«Сайт компании» или «Бэн, зис ис Данила, ай нид хэлп...»

топ 100 блогов darkheavy13.11.2013 Вопрос моей работы — это очень интересный и не тривиальный вопрос. Почему? Потому, что я занимаюсь многим и не в одном только направлении. Да и работаю я не на одном конкретном предприятии. Но это отдельный вопрос, а в данный момент тема этого поста — дизайн. А конкретнее — дизайн сайтов и сайта одной крупной компании.

Псто из серии «Бэн, зис ис Данила. Ай нид хелп!» с добавлением исторической подоплёки.

Пролог

В 2013 году для кого-то наконец-то остро стал вопрос расширения функционала внешнего сайта Компании. А если быть более точным, то вопрос под кодовым названием «Личный кабинет». Т.е. возможность для пользователя зайти на сайт под личным паролем и посмотреть конкретную информацию относящуюся конкретно и лично к нему. Такое есть на сайтах многих банков и называется «Интернет банк», где абонент может проинспектировать движение средств на своём счёте. «Личный кабинет» есть на сайтах операторов сотовой связи, где каждый абонент может изменить свой тариф и много еще чего вытворить. С недавних пор подобными функциями стали обзаводиться сайты многих государственных и муниципальных учреждений. Энергетика не исключение.

И вот в 2013 году был инициирован процесс создания «Личного кабинета» на сайте Компании. Был объявлен тендер на сумму N и подведены итоги через какое-то время обозначенное в законе и прочих нормативных документах. Работы начались.

И тут, спустя какое-то время, в одну светлую голову приходит идея, что помимо функционала эта самая фирма может сделать и дизайн сайта! Другими словами не модернизировать сайт, а полностью его переделать. Сумма тендера не 5 рублей жеж! Сказано — сделано.

Заказчик озадачивает поставщика новыми требованиями и поставщик соглашается. Во-первых, выполнение заказа для такого клиента — это честь и в портфолию будет смотреть очень выгодно. Во-вторых, тендер не маленький и терять деньги не хочется.

Сделаю лирическое отступление и скажу, что о смене дизайна лично я узнал случайно — мне позвонил админ сайта и спросил не знаю ли я чего-то о замене внешнего сайта компании? Я сначала даже не понял о чём он говорит. Переспросил. Понял, что не ослышался и ответил, что впервые об этом слышу. На что мой собеседник тоже удивлённо сказал, что его начальство буквально 5 минут назад позвонило ему и попросило подготовить данные из базы данных для переноса на новый сайт. В тот момент у меня в голове был только один вопрос: как человек, который занимается сайтом не первый год и постоянно его дописывает, модернизирует и пр. и т.п. не может знать о том, что сайт будут менять. Нет, разговоры про это были, но сроков никто не оговаривал, а тут прям как снег на голову. Конец лирического отступления.

В общем, производитель работ прислал анкету/пример технического задания, которое кто-то заполнил. Причём этот кто-то имел отношение к администрированию сайта весьма поверхностно, но это его не смутило. Как и не смутило то, что он не знает что в сайте главное, а что второстепенное в плане информации. В ТЗ был пункт «укажите пример сайтов, на который похож планируемый пакет»... Лично меня бы это насторожило. Но что поделаешь, ТЗ заполнили и отослали. И вот приходят первые макеты...

портал_ЯкутскЭнерго-3 (www.nskes.ru) портал_ЯкутскЭнерго-2 (www.nskes.ru) портал_ЯкутскЭнерго-1 (www.dvec.ru)
При нажатии, картинка откроется в полном размере в отдельно окне

Заказчик посмотрел на это дело. «Почесал репу» и ответил, что что-то не то... Производитель работ понял и сменил дизайнера. Концепция и качество работ изменилось. И дизайн версии 2 принял следующие очертания:

Дизайн_версия2
При нажатии, картинка откроется в полном размере в отдельно окне

§1. Новый дизайн

...Раздался звонок. Я снял трубку телефона и первое что услышал было: «Ты про сайт знаешь что-то?». Это вопрос поставил меня в тупик. Что я могу знать о сайте и о каком сайте идёт речь? Я задал эти вопросы собеседнику и на другом конце провода мне ответили: «Мне позвонили и попросили подготовить информацию для переноса на новую версию внешнего сайта». Я опешил. Потому, что мне звонил человек, который как раз непосредственно занимается внешним сайтом Компании и никто более кроме него сайтом не занимается. Я ответил, что я вообще не в курсе и впервые от него слышу, что сайт будут менять. На этом разговор и закончился.

Нет, разговоры, что сайт будут менять были, но они качались в первую очередь не сайта Компании, а сайта дочернего общества, которое занимается абонентами Компании. Это как пилотный проект, для того, чтобы посмотреть на функциональность нового современного «движка» и удобства его администрирования. А вот после его замены уже должны были планировать замену и внешнего сайта компании.

Но что-то пошло не так... И что интересно, непонятно кому эти изменения на руку в итоге.

