«Сайт компании» или «Бэн, зис ис Данила, ай нид хэлп...»
darkheavy — 13.11.2013 Вопрос моей работы — это очень интересный и не тривиальный вопрос. Почему? Потому, что я занимаюсь многим и не в одном только направлении. Да и работаю я не на одном конкретном предприятии. Но это отдельный вопрос, а в данный момент тема этого поста — дизайн. А конкретнее — дизайн сайтов и сайта одной крупной компании.Псто из серии «Бэн, зис ис Данила. Ай нид хелп!» с добавлением исторической подоплёки.
В 2013 году для кого-то наконец-то остро стал вопрос расширения функционала внешнего сайта Компании. А если быть более точным, то вопрос под кодовым названием «Личный кабинет». Т.е. возможность для пользователя зайти на сайт под личным паролем и посмотреть конкретную информацию относящуюся конкретно и лично к нему. Такое есть на сайтах многих банков и называется «Интернет банк», где абонент может проинспектировать движение средств на своём счёте. «Личный кабинет» есть на сайтах операторов сотовой связи, где каждый абонент может изменить свой тариф и много еще чего вытворить. С недавних пор подобными функциями стали обзаводиться сайты многих государственных и муниципальных учреждений. Энергетика не исключение.
И вот в 2013 году был инициирован процесс создания «Личного кабинета» на сайте Компании. Был объявлен тендер на сумму N и подведены итоги через какое-то время обозначенное в законе и прочих нормативных документах. Работы начались.
И тут, спустя какое-то время, в одну светлую голову приходит идея, что помимо функционала эта самая фирма может сделать и дизайн сайта! Другими словами не модернизировать сайт, а полностью его переделать. Сумма тендера не 5 рублей жеж! Сказано — сделано.
Заказчик озадачивает поставщика новыми требованиями и поставщик соглашается. Во-первых, выполнение заказа для такого клиента — это честь и в портфолию будет смотреть очень выгодно. Во-вторых, тендер не маленький и терять деньги не хочется.
Сделаю лирическое отступление и скажу, что о смене дизайна лично я узнал случайно — мне позвонил админ сайта и спросил не знаю ли я чего-то о замене внешнего сайта компании? Я сначала даже не понял о чём он говорит. Переспросил. Понял, что не ослышался и ответил, что впервые об этом слышу. На что мой собеседник тоже удивлённо сказал, что его начальство буквально 5 минут назад позвонило ему и попросило подготовить данные из базы данных для переноса на новый сайт. В тот момент у меня в голове был только один вопрос: как человек, который занимается сайтом не первый год и постоянно его дописывает, модернизирует и пр. и т.п. не может знать о том, что сайт будут менять. Нет, разговоры про это были, но сроков никто не оговаривал, а тут прям как снег на голову. Конец лирического отступления.
В общем, производитель работ прислал анкету/пример технического задания, которое кто-то заполнил. Причём этот кто-то имел отношение к администрированию сайта весьма поверхностно, но это его не смутило. Как и не смутило то, что он не знает что в сайте главное, а что второстепенное в плане информации. В ТЗ был пункт «укажите пример сайтов, на который похож планируемый пакет»... Лично меня бы это насторожило. Но что поделаешь, ТЗ заполнили и отослали. И вот приходят первые макеты...
При нажатии, картинка откроется в полном размере в отдельно окне
Заказчик посмотрел на это дело. «Почесал репу» и ответил, что что-то не то... Производитель работ понял и сменил дизайнера. Концепция и качество работ изменилось. И дизайн версии 2 принял следующие очертания:
При нажатии, картинка откроется в полном размере в отдельно окне
§1. Новый дизайн
...Раздался звонок. Я снял трубку телефона и первое что услышал было: «Ты про сайт знаешь что-то?». Это вопрос поставил меня в тупик. Что я могу знать о сайте и о каком сайте идёт речь? Я задал эти вопросы собеседнику и на другом конце провода мне ответили: «Мне позвонили и попросили подготовить информацию для переноса на новую версию внешнего сайта». Я опешил. Потому, что мне звонил человек, который как раз непосредственно занимается внешним сайтом Компании и никто более кроме него сайтом не занимается. Я ответил, что я вообще не в курсе и впервые от него слышу, что сайт будут менять. На этом разговор и закончился.
Нет, разговоры, что сайт будут менять были, но они качались в первую очередь не сайта Компании, а сайта дочернего общества, которое занимается абонентами Компании. Это как пилотный проект, для того, чтобы посмотреть на функциональность нового современного «движка» и удобства его администрирования. А вот после его замены уже должны были планировать замену и внешнего сайта компании.
Но что-то пошло не так... И что интересно, непонятно кому эти изменения на руку в итоге.
А еще, буквально через день, я вскользь спросил у пресс-службы компании, знают ли они о смене сайта? Мне ничего не ответили, но прислали макет будущего сайта. Одного взгляда на макет было достаточно чтобы понять, что планируемый дизайн ничего нового в функционал не принесёт. Да и расстановка блоков вызывала много вопросов. В частности, было совершенно непонятно зачем дублировать информацию называя её просто по-разному: кнопки «Единый информационный центр», «49-88-99 Автоинформатор» и «Энергосбыт. Информация о ваших расчётах».
