Сделано в СССР (Самолёт на водороде и природном газе)

Источник.

В мире всё больше доминирует «зелёная» повестка. В погоне за снижением вредных выбросов автомобильные корпорации одна за другой переходят на электроавтомобили и экологичное топливо. Одно из наиболее обсуждаемых и перспективных направлений – замена традиционного топлива водородным. Причём автомобили на водородных топливных элементах уже бегают по дорогам, на очереди – более консервативная и требовательная к безопасности авиация. Сейчас ведущие авиационные производители вроде «Боинга» только экспериментируют с водородным топливом. Но мало кто помнит, что первым самолётом на водородной тяге был советский Ту-155.
Да-да, первый в мире авиалайнер с водородным двигателем был построен ещё в конце 80-х в КБ имени Туполева. Ту-155 был спроектирован на основе Ту-154, одного из самых массовых лайнеров в мире. Новый самолёт создавался как летающая лаборатория для испытания двигателей на криогенном топливе.
Водороду (как и сжиженному природному газу) в то время придавали большое значение, рассматривая его как авиационное топливо следующего поколения из-за низкого воздействия на окружающую среду. Кроме того, его запасы в теории были неисчерпаемы, а большие энергетические затраты на производство СССР с его мощной энергетикой явно не пугали.
Главным конструктором Ту-155 стал Владимир Андреев. Модификацию Ту-154 осуществили на авиационном заводе в Самаре – ныне компания «Авиакор». Первый полёт Ту-155 совершил 35 лет назад, 18 апреля 1988 года, а в январе 1989 года состоялся первый испытательный полёт на сжиженном газе.
Всего было совершено более сотни испытательных полётов, из них пять – на жидком водороде. В ходе испытаний было установлено 14 мировых рекордов.
На лайнере установили двигатель НК-88, который работал на водородном топливе. Два других, штатных, двигателя работали на керосине. Топливный бак с экранированной теплоизоляцией (температура жидкого водорода составляет -259 градусов Цельсия) был размещён в хвостовой части самолёта. Запаса водорода хватало приблизительно на два часа полёта.
В КБ Туполева также планировалось строительство самолета Ту-156 с двигателем на сжиженном природном газе, но из-за распада СССР он так и не был построен. Ну а самолёт Ту-155 до сих пор хранится на аэродроме «Раменское» в Жуковском, и его можно увидеть на российских авиасалонах.
Кстати, в СССР также проводились испытания лайнеров с размещённой на них ядерной установкой, что должно было обеспечить их гораздо большей дальностью полёта и автономностью, чем обычные самолёты. Компактный ядерный реактор был установлен на Ту-95ЛАЛ, который совершил серию испытательных полётов ещё в 60-е гг. прошлого века.
ПС. Совершенно непонятно, почему не продолжили работы. Уж чего- чего, а природного газа у нас хватает. АК
|
</> |