Ще не вмерла Україна (UKR12)
crustgroup — 28.01.2014 Все, конечно же, знают гимн современной Украины.Песня Павла Чубинского «Ще не вмерла Україна» начиная с 1991 года (а с 1992 года — официально) стала гимном независимой Украины.
Но мало кто знает, что вдохновил Павла Чубинского на написание этой патриотической песни интересный случай: якобы, осенью 1862 года Чубинский услышал в стенах Киевского университета, как сербские студенты поют народную патриотическую песню о сербском царе Душане со словами «срце бије и крв лије за своју слободу» («сердце бьётся и кровь льётся за свою свободу»), которые он тут же положил на вариант польской мазурки «Jeszcze Polska nie zgineła…» («Ещё Польша не погибла...»).
Вот
Но ещё менее известен факт того, что данная польская мазурка послужила основой и для польского «Марша Домбровского», который, в свою очередь, вдохновил словацкого поэта Само Томашека написать песню «Гей, славяне», которая в 1944 году стала официальным гимном Югославии и оставалась им вплоть до 2003 года.
Кстати, по интересному стечению обстоятельств, другой вариант этой песни — «Шуми Марица» был гимном царской Болгарии в 1886-1944 годах. Ну а официальный закон о «Гимне Украины» был принят 6 марта 2003 года.
Вот так, с 1886, через 1944, и потом через 2003 — три варианта одной и той же песни звучали, как три разных гимна трёх разных славянских стран.
Вот этот гимн в варианте «Гей, славяне», который был гимном Югославии:
И именно с истории Югославии мы и начнём наш рассказ об Украине.
Потому что, как и Украина после краха СССР в 1991-м, Югославия после обрушения Варшавского Блока в 1989-м году встала перед очень непростым выбором.
Перед выбором продолжения политики построения «Западнославянской империи» — или же перед изменением вектора на построение национальных или даже националистических государств в границах старой империи.
Но немногие понимают, что Украина в 1991-м, как и Югославия в 1989 году тоже представляла из себя классическую Империю, хотя многие поему-то считают её «национальным государством».
И эта интересная особенность сыграла (и сыграет с ней ещё в будущем) роковую шутку.
Как это и произошло с Югославией.
Надо сказать, что это фундаментальное несоответствие между декларациями «проекта Украина», который мыслит себя исключительно в национальных рамках и фактическим состоянием реального «государства Украина» настолько вопиюще, что любое непредвзятое исследование неизбежно на него натыкается.
Суть этого несоответствия вполне понятна — Украина, волею исторических судеб ограничена изначально польской идеей национального государства «од можа до можа» (от моря до моря, имея ввиду для случая Польши омывавшие пределы Речи Посполитой Балтийское и Чёрное моря), но ещё и в специфически украинском, гораздо более узком прочтении: «от Сяна до Дона».
Именно о такой национальной идее поётся в украинском гимне Чубинского: «Станем, браття, в бій кривавий від Сяну до Дону».
Это и есть те полторы тысячи километров, которые может представить украинский менталитет в качестве национальной территории.
Большой, монолитный этнически и лингвистически хутор, простирающийся от предгорий Карпат и вплоть до донских степей.
Правда, как мы увидим чуть ниже, даже на этих полутора тысячах километров долготы и тысяче километров широты украинцев ждёт масса «чудных открытий».
Но уже за Волгой украинская идея пасует и меркнет, испуганная просторами казахских и русских степей, башкирского леса и пермской тайги. Там где современная, большая Россия только начинается, Украине с её проектом уже делать сугубо нечего.
И в длинной и богатой истории взаимоотношений России и Украины мы можем найти все сюжеты, которые мы увидели, видим и ещё увидим в ближайшем будущем на территории независимой Украины.
Меняются эпохи, меняются исторические личности и даже названия народов и городов, но суть исторического процесса, происходящего между Россией и Украиной, остаётся неизменным: это вечный спор между хутором и городом, между окраиной и центром, между «плоской» социальной структурой юга и вертикально-интегрированной, сложной и многогранной пирамидой севера.
Это, в конечном счёте, спор между двумя проектами построения государства славянских и, шире того, евразийских народов — между национальным по сути украинским проектом и имперским по факту проектом России.
Хочешь увидеть мечты национального «проекта Украина»? Вот они:
В деталях это священнодейство на предмет сцакральных границ «от Сяна до Дона» можно посмотреть в деталях тут, в полном размере.
Претензии на Крым можно объяснить вхождением его в состав УНР (о Никите Сергеиче, право-слово, лучше не вспоминать), Донбасс лучше закрасить от греха подальше в цвет «этнической украинской территорией на начало ХХ века», можно и немного прихватить у Белоруссии, Чехословакии, Польши, Венгрии и Румынии.
