Сделано в СССР (Самолёт на водороде и природном газе)

топ 100 блогов kolybanov21.02.2025
Источник.
Ту-155 в Жуковском. Фото: wikipedia.org###https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%83-155#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Tu-155_3.jpg

В мире всё больше доминирует «зелёная» повестка. В погоне за снижением вредных выбросов автомобильные корпорации одна за другой переходят на электроавтомобили и экологичное топливо. Одно из наиболее обсуждаемых и перспективных направлений – замена традиционного топлива водородным. Причём автомобили на водородных топливных элементах уже бегают по дорогам, на очереди – более консервативная и требовательная к безопасности авиация. Сейчас ведущие авиационные производители вроде «Боинга» только экспериментируют с водородным топливом. Но мало кто помнит, что первым самолётом на водородной тяге был советский Ту-155.

Да-да, первый в мире авиалайнер с водородным двигателем был построен ещё в конце 80-х в КБ имени Туполева. Ту-155 был спроектирован на основе Ту-154, одного из самых массовых лайнеров в мире. Новый самолёт создавался как летающая лаборатория для испытания двигателей на криогенном топливе.

Водороду (как и сжиженному природному газу) в то время придавали большое значение, рассматривая его как авиационное топливо следующего поколения из-за низкого воздействия на окружающую среду. Кроме того, его запасы в теории были неисчерпаемы, а большие энергетические затраты на производство СССР с его мощной энергетикой явно не пугали.

Главным конструктором Ту-155 стал Владимир Андреев. Модификацию Ту-154 осуществили на авиационном заводе в Самаре – ныне компания «Авиакор». Первый полёт Ту-155 совершил 35 лет назад, 18 апреля 1988 года, а в январе 1989 года состоялся первый испытательный полёт на сжиженном газе.

Всего было совершено более сотни испытательных полётов, из них пять – на жидком водороде. В ходе испытаний было установлено 14 мировых рекордов.

На лайнере установили двигатель НК-88, который работал на водородном топливе. Два других, штатных, двигателя работали на керосине. Топливный бак с экранированной теплоизоляцией (температура жидкого водорода составляет -259 градусов Цельсия) был размещён в хвостовой части самолёта. Запаса водорода хватало приблизительно на два часа полёта.

В КБ Туполева также планировалось строительство самолета Ту-156 с двигателем на сжиженном природном газе, но из-за распада СССР он так и не был построен. Ну а самолёт Ту-155 до сих пор хранится на аэродроме «Раменское» в Жуковском, и его можно увидеть на российских авиасалонах.

Кстати, в СССР также проводились испытания лайнеров с размещённой на них ядерной установкой, что должно было обеспечить их гораздо большей дальностью полёта и автономностью, чем обычные самолёты. Компактный ядерный реактор был установлен на Ту-95ЛАЛ, который совершил серию испытательных полётов ещё в 60-е гг. прошлого века.


ПС. Совершенно непонятно, почему не продолжили работы. Уж чего- чего, а природного газа у нас хватает. АК

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
anna-news: По информации коллеги Кожемякина "стойкое сопротивление, которое оказывают ливийцы крысам-мятежникам и их кукловодам из НАТО, заставляет последних всеми правдами и неправдами искать способы уничтожения свободолюбивого народа. ...
Как сообщил Центр управления жизненным циклом военно-воздушных сил США (Air Force Life Cycle Management Center - АFLCMC) на американской авиабазе Райт-Паттерсон (штат Огайо), 10 декабря 2020 года была завершена поставка ВВС Саудовской Аравии всех 84 многофункциональных ...
По всей стране зафиксирована эпидемия кори, от которой ежегодно умирает около 240 тысяч человек по всему миру, а сама болезнь является одной из ведущих причин детской смертности. Очаги инфекции возникли у некоторых людей и распространились с бешенной скоростью на целые толпы. Один ...
К сожалению, история большой части Сибири и северных краёв нашей страны связана с очень печальными и ужасными явлениями. Многие города, заводы, железные дороги в этих краях строились силами миллионов заключённых ГУЛАГа. Норильск не стал исключением. Через Норильлаг прошли десятки ...
Доброго времени суток, гаражанты! Случилось мне прошлой весной вонзить в свой уазик печечку : Всё бы ничего, но знающие люди погрозили пальцем и напомнили про ТБ, в результате чего была проведена некоторая доработка выхлопа, чтобы изгибов внутри салона не было: Сверху его еще ...