Счет не в нашу пользу

топ 100 блогов ru_no_drugs30.11.2010 Теги: Савченко

И.о. руководителя УФСКН по Челябинской области Евгений Савченко принял участие в прямой линии. Самому мне присутствовать не довелось, а вот коллеги с «уралпресса» не просто посидели и послушали, но и сами расспросили полковника о наркоситуации в регионе.  Снова и снова в рассказах силовиков встречается слово рост. С такой же периодичностью возникает вопрос – доколе? Пора бы уже и задуматься, что ситуация может выйти из под контроля (если уже не вышла) и начать делать что-то кроме отчетов на регулярных комиссиях. И ведь делают. Но, к сожалению, не поспевают пока за барыгами. Счет не в нашу пользу.


Евгений Савченко: «Наркомания — явление социальное»

На прошлой неделе состоялась прямая линия с исполняющим обязанности начальника управления полковником полиции Евгением Савченко. Наш корреспондент принял участие в прямой линии, в перерывах между звонками задал свои вопросы, получилось это интервью, которое мы  и предлагаем вашему вниманию.
- Евгений Юрьевич, традиционный вопрос, какова наркообстановка на территории Челябинской области?
- Для начала легкий исторический экскурс. Надо признать, что к моменту создания в 2003 в России подразделений наркоконтроля (ФСКН) в области уже был сформирован устойчивый спрос на наркотики среди части населения в возрасте от 14 до 35 лет. В основном зависимость наблюдалась от потребления наркотиков опийной и канабисной группы.  При этом большая часть из фактических потребителей  находилась «в тени». Этому способствовало и резкое, с момента ввода войск НАТО в Афганистан,  увеличение производства героина, ориентированного на сбыт в республиках бывшего СССР, а также значительное повышение депрессионного настроения среди населения в связи с ухудшением социально-экономической обстановки в регионе. К сожалению, в то время и властные органы, и население, столкнувшись с  проблемой наркомании, увидели в ней только факт правонарушения. Потому основную ответственность за качество борьбы с наркоманией возложили на сотрудников правоохранительных органов.
Президент России, создав наркоконтроль, поставил перед нами задачи наряду с осуществлением правоохранительных функций организовать мониторинг наркоситуации с целью установления фактических масштабов наркотизации общества, актуализацию этих данных, а также во взаимодействии с властными структурами изучить причины, способствующие наркотизации общества, постоянно вырабатывать и внедрять меры, направленные на улучшение наркоситуации.
С первых дней выполнения поставленных задач стало ясно, что наркомания гораздо больше, чем правонарушение - это социальное явление, изучение которого и эффективное противодействие которому невозможно без участия органов власти не только федерального, но  регионального и муниципального уровня.
Сейчас важно вовлечь властные структуры, представителей гражданского общества в каждодневную работу по профилактики наркомании, ориентированную не на слова и лозунги, а на конкретные действия по улучшению социального положения граждан, их здоровья, а также создания условий для реализации их духовного и физического потенциала.
Теперь конкретно о нынешней наркообстановке в области. Наши исследования показывают, что на территории нашего региона проживает примерно 46-50 тысяч лиц с признаками заболевания наркоманией. Согласно официальной статистики таковых чуть больше 18 тысяч. Это говорит о том, что «в тени» находится каждый третий наркопотребитель. В среднем по России, «в тени» каждый пятый потребитель наркотиков. То есть реализуемые в области целевые программы противодействия и профилактики наркомании позволили повысить уровень выявляемости наркопотребителей, что должно способствовать и оказанию им своевременной медицинской и социальной помощи.
Правоохранительные органы области подвергаются постоянной и резкой критике за рост показателей официальной статистики наркомании в области. При этом мало кто реально задумывается над тем, что 70 процентов из числа поставленных на официальные наркологические учеты, выявлены сотрудниками правоохранительных органов в ходе выполнения служебных задач.
По сравнению с аналогичным периодом прошлого года в области выросла смертность от отравления наркотиками на 16 процентов. В абсолютных числах это 240 в основном молодых южноуральцев. По оценкам специалистов, рост смертности в области вызван резким повышением потребления такого опаснейшего наркотика, как дезоморфин, а также наркотического суррогата, производимого из «грязного» мака. Недавно в Магнитогорске наши сотрудники изъяли свыше 3,5 тонны  такого мака. Сразу же после этого поток наркозависимых лиц побежал в местную наркологию. Фактически под видом кондитерского мака шла торговля маковой соломой.
Кстати, потребители «дезоморфина», «грязного» мака, героина квалифицируются у наркологов как наркоманы опийной группы.