Конечно же, всё это — в рамках привычного, европейского национализма
А вот дальше, на восток, с настоящей Россией же, как я сказал, проблема встаёт уже в полный рост — у украинского проекта просто нет объяснения, что делать с просторами Поволжья, Урала, Сибири или Дальнего Востока.
И это мы и видим на «мечтающей карте»: кроме невнятных «малиновых», «жёлтых», «зелёных»
Что представлял из себя Ямал ещё в середине ХХ века?
Полтора оленевода со стадами северных оленей на просторах промёрзшей, пустынной тундры.
Что представляет из себя Ямал сегодня?
Высокотехнологичный фронтир мировой державы на её пути к освоению богатств Арктики.
Но бог с ней, с Россией. У неё своя судьба, которую украинскому проекту никогда не понять: он для этого неприспособлен на уровне системы аксиом.
Посмотрим на саму Украину.
Сегодня даже в самой Украине заложена мина замедленного действия: её классический национализм, который призван объединить сегодня граждан Украины под знамёнами национальной идеи, спотыкается и качается из стороны в сторону даже на текущих, весьма скромных украинских просторах.
Всё дело в том, что заявив о себе, как об национальном государстве, Украина получила в своих современных границах свою, личную и весьма богатую мини-империю. И речь тут даже не в том, что по украинской Конституции в составе унитарного государства Украина находится громадный оксюморон — автономная республика Крым.
Речь о том, что территория Украины представляет из себя в этническом, языковом, культурном и религиозном плане жуткую солянку, вполне отражающую реальный ход прошлого исторического процесса. Солянку, гораздо более круто сваренную, нежели территория Югославии перед началом её распада в 1989 году.
Для понимания глубины неоднородности территории современной Украины: современный украинский город Кременчуг, который сейчас расположен буквально по цетру современной Украины — ещё 400 лет тому назад был лишь пограничной тюркской крепостью Керменчик, первым форпостом Дикого Поля в его противостоянии со славянским севером.
Уже сам национальный состав Украины показывает всю фактическую имперскость страны и неоднородность граждан современной Украины: здесь живут 78% украинцев, 17% русских и около 5% других национальностей.
При этом даже 78% людей, записавших себя при переписи населения «украинцами», отнюдь не однородны: по их собственному признанию для 15% из них родным языком является... русский. Тот же ответ выбрали для себя 62% украинских белорусов, 83% украинских евреев и, например, 88% украинских греков.
В целом же, на территории Украины сегодня живёт 11 национальностей с числом жителей больше 100 000 человек: кроме украинцев и русских тут проживают в таких количествах белорусы, поляки, молдаване, крымские татары, болгары, венгры, румыны, поляки, евреи и армяне. И ещё около трёх десятков национальностей поменьше.
Более того, как вы видите по схеме выше — большинство нетитульных национальностей они весьма компактно сконцентрированы в своих исторически сформированных ареалах проживания.
Это вам не полностью ассимилированный в русском поле мифический дальневосточный украинский «серый клин».
Это настоящий, вековой и матёрый европейский национализм. С войнами, восстаниями, униями, союзами, контрибуциями и проскрипция
И что же предлагается в итоге всем этим кускам лоскутного одеяла под названием «Украина»?
Предлагается, предлагалась и, судя по-всему, будет предлагаться отнюдь не имперская модель («единство в многообразии»), а именно узко трактуемая, кондовая и прямая, как натянутая струна — национальная модель украинского государства. Которая и задаётся аксиомами украинского проекта. Единство в однообразии быть украинцами. Причём — в самом ближайшем будущем — ещё и весьма нищими и тупыми украинцами.
Вот лицо украинского проекта. Вот его аксиомы в незамутнённом, кристально чистом виде. Тут прекрасно всё: и слова, и интонация, и лица, и религиозный надрыв. И ненависть к городу в лице фешенебельного отеля. И даже русский мат охранника и его риторический вопрос в ответ на демонстрацию сути проекта: «Ради какой
И здесь нет никакого преувеличения или передёргивания: это условие выживания Украины, как единого целого.
Украина, на самом деле, находится в гораздо более уязвимом состоянии, нежели многонациональная Россия, так как концентрация этнических, языковых и культурных общностей на её территории произошла гораздо раньше объявления страной своей независимости, ну а последние 20 лет независимого существования страны лишь ускорили этот процесс размежевания этих общностей.
Сегодня даже вопрос федерализации Украины, разрешение двойного гражданства или введения иных языков в дополнение к украинскому в качестве государственного — сразу ставит под угрозу государственность Украины, в том виде, как она сложилась в 1991 году.
И, самое страшное, что рядовые граждане Украины сегодня, в массе своей, тоже не видят никаких чисто национальных перспектив у государства «от Сяна до Дона», на личном опыте ощущая, что национальное государство Украина не состоялось, а другие, альтернативные государственные формы им так и не предложены.
