ЩЕДРЫЙ СКРЯГА


«Портрет князя Юрия Владимировича Долгорукова». Картина кисти художника Фридриха Кюнэля (Friedrich Kühnel) или иначе, на русский манер, – Фёдора Фёдоровича Кюнеля, 1800-ые годы. Государственный исторический музей, Москва, Российская Федерация.
Из письма Александра Яковлевича Булгакова брату – Константину Яковлевичу [Братья Булгаковы. Переписка. В 3-х тт. Том III: Письма 1827 – 1834 гг. – М.: Захаров, 2010]:
«[8-ое февраля 1827 года по ст. ст.] … Много делает шуму болезнь Степана Степановича Апраксина, который очень плох; и подлинно, в его лета не шутка нервическая горячка. Вчера он исповедовался и причащался и сам просил, чтобы его маслом соборовали, что он и исполнил ночью, нарочно, чтобы никто об этом не знал. У твоего петербургского соседа, Ланского, был вчера детский маскарад, на который мои, однако же, не попали, хотя и были званы; тут видел я С.А. Волкова. Он приехал от Апраксина, где он друг дома, а потому и сообщил мне достоверные подробности; он мне сказал, что Апраксин его не узнал и лежал как в забытьи в ужасном поту, что доктора признавали хорошим признаком. Он недавно был на ногах. Душевное огорчение его сразило: есть у него побочная дочь, которую выдал он за какого-то генерала, ныне пожалованного в генерал-майоры. Надобно сдавать полк, а при сдаче оказалось 120 тысяч недоимки. Степан Степанович желал спасти зятя от беды, но не было средства, ибо сам весь в долгу; нашла тоска, скопилась желчь, и он слег, отказывая лекарства. Старик-князь Ю.В. Долгоруков всех удивил. Хотя насилу сидит и скуп до бесконечности, велел себя везти к Апраксину, начал его утешать, наконец ему выговаривает, что он, имея скорбь, оную от него скрыл; кончил тем, что положил ему на стол 120 тысяч (Выделено мной. – Пан Гридь)…».
Однако! Один женится, дабы покрыть недостачу – и какую! – но внезапно выясняет, что невеста сама в долгах, как в шелках, хотя ейный папенька, по всеобщему мнению, – первый московский богатей! Другой – известный, опять же на всю Москву, скупердяй и скряга – ради спасения коллеги по опасному бизнесу – из классовой солидарности, вестимо! – вынимает из кармана и бросает на стол, как сущую безделицу, целое состояние: 120 тысяч рублей – это, как не считай – серебром ли, ассигнациями, – сумасшедшие деньжищи! В общем, как говаривал известный киногерой, аттракцион невиданной щедрости…
Больше интересного – тут и тут.
|
</> |