Я составил список замечаний и направил их в пресс-службу. Мне ответили, что они особо ничего не решают и все вопросы надо задавать начальству. И намекнули, что совещанию по вопросу сайта будет вечером.
«Случайно» проходя мимо кабинета, где проходило совещание я вторгся в личное пространство присутствующих с видом того, что мне надо было решить какой-то вопрос с одним из присутствующих. Потом обратил внимание на макет сайта, который лежал перед присутствующими и спросил разрешения принять участия в дискуссии. Сначала на меня посмотрели высокомерно и скептически, но после пары моих вопросов по поводу макета все замолчали и слушали только меня. Ни одного ответа на свои вопросы я не получил, но меня включили в группу по разработке дизайна сайта.
§2. Переговоры и первые результаты
Наша группа с момента моего включения стала состоять из трёх человек: представитель программистов компании, представитель пресс-службы и я. Общение с «поставщиком» было решено проводить по Скайпу.
Работа началась. С одной стороны крутые проджект-менеджеры из крупной московской фирмы, с другой — какие-то провинциалы. Ну, а если по сути, то во время первого совещания я в основном слушал и оценивал, что за люди являются нашими собеседниками. Было интересно кто они и что из себя представляют. Мне не понравилось, что ПМ (project manager) как-то авторитарно вёл разговор и я начал задавать вопросы...
Вопросы получились не совсем удобные, хотя и простые. Во всяком случае ответов на них так и не дали. Сначала пытались возражать, но против фактов не попрёшь. Кроме того, как человек имевший дело с сайтом компании в плане администрирования, описал ПМу особенности сайта и важные моменты, которые в ТЗ не были изначально обозначены. Кроме того, запросил портфолио, которое до этого никто не додумался запросить. Другими словами, если выиграли тендер — то максимальный кредит доверия. Я такого не понимаю...
Следующий эскиз преобразился в лучшую сторону.
При нажатии, картинка откроется в полном размере в отдельно окне
Но всё равно это было не то, что нужно Компании, и представляло собой просто обновлённый дизайн, «косметический ремонт» с новым плинтусом.
§3. Новая концепция
Знаете, разработка дизайна для меня это всегда тот процесс, который целиком и полностью лежит на дизайнере. Тот процесс, который чем-то похож на игру «Что? Где? Когда?», когда крупье зачитывает требования к дизайну, цель дизайна и прочие вводные, а потом появляется дизайнер с чёрным ящиком в руках, крупье говорит «дизайнер, откройте чёрный ящик» и нам на суд представляют видение на проблему фирмы, которой мы платим деньги за предоставление адекватного решения. Дизайнер предлагает решение. Это и есть суть креатива — создание оптимального решения. В данном случае ПМ и дизайнер ничего не придумывали, они смотрели к нам в рот и записывали наши замечания, а потом эти замечания воплощали в жизнь, один в один как мы сказали. Для меня их подход является не приемлемым.
Когда в очередной раз на созданной в скайпе он-лайн конференции мои коллеги начали «вылизывать» присланный вариант, я сказал вслух: «Хватит»... А потом сказал ничего не тая: «Ребята, чем мы тут занимаемся? Вместо того, чтобы сделать сайт мы тупо начинаем обновлять графику на текущем сайте. Это не наша задача. Наша задача, как раз, в противоположном — абсолютно новый сайт».
Я: Я предлагаю изменить концепцию и делать что-то новое. Вы же дизайнеры! Разработайте нам что-то, чтобы мы увидели это и сказали «Вау! Это круто!»
ПМ: Не, ну вы скажите, что вам не нравится в дизайне и мы исправим!
Я: Нам тут не нравится абсолютно всё.
ПМ: ...
Я: (пока пауза не сильно затянулась) Вот скажите, вы платите за электричество?
ПМ: Да...
Я: Значит вы потребитель?
ПМ: Да...
Я: Ну тогда станьте на место потребителя и подумайте, чтобы лично вы хотели видеть на сайте энергетической компании, которой платите деньги за свет?
ПМ: (после не сильно долгого молчания) Ну, я бы хотел иметь возможность посмотреть тарифы... Заплатить за электричество...
Я: А если вы захотите подключить гараж к электросетям? То есть, вас заинтересует еще и процедура техприсоединения?
ПМ: Ну да, это тоже важно для меня...
Я: Ну вот, а говорите, что у вас у самих нет мыслей по поводу сайта.
ПМ: Ну почему сразу...
Я: Ну вот, ребята, и сделайте нам сайт такой, как вы его видите.
ПМ: Ну... Эммм... Хорошо.
В дополнение мы скинули им ссылки на пару сайтов, на которых хорошо было видно как мы представляем себе исполнения блока под акции проводимые Энергосбытом.
Через неделю нам прислали вот эти эскизы:
Личный кабинет:
Пара обычных страниц:
При нажатии, картинка откроется в полном размере в отдельно окне
Вопросы следующие:
• Как вам дизайн в целом?
• Чтобы вы изменили как пользователь данного сайта?
Нужна критика вплоть до мельчайших мелочей. То, что кернинг — пиздец, — это я знаю :)
|
</> |