Сделано в СССР (Проект БУРЯ)

Источник.
Период холодной войны и гонки вооружений не был бесполезным для Советского Союза. За это время было разработано множество интересных технологий, в том числе и в авиационно-ракетной области. Даже неудачные проекты принесли большую пользу. К примеру, благодаря крылатой ракете «Буря» было открыто сразу несколько направлений в научно-технической деятельности, хоть сам проект и оказался откровенно провальным.
Принципиально новый носитель
Середина-конец 1950-х годов ознаменовалась стремительным развитием авиации и систем противовоздушной обороны, что не могло не повлиять на состояние ядерного щита Советского Союза: он ощутимо зашатался. Единственным способом доставки смертоносного груза на территорию потенциального врага оставались стратегические бомбардировщики, но с появлением новейших систем ПВО её успех оказался под большой угрозой. Поэтому советскому командованию понадобился новый носитель, способный превзойти показатели бомбардировщиков и миновать практически любую систему противовоздушной обороны. Обычному самолёту подобное было не под силу, и перед ОКБ-301 поставили новую задачу.
Конструкторы должны были разработать совершенно новую систему доставки, в том числе и для ядерных зарядов, которая должна была обладать большой скоростью, приличной грузоподъёмностью и способностью подниматься на очень большую высоту, где не могли работать зенитно-ракетные комплексы. Как таковой, технологии крылатых ракет в то время не существовало, впрочем, как и баллистических ракет, а реактивные самолёты по своим кондициям явно не дотягивали до нужного уровня. Впрочем, благодаря инженерной смекалке выход нашли достаточно быстро: построить нечто среднее между самолётом и ракетой. Проект этот получил название «Буря».
Гибридная идея
На тот момент в Советском Союзе не существовало даже концепции крылатых ракет, поэтому в ОКБ-301 родилась очень оригинальная идея – приспособить в качестве носителя переделанный самолёт. Правда, конструкцию его радикально изменили, чтобы добиться нужных показателей, причём настолько, что от самолёта осталась только оболочка – фюзеляж и крылья, а всё остальное было на тот момент новейшей разработкой, построенной на целом ворохе инновационных технических решений.
Идея же заключалась в том, чтобы в носитель самолётного типа, то есть имевший такую же аэродинамическую конструкцию, вместить мощную боевую часть и заставить лететь с огромной скоростью и на большое расстояние. Так можно было решить две главные проблемы, доставив ядерный заряд на территорию противника и избежав при этом поражения средствами ПВО, которым просто не хватило бы скорости для поражения быстролетящей цели. Правда, технологий для этого пока что не существовало, но идея оказалась настолько заманчивой, что это никого не остановило. Конструкторскому бюро выделили очень щедрое финансирование, а его сотрудники принялись за работу.
Самолёто-ракета
Именно так следовало бы назвать межконтинентальную крылатую ракету (МРК) «Буря», как нарекли очень странную конструкцию. В качестве основы для неё изготовили планер самолётного типа, именно в нём планировалось разместить маршевый двигатель, который должен был доставить боевую часть особой мощности на другой континент. А в качестве двигательной установки собирались использовать прямоточный воздушно-реактивный двигатель. Его уникальная конструкция позволяла разгоняться до неимоверных скоростей, превышающих три Маха (три скорости звука), что на тот момент было настоящей сказкой.
Конечно, у прямоточного двигателя был один существенный недостаток – на нём нельзя было запустить ракету в воздух. ПВРД работает на воздухе, который попадает внутрь во время движения ракеты, и если скорость оказывается слишком маленькой, двигатель ПВРД даже не запустится. Ракету следовало для начала поднять в воздух на рабочую высоту, разогнать до нужной скорости, а потом уже включать маршевый двигатель. Для этого и понадобилась первая ступень – два ракетных ускорителя, а непосредственно крылатая ракета (как бы самолёт) была первой ступенью. По замыслу конструкторов, взлетать в небо всё это должно было при помощи первой ступени, а как только «Буря» достигнет высоты 17,5 тысячи метров и рабочей скорости, то должен был включиться маршевый двигатель и произойти отстрел первой ступени.
Первая ступень состояла из двух ракет с собственным двигателем. В каждой из них хранилось 6300 килограмм жидкого топлива и более чем в три раза больше окислителя. Непосредственно двигатели для них разработали в ОКБ-1 под началом Исаева. То, что называлось второй ступенью, за исключением передней центральной части, и было мощнейшим прямоточным двигателем. Он размещался в фюзеляже, а помимо него там была установлена аппаратура контроля за его работой и, самое главное, система навигации.
Последняя была разработана сотрудниками конструкторского бюро и ориентировалась на звёзды, учитывая разнообразные помехи. В передней части крылатой ракеты находился воздухозаборник двигателя, а в его центре – ядерная боевая часть. Она не имела собственного двигателя, а ракету не планировалось направлять к земле по достижению цели, поскольку управление прямоточным двигателем было крайне сложным. Боеголовка должна была отделиться и падать уже самостоятельно. Конечно, погрешность была велика, около 10 километров.
