Счастливая Зинаида Серебрякова

топ 100 блогов vita_colorata08.03.2015 Как раз год назад в марте месяце мы с мужем ездили в Москву на выставку картин Зинаиды Серебряковой, картины были привезены из Парижа, так-что посмотреть на них неизвестно когда еще придется. Если я тогда не написала об этой выставке, так потому, что она была хорошо освещена в прессе и мне казалось, что Зинаида Серебрякова - признанная и любимая многими художница. Не тот художник, творчество которого нужно открывать для широких масс.
Оказалось, что это не вполне так. Странно, но именно москвичи, которым ездить в другой город не нужно, чтобы познакомиться с парижским периодом творчества Серебряковой, то ли так и не посетили выставку, то ли посетили, но сделали странные, на мой взгляд, выводы.
Удивительно, что мне захотелось защитить художницу, которая, казалось бы не нуждается ни в чьей защите.

Счастливая Зинаида Серебрякова

Почти в одно время появились две записи о творчестве Зинаиды Серебряковой,  с которыми я диаметрально не согласна.
Сайт, который я уже цитировала в связи с постом про "гениального Леонардо," вслед за Леонардо взялся за Зинаиду Серебрякову.
Ну ладно, в конце концов, не слишком много народа читает эти тексты, хотя детей, для которых они пишутся, даже жаль, им с детства прививают представление о художниках в вывернутом виде.

Что же пишет автор о художнице : " Веселая, легкая, светлая, радостная...Но, конечно, не гений....Серебрякова явно не оригинальна...."
"Гении - почти все несчастны. А уж гениальные женщины несчастны в 100 % случаев. Зинаида Серебрякова очень счастливая и спасибо ей за это. Она создает свои красивые картины не чтобы открыть новые пути в искусстве, а чтобы порадовать глаз"

Далее автор статьи предполагает, что у Серебряковой могла быть большая тема в искусстве : крестьянки. Но случилась революция и тема оборвалась. Автор объясняет :"Большая тема ушла. Темы "революция" и "интернационал" были Серебряковой мягко сказать, не близки, и она замыкается в своей частной жизни, в своей семье, детях, и больше не делает попыток вырваться в открытый космос.
Пока другие гении вокруг творят,экспериментируют, она создает уютные картины женского счастья. А счастье - оно редко дружит с экспериментом, счастье, как писал Пушкин своей жене, всегда лежит на уже проторенных кем-то путях..."

Лично мне это напомнило советские годы: обвинения художников в мелкотемье, обязательные портреты рабочих и колхозниц в момент трудового подвига.  Не принявшая революцию дамочка предпочла писать в уютной Франции своих деток.  Вывод про стопроцентно несчастных гениальных женщин оставим на совести автора.

И автор не одинок в таком взгляде на творчество Серебряковой. Как оказалось. Это что же, уже сложившийся устойчивый миф ?

И вот, - существует  раскрученный "Сноб", с массой подписчиков, со многими известными колумнистами, среди которых есть искусствоведка Мария Санти, она же подвизается на "Серебряном дожде", тоже с большой аудиторией. И что же я читаю в её статье, видимо приуроченной к 8 марта, поскольку в ней бегло пишется о дамах-художницах :

" Если человеку не нравятся ранние работы Серебряковой, то, наверное, ничто в мире не сможет его обрадовать. Лучшие работы этой самоучки из семьи художников связаны с ее детьми. Увы, обстоятельства уничтожили ее талант. Оставшись вдовой, она болела и выбивалась из сил, чтобы кормить четверых детей. А эмигрировав в 1924, рисовала заурядные картинки."

Версаль.

Счастливая Зинаида Серебрякова

Вполне возможно, что дама, когда училась на искусствоведку, проспала лекцию, на которой рассказывалось о творчестве Серебряковой. И на выставку не сходила. Увы. Обстоятельства не позволили вникнуть в жизнь и творчество художницы, хватило Википедии.

Я , конечно,согласна с тем, что картины и рисунки Серебряковой несут массу позитива, но отчего ж только дети ? Понятно, что хорошенькие детки, как и котики, вне конкуренции. Котики, ясен пень, на первом месте, за ними детки. Остальное народ смотрит хуже.
Но отчего ж упорно считается, что Серебрякова - самоучка. Про Александра Бенуа так почему-то не пишут. А оба они получили хорошую подготовку в своей художественной семьей Бенуа-Лансере, вы бы росли в такой семье, так поневоле стали бы художниками или архитекторами.
Серебрякова училась у Осипа Браза в Петербурге в течение двух лет - 1904-1905. Затем в Париже, в Академи де ла Гранд Шомьер.
в 1910 году она начала выставляться вместе с сообществом "Мир искусства" и сразу имела успех.  С этого времени она начинает зарабатывать своим творчеством.  При том, что на свет появляются дети, их скоро четверо. Работает она много, она была большй труженицей, и  ей это помогло выжить на  чужбине, когда, оставшись молодой вдовой, она была вынуждена одна растить своих детей.
Тут хочется процитировать её письмо из Харькова 1920 года:" ...Мы живем, все время мечтая, куда-то уехать, переменить безумно нелепую теперешнюю жизнь.. Дядя Шура ( Александр Бенуа ) прислал нам из Питера деньги ( 100 тысяч ) за какие-то проданные мои этюды ? И это хватит на месяц только впроголодь. До сих пор питались пшеном из Нескучного (привезли еще осенью)...Беру на дом рисовать таблицы для археологического музея, рисую допотопные черепа, мозги, кости и пр. Дети целые дни томятся в пыльном дворе, где нет ни травинки..."
Затем она возвращается в Питер и по прежнему в одиночку кормит свою семью, теперь уже портретами на заказ. Е.Н. Лансере пишет в письме : "...Зикино счастье,что она портретистка, и, как ни странно, а находятся желающие дамочки иметь свой портрет и платят по 200 тыс. за акварельный портрет..."
А ведь могла бы писать "большие темы", пускаться в эксперименты, а писала портреты на заказ, деток кормить надо. Переживала она из-за этого ? Да. " Я ...с ужасом вижу, что у меня за этот год опять нет ничего значительного, интересного, что выставить."

