Щелкунчик - 3. Шемякинский.

Рассказываю впечатления от балета в Мариинском театре, музыка Петра Ильича Чайковского, либретто и сценарный план Мариуса Петипа в обработке Михаила Шемякина по сказке Э.T.A. Гофмана.

Щелкунчик в юности
Действующие лица:
Советник медицины Штальбаум
Его жена
Их дети: Маша и Фриц
Дроссельмейер - крестный, а по совместительству - инженер, волшебник и просто демиург.
Щелкунчик - кукла для щелкания орехов, он же - заколдованный племянник Дроссельмейера, и он же - заколдованный принц
Сказка Гофмана состоит из двух частей - предыстории (сказки о том, как Щелкунчик был заколдован из-за происков злой королевы мышей Мышильды) и рождественской истории Маши - истории светлой любви и превращения Щелкунчика в принца.
"Сказку в сказке", предысторию Щелкунчика, рассказывает крестный Дроссельмейер выздоравливающей Маше.
Наверное, такую вложенную структуру в балете отразить невозможно.
Мариус Петипа (автор либретто первой постановки) предысторию просто пропустил.
А Михаил Шемякин, напротив, на старой сказке основывался, оттуда он брал характеры героев. Мучиться с разделением двух историй он не стал, а все перемешал - то мы в старой сказке, то в новой. Сказка древняя накатывается на сказку современную волнами, события наслаиваются....
Так, спектакль начинается с приготовления к празднику. Изначально это вроде бы канун Рождества в доме советника медицины Штальбаума, но как-то нечаянно мы проваливаемся в другую историю и начинают звучать мотивы древнего королевского пира по случаю рождения дочери.
Котлы кипят, огонь сверкает, повара, поварихи и поварята суетятся.
Казначей немедленно распорядился достать из кладовой и принести в кухню большой золотой котел, а также серебряные кастрюльки; когда большой огонь запылал в очаге, королева надела камчатый передник, и скоро вкусный дух от варившегося фарша проник даже в двери совета, где заседал король. В восторге он не мог удержаться и, быстро проговорив: «Извините, господа, я сейчас ворочусь», – побежал в кухню, нежно обнял королеву, помешал немного скипетром в котле,....
Штальбаум, по книге очень чинный и интеллигентный чиновник, срастается с древним Королем, бегает по кухне, предвкушает праздник.
И лапает поварих, это уже в ход пошла доработка истории Шемякиным, у Гофмана на этот счет ничего не было.
Попробую разобраться, как авторы (а их за 200 лет существования сказки накопилось немало), видят историю.
Мари и Щелкунчик проходили через ворота, которые, казалось, были сооружены из миндального печенья и цукатов. Через несколько шагов они очутились на большой, удивительно красивой базарной площади. Все дома были украшены сахарными галереями ажурной работы. Посередине, как обелиск, возвышался глазированный сладкий пирог, осыпанный сахаром, а вокруг из четырёх искусно сделанных фонтанов били вверх струи лимонада, других прохладительных напитков. Бассейн был полон сбитых сливок, которые так и хотелось зачерпнуть ложкой.
Правда Гофман подпускает немного ужастиков в сладость - то замок оказался без крыши так как ее откусил великан Лизогуб, то вдруг торжественные процессии горожан сталкиваются и перемешиваются и счастливые жители сладкого городка начинают мутузить друг друга.
Петипа ужастики проигнорировал, заказав в этом месте Чайковскому "капустник" - концерт из характерных танцев. Балет имеет свои правила - артистам надо дать показать себя, а зрителей - удивить неожиданными па.
Шемякин отказаться от танцев не мог (музыка диктует - вот китайский мотив, а вот - восточная мелодия). Но и чистая сладость художнику видимо претила.
Чертовщину он выразил в декорациях.
"Сладкий город" весь в завязших насекомых, пчелах, личинках.
На таком фоне и идут финальные танцы. Ну не знаааааю. Не вдохновило : ) У Гофмана поизящней будет.



Актеры классные
Как танцевали - понравилось безусловно.
На состав, как понимаю, я попала очень хороший.
Машу играла Елена Евсеева, Щелкунчика - Александр Сергеев.
Дроссельмейером был не артист балета, а мим, Антон Адасинский, его пригласил Шемякин изначально.
Балет был настоящий.
Движения чистые, прыжки высокие, ножки длинные. Красиво!
После двух постановок подряд Щелкунчика поняла, что хочу больше большого балета и большой музыки.
Интересно!

Елена Евсеева и Александр Сергеев



Эскизы к сценам и деталям спектакля
https://vk.com/id13726664 - страница Елены Евсеевой (балерина - Маша)
Фотографии с сайта Мариинского театра и немного моих.
Рисунки - с заброшенной страницы в vk Шемякина https://vk.com/mihail_chemiakin?z=photo229974159_315229697%2Fphotos229974159.
|
</> |