Результаты
Испытания «Бури» начались в начале осени 1957 года, и удачными их назвать было нельзя. Из-за большой сложности и использования многочисленных новых технологий первые попытки были очень неудачными. К середине 1958 года удалось добиться хоть каких-то результатов, и в июне был произведён запуск, признанный хоть сколько-нибудь удачным. Лишь в начале 1959 года был достигнут успех, а ракета преодолела большое расстояние.

Межконтинентальная крылатая ракета «Буря» до сих пор остаётся уникальной./ Фото: livejournal.com
Как бы там ни было, но развить успех не удалось, несмотря на полученные результаты. Конструкторам удалось добиться стабильности полёта, ракета легко преодолевала более 6 тысяч километров и достигала при этом скорости 3,2 Маха. К тому времени была завершена работа над баллистической межконтинентальной ракетой, и по своим параметрам она намного превышала возможности крылатой. К тому же её можно было легко модернизировать и совершенствовать. В итоге межконтинентальную крылатую ракету «Буря» признали тупиковой ветвью и забросили, но полученные в ходе её технологии и материалы активно использовали в дальнейших разработках.
На текущий момент гиперзвуковое оружие является одним из самых перспективных направлений, и Россия здесь минимум на пять лет здесь опережает другие страны.
Источник: https://novate.ru/blogs/141223/68270/
Источник.
Кроме проекта «Буря» в Советском Союзе было еще несколько аналогичных проектов ракет-носителей ядерного боезаряда. Все, кроме одного, были закрыты или прекращены. Этот один - проект межконтинентальной баллистической ракеты Р-7, которым занимался авиаконструктор Королев. Именно эта ракета стала основой первого спутника Земли, выведенного на орбиту, полета человека в космос.
Ракета соответствовала всем требованиям, поставленным проекту ракеты-носителя, и она пошла в серийное производство.
Руководство Советского Союза принимает решение о сокращении разработок в данной области и сосредоточении на модернизации и совершенствовании пошедший в серийное производство ракеты носителя.
Авиаконструктор Лавочкин, глава конструкторского бюро проекта «Буря», пытался сохранить проект под любым предлогом, например, как ракету-мишень или БПЛА.
Но Лавочкин уходит из жизни. Поддержку «Буря» больше не находит, и разработка уникального проекта прекращается.
Остались 5 прототипов «Бури». Четыре из них использовали и запустили для проектных разработок БПЛА-фоторазведчика и отработки мишени для комплекса противовоздушной обороны «Даль».
Всего было создано 19 прототипов проекта «Буря»
Источник.
Задел на будущее
На ранних стадиях испытаний МКР «Буря» сталкивалась с различными техническими и конструктивными проблемами. С ними удалось справиться, и в дальнейшем ракета показывала высокий уровень характеристик – и способность решать реальные боевые задачи. По результатам дальнейшей доводки, совершенствования и внедрения новых компонентов ракета «350» вполне могла стать эффективным и успешным стратегическим оружием.
Однако в 1960 г. – по разным данным, в феврале или в декабре – Совмин распорядился прекратить работы по теме «Буря». Руководство страны решило, что межконтинентальные крылатые ракеты по своим возможностям и потенциалу уступают баллистическим комплексам. Одновременное развитие двух направлений посчитали невозможным и нецелесообразным.
«Буря» не прошла весь процесс доводки и не поступила на вооружение нашей армии. Однако и в этом случае проект дал самые заметные результаты. Для разработки новой МКР пришлось построить целый ряд научно-исследовательских объектов и провести массу исследований. Был собран большой объем информации об аэродинамике высоких сверхзвуковых скоростей, тепловых процессах и т.д.
Макет комплекса в музее. Фото FAS
Кроме того, создавались новые материалы и технологии. Большая часть подобных результатов проекта «Буря» в дальнейшем успешно использовалась при создании новых образцов авиационной и ракетной техники. Так, титан, жаропрочные стали и прочие материалы для «Бури» до сих пор активно применяются в конструкциях авиационной и иной техники. Современные технологии изготовления таких конструкций прямо восходят к наработкам ВИАМ и МВТУ середины пятидесятых годов.
Некоторые решения проекта С2.1100 позже использовались в новых проектах ракетных двигателей. Опыт создания прямоточных двигателей РД-012/012У тоже пригодился при разработке ряда новых изделий, таких как некоторые зенитные ракеты. Часть наработок прошлого может применяться и при создании современных гиперзвуковых вооружений.
Большое значение для нашей ракетной и авиационной техники имела разработка системы «Земля». Астронавигация наглядно показала свои возможности и благодаря этому в дальнейшем нашла применение в массе новых проектов. В частности, с ее помощью обеспечивается высокая точность стрельбы межконтинентальными баллистическими ракетами.
Таким образом, проект «Буря» / «350» / Ла-350 не смог решить свою главную задачу, и Советская армия не получила принципиально новое стратегическое вооружение с высочайшими характеристиками. В то же время, этот проект оставил массу научных данных и технического опыта, что поспособствовало дальнейшему развитию целого ряда направлений. Это означает, что «Буря» – несмотря на неудачное завершение проекта – создавалась не зря и принесла большую пользу, пусть даже и косвенно.
|
</> |