аплодисментов наши идейно выдержанные рок-музыканты уходят, а их место занимает банда Мики. И!.. И!.. И кто бы мог подумать - следует штамп из музыкальных комедий, когда герой намеренно играет то, что от него требовали ни в коем случае не играть. И, конечно, рвет зал как этот фильм рот зрителя от зевоты. Успех "Назад в будущее" до сих пор кому-то не дает покоя.
Зал, разумеется, как и раньше, подпадает под действие этого американского психотронного оружия и начинает дико радоваться, махать руками и танцевать, не вставая с кресел. Даже жюри улыбается. И это понятно, потому что песня как раз призывает к тому, что составляет смысл жизни, воплощение мечты, моральное кредо, альфу и омегу бытия каждого стиляги.
Понятно, что ребята побеждают в конкурсе, сам товарищ Шандор делает знак своему рабу, чтобы он подчинялся и доставил ему удовольствие. Все счастливы, все празднуют успех, все хорошо. Хэппи-энд.
Но это еще не все! На финальных титрах нам показывают современный концерт, где играет джаз-банд и поет певец в костюме как у Мики. Песня неожиданно мелодичная и лиричная и довольно приятная. И даже с патриотическим текстом о любимой Венгрии. Конец.
Вот такой вот фильм. Удивительно, насколько он аналогичен вышедшим тогда же "Стилягам" вплоть до отдельных сцен и деталей. Наверно, потому что оба фильма
Но ничего, товарищ, скоро я тебе докажу, что клюква с рок-н-роллом и даже преклонением перед буржуазным Западом вполне сочетаются - и докажу очень скоро, следите за обновлениями. А пока я выпью водки из ушанки, возьму балалайку, чтобы играть на ней KALINKA и буду расстреливать из ППШ пластинки Билла Хэйли, а из танка милиции - буржуазных музыкантов и кинематографистов. И все это под Полюшко-Поле, чтобы восславить культурное единство своей Rодины. Мы еще посмотрим, кто победит, ансамбль "Самоцветы" или какой-то товаристч Бадди Холлский. За Ленина, социализм и коммунистический рок-н-ролл, товаристч!
|
</> |