"Щелкунчик" П.Чайковского в Мариинском, хор. Кирилл Симонов, дир. Гурген
users-arlekin- — 01.05.2024
Давно хотел посмотреть, но все никак не складывалось, а
прошлый шанс осенью я позорно упустил, находился в нужный день в
СПб, но с опозданием заглянул в афишу Мариинского... После чего
пытался смотреть видеозапись - она валяется в свободном доступе, и
со статусными исполнителями в главных партиях - однако тот случай,
когда даже телеэкран мало что позволяет разглядеть... И сейчас не
должен был попасть, но не было бы счастья... - случился
форс-мажорный перенос спектакля (двух показов, дневного и
вечернего) с 24 марта, тут уж я поспешил. Как балетную постановку
мариинский "Щелкунчик" вряд ли можно счесть выдающимся, хотя
"друзья балета", презрительно его прозвавшие "Шемякунчиком",
возненавидели спектакль с премьеры не от большого явно ума, и хотя
Кирилл Симонов ныне бесславно завершает карьеру в Театре им. Сац с
его недоотремонтированной основной сценой, начинал он интересно,
всяко его "Щелкунчик" даже в чисто танцевальном плане выигрышнее
того, что выпустил Кехман под именем Начо Дуато в Михайловском (там
еще и в четыре раза дороже билеты, ну это так, к слову) -
- однако стоит правду сказать, идти на мариинского
"Щелкунчика" есть смысл не ради танцев, они здесь лишь прилагаются
к оформлению Михаила Шемякина. И опять же надо признать, фирменная,
но универсальная и давно приевшаяся, узнаваемая стилистика Шемякина
идеально соотносится с эстетикой Гофмана, а уж Чайковский и танцы
входят в комплект поставки. В яме даже кто-то махал (я потом
уточнил - Гурген Петросян, с теми же охами-вздохами, что и Валерий
Гергиев, у которого параллельно шла премьерная "Золушка" Россини в
соседнем здании), но так или иначе после опереточного накануне
мариинский оркестр казался близким к идеальному. Танцы, пока на
сцене доминирует суета, движ и роскошь декоративная, а картины одна
другую сменяют, успевай только всматриваться в детали (только
первый акт: кухня, гардеробная, бальная зала, пространство под
елкой - антропоморфной, с головой в шутовском колпаке и
ветками-"кринолинами"! - пивной погреб и, наконец, Конфитюренбург),
вполне годные: к финалу, на вальсе, адажио и апофеозе, когда
визуальный ряд отступает перед хореографией, скудость последней
становится заметнее, но тоже не до катастрофы. Шемякин, конечно,
развернулся в "Щелкунчике" на всю катушку - давнишнее пристрастие
художника к фигуристым носам нашло уместное по сюжету воплощение в
форме крысиных (ну будем считать мышиных) головок-масок, хотя и
Щелкунчик, и большинство "елочных" гостей, и некоторые персонажи
дивертисмента также остались буквально "с носом"; мелькают,
смешавшись в кучи (но толково распределенные по сцене) звериные и
птичьи головы (преобладают клювы и пятачки, но возникает и носорог
в разрезе), насекомые и растительная орнаменталистика, бутафория
подстать костюмам... - хочется делать "стоп-кадры", и музыка с
танцами уже побоку! Испанский танец, кстати, отдан мужскому дуэту,
арабский превратился скорее в индусский (женщина-змея...), пастушки
в трио пчелок (совсем невыразительных пластически, знай себе
накладными жопками крутют), но Екатерина Осмолкина в свои далеко не
девичьи годы и Евгений Коновалов, а также Василий Щербаков в роли
Дроссельмейера (по сей день видно за версту, что имидж и рисунок
персонажу сочинялись под Антона Адасинского) и Королева снежинок
(Анастасия Чуйкина) на достойном уровне исполнили "текст" Кирилла
Симонова, а главное, вписались в сценографию, что для этого
"Щелкунчика" первое дело.