
«Считается вполне благонадёжным» — советская характеристика 1920-х годов


Для успеха в советской жизни, с самых первых лет её существования, архиважным было показывать свою лояльность властям, отсутствие пугающих режим страниц прошлого в биографии: «избирательных прав не лишён», «на территории белых не был», «не раскулачивался», «родственников за границей не имею» и пр.
Так воспитывали «нового человека»: трусливого, искажающего своё прошлое, смотрящего в рот любому начальнику и раболепствующему перед всякой властью. Своё мнение — плохой тон. Даже сверх-профессионализм в какой-либо сфере не освобождал от чёткого понимания своего места в вертикали власти.
Эта советская действительность была обставлена любопытным набором бумаг. Многочисленные справки о «правильных» происхождении и мышлении здесь уже публиковались. Вот ещё одна. С ней человек получил возможность поступить в 1921 году в Петроградский Лесной институт: «Дано сие… Владимиру Емельяновичу Токареву в том, что он… ни в каких деяниях против Советской власти замечен не был, и политической частью отдела… считается вполне благонадёжным…»
Но говорят, что люди и манеры, воспитанные советской властью, живы. Ушли некоторые формулировки. Поменялись символы на печатях. Суть, в значительной степени, осталась. За 74 года они, действительно, воспитали новых людей.
Взято отсюда: https://t.me/VOZVR_ROS/1909