Не предложено даже, по факту не то что имперская, российская модель, в которой все национальности равны и равноправны — буксует даже фундаментальная, древняя и проверенная, римская модель гражданства, где римский гражданин имел массу прав — но одновременно нёс и столь же тяжёлый груз дополнительных, чисто римских обязанностей.
Что обязан делать настоящий украинец? Ненавидеть всё не-украинское.
Есть даже ругательство «проФФесиональный украинец». Это человек, который не умееет ничего.
Кроме того, что он украинец. Вон, мужик с мегафоном в новогодней массовке — ярчайший тому пример.
Но ровно до того момента, пока он не попал в Воронеж или в Прагу. Там уже можно осторожно и очень аккуратно пытаться встроиться в местные, национальные или имперские практики. Так просто и проще, и безопаснее.
А то — вдруг побьют? Там-то за ним нет силы украинского проекта.
И граждане, смотря на такой беспредел, голосуют за альтернативные национальному проекту идеи — не просто на избирательных участках раз в пять лет, а собственными ногами и каждый день, подыскивая себе работу за пределами пограничных рек из украинского гимна. Причём голосует ногами и Восток и Запад. Здесь они и единодушны, и солидарны, в отличии от содержимого украинских избирательных урн.
«Схiд i Захiд разом».
Настоящая, а не вымешенная соборность.
На сегодняшний день, согласно независимым оценкам Международного Бюро по миграции, на заработках за рубежами Украины находятся от 3 до 5 миллионов граждан Украины. Две трети этой «трудовой армии» работают в странах Европы и ещё одна треть — в России.
Общее же число граждан Украины, находящихся в трудоспособном возрасте, составляло лишь 22 миллиона человек, при том, что каждый десятый из этого количества ещё и числился безработным.
Ну а каждый пятый — получается, когда-либо длительное время работал за рубежом.
Не лучше обстоят дела и с этими 20 работающими миллионами людей трудоспособного возраста. Украина так и не нашла своего места в международном разделении труда. Ведь ситуацию неадекватности государственной идеи дополняет ещё и экономическая несостоятельность Украины, как участника мировой торговли. И украинцы уже нищие, им просто об этом ещё не сообщили и не продемонстрировали в виде наглядного примера.
Внешнеторговый баланс страны последний раз с профицитом был сведен ещё в 2005 году. С тех пор страна реально живёт «на подсосе», постоянно имея отрицательный торговый баланс: начав с -2,8% в 2006 году и придя к -8,4% в году 2012-м.
Украина уже давным-давно разучилась «жить на свои» — краткий миг весьма призрачного экономического благополучия 1999-2005 годов сменился безнадёгой и тьмой второй половины 2000-х- начала 2010-х.
Поэтому-то получается, что сегодня, условно, уже каждый десятый автомобиль, каждый десятый трактор и каждый десятый куб газа покупается Украиной в долг и под обещания. Обещания когда-то, в весьма отдалённом будущем, вернуть данный долг. И безусловно — с весьма немалыми процентами.
Конечно же, украинский политикум любит сравнить Украину с Европой или с США, наивно думая, что постоянно растущий государственный долг может как-то приблизить Украину к стандартам жизни и экономического процветания западных стран. Однако, реальность украинского долга печальна: это просто очень быстро растущий долг, который страна вряд ли сможет отдать в будущем.
При этом Украине совершенно не приходится надеяться на мигрантов или на некое ресурсное изобилие: страна сегодня уже предпоследняя в Европе по уровню жизни и по значению валового внутреннего продукта (пропустив вперёд только Молдавию). Поэтому гордый узбек и таджик едут на заработки в Москву, а не в Киев: здесь играет роль опять-таки простая арифметика.
Ну а большинство энергоресурсов приходится просто импортировать в страну — Украина уже выкачала большую часть собственной нефти, импортирует газ, уголь и ядерное топливо во всё возрастающей процентной доле.
В такой непростой ситуации Украина ищет выход. Выход изначально ущербный, временный, но позволяющий лишь выиграть немного времени. Год-два, может быть — три. О пяти годах-то и думать страшно.
И жить так нельзя — и украинский национальный проект сохранить очень хочется. Не зря же мы его 23 года строили, целое поколение «украинцев» воспитали! Настоящих, профессиональных! Смотрите, целая армия!
А сегодня украинский рядовой просит помощи, обязуясь стать под знамёна той армии, которая предложит ему больше за его оставшиеся ещё умения, медленно пустеющую территорию и поблекшую национальную идею.
Под знамёна иностранной армии.
Но это — пока ещё очень плохой рядовой. Потому что он пока ещё верит в свою «уникальность, правильность, эталонность». Он верит в образ некоего абстрактного «героя-украинца». Которого у нас, по факту, нет.
