ЩЕНОК В ВЯЗАНОМ ШАРФЕ В воскресном кружке рисования
tschausy — 04.09.2024 ЩЕНОК В ВЯЗАНОМ ШАРФЕВ воскресном кружке рисования занимались дошкольники и ученики первого и второго класса.
Помещение выделили от ЖЭКа, всё казённое, стены цвета серого маренго, как в поликлинике или в заводской столовой, типовые столы и стулья.
И за окном короткий осенний денёк.
Но я упорно приезжал посмотреть - кто это у нас так гениально умеет рисовать?
Что Белкина делает с советскими детьми - отчего из них выходят художники?
Обыкновенно ученики постепенно становятся похожи друг на друга, на своего преподавателя и на стиль времени и окружающего пространства.
А именно - на кубик, шар и пирамиду из гипса, которые срисовавались с натуры для начала.
Я помню, сам ходил в такой кружок.
Пригляделся - ребята и девочки из обычных подмосковных семей, приходят с бабушками, с матерями при озабоченных авоськах.
Со стороны сразу не разобрать - кто есть кто.
Белкина никогда не обращалась сразу ко всем, она подсаживалась к каждому отдельно, спрашивала, что ты любишь? о чём ты думаешь, мечтаешь? показывала, как действуют кисточки, акварель и гуашь, тонкие перья для туши или фломастеры.
И каждый ученик включался в рисование отдельно, становился на свою дорожку и шёл по ней в своём направлении.
Белкина время от времени уделяла каждому внимание, могла посоветовать, как дать композицию выразительнее или штрих точнее.
И художники чувствовали - что их понимают, читают визуальный язык, на котором они говорят.
Были дети талантливей, были поскромнее - но никто не повторял то, что делает сосед.
А было - и несколько гениев, каждый в своём роде.
Мне навсегда трое запомнились.
Рисовала дошкольница с бантиком, внешне здоровенькая, щёки розовые, язычком губы облизывала от вдохновения.
А на бумаге прохаживались музыкальные феи, принцессы, духи ветра и дождя - сотканные их тончайших кружев, летящих складок, воздушных поцелуев.
И убедительна, прочувствована была самая мелкая деталь, художница от любви - на труде не экономила, не считала старание за труд, словно само выходило, чудом.
Другой мальчик изображал космос из разноцветных радуг, треугольных орбит планет, необъятные пространства со множеством открытых дверей, коридоров, звёздных полей и многоэтажных небес.
Всё это было не похоже ни на что знакомое, художник созидал всё заново по другим законам природы - новые Химки и Мытищи.
Приходил он в школьной форме, с портфелем, словно на работу, был серьёзен как главный инженер-конструктор.
И была ещё одна девочка в вязаном платочке на плечах.
Приводила её бабушка, и сама была похожа на будущую бабушку, крохотную.
Она рисовала всегда что-то одно.
На пустом листе сбоку стоит одинокий дом, похожий на маяк на краю невидимого моря.
Или в чистом поле один цветок растёт, вроде репейника.
А тех, кто мимо цветка в поле проходит - не видно.
То есть - так показано от обратного, что никому этот цветок не видим.
И был ещё нарисован серый щенок, один-одинёшенек.
Он сидел на задних лапах, уши свешивались, на шее был нарисован разноцветный ошейник в виде вязаного шарфика - с поводком.
И свободный конец поводка змеился по земле, щенок не был привязан, он ещё не знал своего хозяина, кто его друг.
Дома Белкина, разложив три листа подряд - с маяком, с репейником и со щенком - серьёзно рассказала мне, что эта девочка пока чувствует себя одинокой, что эти рисунки - её письма. Но раз мы можем её понять и прочитать такие письма - она уже не совсем одинока, и раз она пишет рисованием такие письма - значит, она не смирилась с одиночеством.
Сначала она поймёт, что оно, одиночество, есть на свете, потом найдёт его причину и преодолеет замкнутость.
Это возможно, если выйти за пределы остроты переживания себя - и увидеть другого.
То есть - говоря иными словами - девочке следует духовно вырасти, перестать быть взрослой и обратиться в настоящего ребёнка.
4.9.24
|
</> |