Рост потребления дезоморфина, «грязного» мака связан с рядом причин. Активная работа территориальных правоохранительных органов способствовала изъятию на территории в текущем году свыше 716 килограммов наркотиков, 61 процент из которых были изъяты сотрудниками наркоконтроля. Преступный наркорынок потерял свыше  двух миллионов условных доз наркотиков.
Преступники компенсируют убытки путем увеличения примесей в наркотиках, а также путем увеличения цены на них. Потребитель наркотиков, не желая приобретать за большие деньги (в среднем 1200 рублей за грамм) героин, примеси в котором  составляют 95 процентов, начинает искать легальный способ приобретения и потребления наркотика стабильного качества. Преступный мир, пытаясь избежать наказания, также ищет пути для легального сбыта наркотиков.
Поэтому наблюдается рост потребления наркотиков, изготовленных из легально реализуемых в аптечных сетях кодеиносодержащих лекарственных препаратов, а также смесей, выдаваемых продавцами за пищевой мак. К этому надо вспомнить поток разного рода солей, удобрений и курительных смесей, приобретаемых исключительно для удовлетворения наркотической зависимости.
-  Расскажите, пожалуйста, о том, какие районы области привлекают особое внимание.
-  Вообще стабильности тут нет. Есть серьезные очаговые зоны, которые вызывают наши опасения. Первая очаговая зона - все, что касается Копейска, Коркино, Еманжелинска, вторая - Кыштым, Касли, третья - Миасс, Чебаркуль, где в силу ряда обстоятельств наблюдается высокий уровень активности преступных группировок, специализирующихся на сбыте героина.  Там используется  много этнических преступных групп, вовлекают в эту деятельность цыганские семьи. В связи с этим наблюдаем такой фактор: участились браки среди молодежи цыган и выходцев Средней Азии. К наиболее проблемным территориям также относится Челябинск и Магнитогорск.  Именно так выглядит очаговая зона сбыта наркотических средств. Как правило, в таких территориях повышенный уровень депрессионных настроений, большой выбор увесилительных заведений.
Специализированный уклон правоохранительной деятельности Управления наркоконтроля по Челябинской области позволяет достигать стабильных результатов в борьбе с групповой, организованной наркопреступностью. За 10 месяцев текущего года следователями Управления расследованы и направлены в суды материалы уголовных дел в отношении участников 94 преступных групп общей численностью 204 человека. В их числе 20 человек, входивших в состав двух организованных преступных сообществ, - наиболее опасная форма преступности. Доля расследованных и направленных в суд подразделениями ФСКН групповых наркопреступлений составляет 82 процента, от  общего количества направленных всеми территориальными правоохранительными органами.
Большая часть ликвидированных нами преступных групп как раз и базировалась в названных мной очаговых зонах.
-  Люди какой социальной группы чаще всего начинают употреблять наркотики?
-  Наши исследования показывают, что большинство наркозависимых лиц - это выходцы из полных семей, обеспеченные и жильем, и питанием. Другое дело, что больше половины из них  в не учебное время ничем не занимались или досуг свой проводили в развлекательной сфере, а не развивающей. Так как они не были приучены к ответственному поведению, то любая трудность вызывала у них депрессию. Многие из них надеялись получить помощь от родителей, но так ее и не получили.
Человек, у которого отсутствуют навыки деятельного поведения, при любой мало-мальской проблеме испытывает страх и депрессию. Не приученный к труду, он пытается решить свою проблему, прилагая минимум усилий, пусть и не всегда дешевых. Алкоголь, табак, наркотики - эволюционный путь такого человека, находящегося в глубокой депрессии. Среди них и основная масса опийных наркоманов.
Другая категория лиц, которые не испытывают трудностей вообще ввиду того, что им все доступно,  может себе все позволить. Это становится им неинтересно. Тогда-то и начинается экспериментирование со своим здоровьем. У них наблюдается мания в достижении исключительно эмоций радости.
По своей психологии человек должен что-то завоевать, почувствовать себя личностью. Психологи говорят, что полноценная личность та, у которой соотношение положительных и отрицательных эмоций семь к одному. Из этих  семи положительных шесть должны быть эмоциями нтереса и только одна эмоция радости. Если же эмоций радости больше, то этот путь ведет к дебилизации. Человек, ориентированный только на радость, - это человек из группы риска.   Такие люди попадают в сети торговцев разного рода возбуждающих синтетических наркотиков, психотропных веществ.
Вообще у нас в стране очень слабо налажена психологическая помощь. У нас не приветствуется обращение к психологам. Для многих  это воспринимается как желтый дом, справка и все остальное. Алкоголь в сознании значительной части взрослого населения - универсальное средство для снятия стресса. У нас в год на одного человека приходится 15,1 литра алкоголя, а в 1914 году этот показатель составлял - три литра. В итоге уничтожаем свое здоровье, свою конкурентоспособность.
- Почему наркоманы ищут пути удовлетворения своей зависимости, а не пытаются от нее избавиться?