Один мой знакомый из Сум рассказал хорошую, жизненную историю. Его кум (помните «свой, до свого, по свое»), бывший советский офицер-артиллерист, рассказывал свои впечатления об украинской армии образца начала 2000-х. По его словам самые класные солдаты — это новобранцы с Донбаса. Особенно из них классные сержанты. Никаких лишних вопросов. Никаких тормозов. Приказ есть — надо сделать.
Не ругайте «жителей Донбасса» за то, что они инертные, покорные
или тупые.
Господа, они — солдаты империи и потомки донских казаков. Выросшие
исторически в донской вольнице но и знающие, что атаман ведёт сотню
в бой, а не рядовой казак. Он отвечает за то, чтобы сотня не
погибла в бою — в степи иначе нельзя
Следующие, по мнению отставного сумчанина — это крымские татары.
Уважают старших. Никаких проблем с дисциплиной.
А что вы хотели? Под ханом не забалуешь — провинился — и тут же
тебе голову с плеч. А историю с географией не вытравить ничем.
Тут, извините, никакие речёвки и факельные шествия не превратят
татарина в украинца.
Гуцулы и галичане — это сплошной головняк. Голова с мусором.
Солдаты никакие. И сплошная головая боль для офицера.
Но самые «уроды»... это сумчане. Ты ему приказ. Он тебе: «а зачем
это надо», «а может и не надо», «да я не сделал потому, что
думал будет команда отставить».
По его словам он бы своих земляков-сумчан через одного расстреливал
бы на месте, чтобы другим не повадно было.
Вот такие у нас разные характеры в казалось бы единой «этнической
украинской территории на начало ХХ века».
Потому что нет её, этой самой этнической территории и на начало XXI
века, не говоря уже о мифах начала ХХ века.
Никогда не забуду соей поездки на «этнически украинскую Кубань» с одним моим коллегой по работе в начале 2000-х годов. Мы ехали на одном автомобиле, через всю тюркскую в прошлом Таврию и через весь татарско-русский сегодня Крым.
Всю дорогу мой новый коллега, с которым меня тогда впервые свела судьба в столь тесном и длительном общении, выражал свою «активную жизненную позицию», заключавшуюся в речёвках вида «Украина понад усе, москаляку на гиляку». Я слушал. И молчал.
И тут настал момент истины. Керченская переправа.
Мой спутник неожиданно притих и вдруг сдавленно спросил: «Леш, а как там, в России?»
Я даже как-то внутренне растерялся и спросил в ответ: «А в чём проблема? Ты ж вроде ругал русских всю дорогу?»
На что я получил парадоксальный и до сих пор смешной для меня ответ: «Не Леш, то я просто так, ты расскажи, ты ж в России уже бывал — а я туда только в первый раз еду...»
На что я решил ответить просто: «Денис, у меня бабушка — донская казачка. Я — русский. Но там, на Кубани, я как-то был — там такие же русские люди. Расслабься. Но рот тебе там лучше не открывать. А то побьют. И крепко.»
Вот так и живёт украинский проект не понимая, что за богатство ему досталось.
Целая империя на крохотном кусочке суши, который по размеру даже меньше американского штата Техас.
И пытается укропроект слепить из всех граждан Украины образцовых, правильных и эталонных украинцев. Которых невозможно получить по определению.
И утекают граждане Украины из неё, как песок из перевёрнутых песочных часов. Не желая, в общем-то, строить украинскую национальную идею в том виде, как им предложено свыше. И собираясь остатся теми, кто они есть.
Пока утекают сами, но скоро могут утечь и вместе с территориями.
Достаточно вспомнить «Западнславянскую империю» Югославия, Сараево, Косово, Боснию, Хорватию и много-много других сюжетов «славянского братства».
И ещё раз посмотреть, сколь по-разному реагирует сейчас на вроде-бы одну и ту же ситуацию «единая» Украина:
Просто мы — разные. И если чьи-то туповатые мозги плохо приспособлены к восприятию этого простого факта, то это лишь повод напрячь свои извилины, а не говорить, что мне «подсунули неправильную реальность».
Ведь реальность она именно такая — украинский национальный проект вступил в противоречие с фактом наличия у нас под ногами настоящей империи.
Ну а майдан в Киеве в любом случае закончится не позже марта — возле Сяна и около Дона надо сажать картошку. Иначе рядовому Тарасу не выжить и следующий год. Какая уж тут пятилетка.
Дай бог до Республики Сербия не докатиться с таким подходом. За вычетом Косово, Черногории и Воеводины, не говоря уже там о каких-то Хорватиях или Македониях.
«Славянское братство» оно такое. А если ещё и с татарами...
О, лучше не начинать. Потом костей не соберём.
|
</> |