Портрет Е.И. Финогеновой. 1920 год

Счастливая Зинаида Серебрякова

В 1922 году она пишет ( ей 38 лет ) : "...Ах, так горько сознавать, что жизнь уже позади, что время бежит, и ничего больше кроме одиночества, старости и тоски впереди нет, а в душе еще столько нежности, чувства".

Автопортрет с кистью. 1924 год.

Счастливая Зинаида Серебрякова

В 1924 году она уезжает в Париж  в надежде, что сумеет там заработать на семью из шести человек. Двое детей остались с бабушкой в Петербурге, двое -Шура и Катя, имевшие склонность к живописи, отправились с ней в Париж, точнее сказать , приехали, как только она смогла там как-то обосноваться.  Затем начались годы железного занавеса и жизнь сложилась так, что Зинаида Серебрякова смогла увидеть одну свою дочь, оставленную в Петербурге, через 36 лет разлуки в 1960 году.
Когда я смотрю на этот очень популярный портрет детей, то вижу не "красивые глаза", которые отмечают вышеупомянутые авторы, а будущее этих детей, которых разлучила судьба и с матерью и  друг с другом.


Счастливая Зинаида Серебрякова

Несмотря на проблемы и необходимость выживать, говорить о том, что " обстоятельства уничтожили ее талант " несправедливо. В эмиграции было создано много картин, которые были не хуже тех, что она писала в молодые годы.  И совсем нельзя сказать про её марокканские этюды, что это "заурядные картинки."


Счастливая Зинаида Серебрякова

В 1928 году художница получила предложение съездить в Марокко для того, чтобы нарисовать для некоего господина Броуэра обнаженных прекрасных туземок.  Однако люди в Марракеше не любят позировать даже в покрывалах с головы до пят. Тем не менее, она находит тех, кто готов ей позировать за деньги и за 6 недель делает 60 этюдов марокканцев. Эти этюды она выставляет в Париже и Александр Бенуа пишет в письме :" Своей коллекцией Марокко, созданной в течение всего только шестинедельного пребывания, она просто всех поразила: такая свежесть, простота, меткость, живость, столько света !"

Счастливая Зинаида Серебрякова

Нам  было особенно интересно посмотреть рисунки, поскольку мы были в  Марокко. И я подумала на выставке в Третьяковке, отчего же никто из французских художников со времен Делакруа в Алжире не нарисовал таких портретов ? Ведь для французов Марокко было и есть вполне себе дачным удобным местом: бывшая колония, все говорят по французски, много вилл, в которых отдыхают известные люди.

Счастливая Зинаида Серебрякова

Серебрякова много лет писала гуашью и рисовала пастелью, потому что  у неё не было денег на масляные краски. Но никакие житейские трудности не мешали ей работать.  И где бы она не жила, в какие сложные периоды её судьбы она не создавала свои картины, мы всегда видим красоту этого мира, ощущаем её жизненную силу и энергию. От того нам и кажется, что художница была счастлива.

Счастливая Зинаида Серебрякова

И да, все гениальные люди на самом деле счастливы, ведь у них есть возможность все беды своей жизни переплавить в нечто иное. И мы, прикасаясь к их творчеству, будем получать заряд счастья, которое они получили выгонкой из собственных несчастий.

Ссылки на сайты: http://snob.ru/profile/29218/blog/89016
                              http://vifania.su/eto-interesno/zhivopis/234-zinaida-serebryakova.html

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Человек сидит на карантине. Под надзором электронных систем и камер домофонов, которые выписывают штрафы всем подозрительным лицам. Врачи ему не звонят. Он врачам звонит. Говорит, суки люди, когда мне придёте уже ПЦР делать? Я тут месяц вою на роутер, людей не вижу, кроме курьеров с ...
Премьер Юлия Тимошенко ждет, что мировое сообщество отреагирует на поддержание ...
Отгадка: На фото электрорубанок!   Большое спасибо всем участникам! А всех верно ответивших поздравляю от души: rudever   farych   dermeister.ru   sash-kan   stolyarova   knittedbag   kvitenn   tsipkin   igor_kn   ladymmc   ...
Нашумевший клип Шнура про Химкинский лес, напомнил мне о творчестве известнейшего художника - авангардиста Николая Копейкина. Именно его рисунки вошли в основу этого политического музыкального творения. Николай Копейкин - петербургский ...
Опрос по Булгакову. Господа и дамы, предлагаю небольшой опрос на тему «Собачьего сердца»…но только давайте перенесем трех основных героев в наше время. Итак. Ваш соседе сверху – Швондер, человек из рабочей среды, занявший пост главы ЖЕКа выборным путем, - т.е. его не ...