- Приведу простой пример. Как я уже говорил, на территории области официально зарегистрировано чуть больше 18 тысяч потребителей наркотиков. Возможности наркологов позволяют в год оказывать помощь порядка 1,5 тысячи человек. Примерно одна тысяча  человек в год проходят на территории области курс реабилитации в 23 центрах, созданных на базе общественных объединений и разного рода конфессий. Устойчивая ремиссия (трезвость) наблюдается, по оценкам наркологов, только у 10 процентов или в абсолютных числах у 250 человек из числа получивших помощь специалистов.
Обращаю внимание, что даже если все потребители наркотиков захотят получить помощь, надеяться на нее смогут только 14 процентов (от числа официально зарегистрированных), а на относительное выздоровление могут рассчитывать только 1,4 процента. Такая ситуация и даже хуже наблюдается практически на всей территории России.  При этом специалисты ООН говорят о том, что каждый потребитель наркотиков в год вовлекает в наркоманию от 7 до 15 человек.
Такая страшная математика говорит о том, что в стране существуют условия для поддержания спроса на наркотики.
Печально, но большая часть из потребителей наркотиков не считают себя больными, а если обращаются за медицинской помощью, то с исключительной целью снизить дозу потребления наркотиков или избавиться от какой-либо сопутствующей потреблению наркотиков болезни.
- Как бороться  с наркоманией, Евгений Юрьевич?
- Надо признать, что одного универсального средства борьбы с наркоманией не существует. Важно использовать комплексный подход.
На основе межведомственного международного и отечественного опыта противодействия и профилактики наркомании ФСКН разработало  проект антинаркотической политики России до 2020 года. 9 июня 2010 года Указом Президента России № 690 антинаркотическая стратегия была утверждена. В ее основе борьба с предложением и спросом на наркотики, опираясь на результаты системного мониторинга наркоситуации,  укрепление международного сотрудничества в части противодействия и профилактики наркомании.
В мерах по профилактики особое значение уделяется созданию деятельных условий для здорового отношения к жизни, повышения уровня доступности лечения, реабилитации и социализации больных наркоманией и их близких.
Осознавая социальную основу такого явления как наркомания,  субъектами антинаркотической деятельности в Стратегии является не только ФСКН, а органы всех уровней власти, особо выделяются высшие должностные лица субъектов страны.
Антинаркотическая стратегия  - это первый политический документ, где власть в категоричной форме отвергла возможность использования в стране разного рода программ снижения вреда и заменительной терапии. Страны, использующие такие программы, как правило, являются жертвами фармацевтических корпораций, создавших идеальный рынок для сбыта своей продукции. При этом не ставится задача сделать человека здоровым.
Для реализации положений федеральной стратегии рекомендовано обязательное принятие  региональных и муниципальных целевых программ антинаркотической направленности. В программах необходимо уделять внимание вопросам создания реальных условий для вовлечения молодежи в развивающие и здоровье сберегающие  программы, а также обеспечения доступности лечения и реабилитации  наркозависимых лиц.
Как вы взаимодействуете со СМИ?
- Тут есть свои сложности. Мы бюджетная организация, поэтому не можем заказывать статьи и платить за них деньги, чтобы их интенсивно печатали. Мы готовим материал и инициативно его направляем. СМИ уже сами определяют, брать эту проблему или нет.  Конечно, это сильно затрудняет вопрос освещения результативности нашей работы. Мы прекрасно понимаем, что от этого зависит уровень доверия населения к правоохранительным органам.
Нам очень важно донести те знания, которые мы уже накопили в рамках борьбы с наркотиками, чтобы их начали применять. Выход из проблемы пока видится один: чтобы в рамках целевых государственных программ  выделялись деньги, гарантирующие стабильные возможности для нас доводить информацию до людей  в Интернет-пространстве, в газетах, на радио и телевидении.
Недавно члены общественного совета, действующего при Управлении с 2005 года, обратили наше внимание на то, что в ряде электронных СМИ, под материалами, размещенными на основе наших пресс-релизов, появляются исключительно отрицательные комментарии. При этом попытки разместить положительный отклик отклонялись модераторами. Заинтересовавшись этим, члены общественного совета развернули дискуссию в ряде социальных сетей и узнали, что многие пользователи Интернета часто сталкивались с этой проблемой.
На этот счет руководство страны уже неоднократно делало свои заявления. Осознанная дискредитация правоохранительных органов является формой экстремизма, так как направлена на прямой подрыв доверия к органам власти.
Хотелось бы, чтобы Общественная палата области внимательно отнеслась к этой проблеме и обеспечила общественный контроль за размещением полной и объективной информации в региональных СМИ.

