Сбежать в монастырь к пирогам с капустой
p_syutkin — 24.03.2024«В такие дни хочется спрятаться от ужасов реальности, хоть в монастырь уйти», - написала вчера наш редактор и переводчик, анонсируя выходящий материал. Так неожиданно наша статья оказалась созвучна настроениям многих читателей.
Вышедший в газете The Moscow Times (осторожно это страшные иноагенты, берегите вашу духовность) наш с Ольгой Сюткиной материал как раз про монастырскую кухню и порядки:
Монастырская кухня считается сегодня в России апофеозом русской кулинарии. Она, якобы, вобрала все лучшее, что сохранилось от исторической русской кухни. Красивая, вкусная, здоровая еда. Но нет ли здесь противоречия?
Все-таки христианство, православие – это в том числе проповедь скромности, отказа от мирских удовольствий, чревоугодия. А с другой стороны, мы видим довольно аппетитные, а порой и не слишком скромные образцы монастырской кухни. Что же не так с этим противоречием?
Нам самом деле, якобы, «неземной» вкус православной кухни сегодня – это распространенный миф. Во все времена в монастырях оказывалось люди, пришедшие из народа. Мы имеем в виду, не бедноту, а «из народа» в широком смысле – из крестьян, мещан, дворян. В общем, всех тех, кто всю жизнь питался этой нашей кухней. Ее они и принесли в обители.
При этом, вряд ли среди них было такое уж большое число хороших поваров. По самой простой причине. По статистике 1890-х годов всех монастырей в России было 684 (мужских - 484 и женских – 200). А самих монахов 6.813 лиц мужского пола и 5.769 женского пола. То есть грубо говоря, по 18 человек на монастырь в среднем. Где уж там искать специального повара? Кто из братии хоть кашу варить умел, тот на кухню и отправлялся.
Конечно, были и «парадные» монастыри, куда частенько наведывались цари с царицами. А некоторые невезучие царицы (как например, супруга Ивана Грозного Анна Васильчикова или жена Петра I Евдокия Лопухина) и сами невольно оказывались в положении монахинь, сосланные туда своими супругами. Вот там с кухней было все хорошо. «Стерлядь вертловая (на вертеле), уха щучья, пирог со стерлядиной, белужина…», - читаем мы отрывок из описания трапезы в суздальском Покровском монастыре XVII века. Отчасти это происходило оттого, что царя с челядью надо было подобающим образом угощать. Отчасти, знатные монашки тоже не спешили отказываться от своих кулинарных привычек.
Во всех же остальных монастырях братия готовила сама. Это сейчас иногда в популярных обителях, случается, приглашают профессиональных поваров. Часто это происходит из-за огромного количества людей, которые посещают монастырь, паломников.
Впрочем, не нужно заблуждаться. В этом случае даже в стенах монастыря общепит – он и есть общепит. И искать здесь кулинарные шедевры – заблуждение. Все будет просто, дешево – овощи, хлеб, молоко, рыба. Только что пельменей или сосисок из нашей привычной еды вы там не встретите. И то, скорее, по причине содержащегося (или по крайней мере, заявленного) в них мяса.
Так что исторически монахи всегда готовили сами. И готовили те блюда, которые знали и любили. Это были те же кушанья, к которым они привыкли и до того, как стать монахами. Монастырская кухня в этом смысле, скорее, не изящная, а простая, народная. Единственные исключения бывают, когда на торжественную праздничную службу приезжает архиерей (епископ). Тогда стол делают богаче.
И все-таки, есть ли объяснение сегодняшнему стереотипу о том, что монастырская кухня – это лучшее проявление русской кухни? На наш взгляд, здесь играют роль два фактора.
С одной стороны, наше неизбывное ощущение того, что вот раньше-то и еда была вкуснее, и вода чище, и деревья выше. Причем это родилось не сегодня. «Да были люди в наше время, не то, что нынешнее племя», - писал Михаил Лермонтов уже почти 200 лет назад. Вот эта тяга к благословенному прошлому и возникает у россиян при упоминании монастырской кухни. А она в сегодняшнем виде и рада сама эксплуатировать этот сюжет. В меру своих сил, конечно. Когда за якобы «историческим» монашеским столом вдруг возникают, скажем, помидоры, почти не знакомые нашим предкам даже в середине XIX века.
Впрочем, конечно, есть и другая причина. Сегодня, после советского периода, она практически сошла на нет. Но в дореволюционной действительности монастыри и правда были одними из центров сохранения традиций, привычек. В том числе и кулинарных. И в этом смысле даже в начале XX века там можно было легко встретить старинные блюда – ботвинью, кулебяку, тельное, пироги с капустой и т.п. То есть монастырская кухня всегда была несколько более консервативной, чем обычная, светская. Вот и сегодня для многих она будет иметь просто «музейный» характер.
А вкусной она окажется для наших современников или нет, - это каждый решает для себя. Ведь, понятия о вкусной и здоровой пище – в каждом веке свои.
Вот и мы, конечно, готовим блюда из того старинного меню. Впрочем, вопрос о том, постные они или нет, нас не слишком волнует. Главное – вкусные. Как, например, этот пирог с капустой и яйцами. Кстати, и сделан он не на традиционном дрожжевом тесте. Такое вот перепрочтение дедовских привычек на современной кухне.
Пирог с капустой
Для теста:
200 г сливочного масла
200 г сметана 10% жирности
300 г пшеничной муки высшего сорта
Для начинки:
400-500 г капусты
100 мл молока
50 г сливочного масла
3 яйца
1 ч. ложка сахара
соль по вкусу
1 ч. ложка крахмала
по желанию пирог можно смазать яйцом, смешанным с молоком
1. В большую миску высыпать муку. 200 г очень холодного масла натереть на крупной терке, периодически обмакивая его в муку для удобства.
2. Смешать масло с мукой до состояния крошки.
3. Добавить сметану и начать замешивать тесто сначала ложкой, а когда ингредиенты соединятся, продолжить замешивать руками до тех пор, пока тесто не соберется в плотный ком. Не вымешивать до однородности!
4. Сформовать толстую лепешку, обернуть пленкой и убрать в холодильник на 30–40 минут.
5. Яйца залить холодной водой, поставить на огонь, варить 8 минут после закипания, а затем оставить на такое же время в горячей воде. Потом залить холодной, остудить и почистить.
6. Капусту тонко нашинковать. Помять капусту руками и переложить на сковороду.
7. Влить к капусте молоко, добавить сахар, поставить на огонь, довести до кипения и тушить на огне до мягкости капусты. В конце тушения посолить капусту по вкусу и добавить сливочное масло. Добавить огонь, тушить, помешивая, пока все молоко не выкипит.
8. Дать капусте остыть. Чтобы она быстрее остыла, можно переложить ее в чистую посуду.
9. Вареные яйца мелко нарезать и добавить их к капусте. Попробовать начинку на вкус, она должна быть хорошо посолена.
Духовку включить на разогрев до 190 градусов.
10. Тесто разделить на две части. Одну раскатать до толщины около 5 мм. Выложить тесто на дно и стенки формы диаметром 26 см и присыпать его крахмалом (это нужно для того, чтобы влага от начинки не сделала тесто влажным).
11. Выложить на тесто капустную начинку.
12. Раскатать вторую часть теста в круг размером с пирог и накрыть им капустную начинку. Защипнуть края теста.
13. По желанию пирог можно смазать яйцом, смешанным с молоком. Отправить пирог в разогретую духовку на 35 минут.
|
</> |