Анастасия Хивинцева

 

Отсюда: http://uralpress.ru/reviews/evgeniy-savchenko-narkomaniya-yavlenie-socialnoe

 

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Не, ну вот объясните мне. Почему так получается - вроде как на всех встречах высших лиц есть всяческий там протокол-церемониал. И деньги у участников этих встреч есть. Откуда же берутся такие страшные фотографии - Ребзя, ну это же не рязанский выпускной! Вроде даже у нас знают, что, к ...
Самая горячая тема сегодняшнего дня - новая серия американских санкций, которые друзья сенатора Маккейна сейчас пытаются протащить через Конгресс и Сенат. Сама суть новых санкций заключается в том, что это не совсем санкции против России, а скорее санкции против европейских, китайских ...
Здравствуйте, мальчики и девочки! Будем знакомиться! Я – Сергей  gegist Гапонов, парикмахер-стилист. Я не мягкий и пушистый, поэтому в тексте могут быть жесткие и местами не цензурные выражения. Поэтому заранее - пардонте! Оставил  9 лет ...
Жежешка напомнила. Три года назад (офигеть, уже три!) был проведен любопытный литературный эксперимент . Выводы мои о происходящем в литературно-критическом мире с тех пор не изменились :) Рассказ, кстати, очень рекомендую, классно ...
Сейчас коснусь очень щепетильной темы. Точнее, даже двух, но вторая еще не такая «трогательная», а первая... Как говорится, «из песни слов не выкинешь», что было — то было. На предыдущий пост отвечу всем, кому не ответил, но этого не записать ...