А еще, буквально через день, я вскользь спросил у пресс-службы компании, знают ли они о смене сайта? Мне ничего не ответили, но прислали макет будущего сайта. Одного взгляда на макет было достаточно чтобы понять, что планируемый дизайн ничего нового в функционал не принесёт. Да и расстановка блоков вызывала много вопросов. В частности, было совершенно непонятно зачем дублировать информацию называя её просто по-разному: кнопки «Единый информационный центр», «49-88-99 Автоинформатор» и «Энергосбыт. Информация о ваших расчётах».

Я составил список замечаний и направил их в пресс-службу. Мне ответили, что они особо ничего не решают и все вопросы надо задавать начальству. И намекнули, что совещанию по вопросу сайта будет вечером.

«Случайно» проходя мимо кабинета, где проходило совещание я вторгся в личное пространство присутствующих с видом того, что мне надо было решить какой-то вопрос с одним из присутствующих. Потом обратил внимание на макет сайта, который лежал перед присутствующими и спросил разрешения принять участия в дискуссии. Сначала на меня посмотрели высокомерно и скептически, но после пары моих вопросов по поводу макета все замолчали и слушали только меня. Ни одного ответа на свои вопросы я не получил, но меня включили в группу по разработке дизайна сайта.

§2. Переговоры и первые результаты

Наша группа с момента моего включения стала состоять из трёх человек: представитель программистов компании, представитель пресс-службы и я. Общение с «поставщиком» было решено проводить по Скайпу.

Работа началась. С одной стороны крутые проджект-менеджеры из крупной московской фирмы, с другой — какие-то провинциалы. Ну, а если по сути, то во время первого совещания я в основном слушал и оценивал, что за люди являются нашими собеседниками. Было интересно кто они и что из себя представляют. Мне не понравилось, что ПМ (project manager) как-то авторитарно вёл разговор и я начал задавать вопросы...

Вопросы получились не совсем удобные, хотя и простые. Во всяком случае ответов на них так и не дали. Сначала пытались возражать, но против фактов не попрёшь. Кроме того, как человек имевший дело с сайтом компании в плане администрирования, описал ПМу особенности сайта и важные моменты, которые в ТЗ не были изначально обозначены. Кроме того, запросил портфолио, которое до этого никто не додумался запросить. Другими словами, если выиграли тендер — то максимальный кредит доверия. Я такого не понимаю...

Следующий эскиз преобразился в лучшую сторону.

«Сайт компании» или «Бэн, зис ис Данила, ай нид хэлп...» index2_2
При нажатии, картинка откроется в полном размере в отдельно окне

Но всё равно это было не то, что нужно Компании, и представляло собой просто обновлённый дизайн, «косметический ремонт» с новым плинтусом.

§3. Новая концепция


Знаете, разработка дизайна для меня это всегда тот процесс, который целиком и полностью лежит на дизайнере. Тот процесс, который чем-то похож на игру «Что? Где? Когда?», когда крупье зачитывает требования к дизайну, цель дизайна и прочие вводные, а потом появляется дизайнер с чёрным ящиком в руках, крупье говорит «дизайнер, откройте чёрный ящик» и нам на суд представляют видение на проблему фирмы, которой мы платим деньги за предоставление адекватного решения. Дизайнер предлагает решение. Это и есть суть креатива — создание оптимального решения. В данном случае ПМ и дизайнер ничего не придумывали, они смотрели к нам в рот и записывали наши замечания, а потом эти замечания воплощали в жизнь, один в один как мы сказали. Для меня их подход является не приемлемым.

Когда в очередной раз на созданной в скайпе он-лайн конференции мои коллеги начали «вылизывать» присланный вариант, я сказал вслух: «Хватит»... А потом сказал ничего не тая: «Ребята, чем мы тут занимаемся? Вместо того, чтобы сделать сайт мы тупо начинаем обновлять графику на текущем сайте. Это не наша задача. Наша задача, как раз, в противоположном — абсолютно новый сайт».

ПМ: А что вы предлагаете?
Я: Я предлагаю изменить концепцию и делать что-то новое. Вы же дизайнеры! Разработайте нам что-то, чтобы мы увидели это и сказали «Вау! Это круто!»
ПМ: Не, ну вы скажите, что вам не нравится в дизайне и мы исправим!
Я: Нам тут не нравится абсолютно всё.
ПМ: ...
Я: (пока пауза не сильно затянулась) Вот скажите, вы платите за электричество?
ПМ: Да...
Я: Значит вы потребитель?
ПМ: Да...
Я: Ну тогда станьте на место потребителя и подумайте, чтобы лично вы хотели видеть на сайте энергетической компании, которой платите деньги за свет?
ПМ: (после не сильно долгого молчания) Ну, я бы хотел иметь возможность посмотреть тарифы... Заплатить за электричество...
Я: А если вы захотите подключить гараж к электросетям? То есть, вас заинтересует еще и процедура техприсоединения?
ПМ: Ну да, это тоже важно для меня...
Я: Ну вот, а говорите, что у вас у самих нет мыслей по поводу сайта.
ПМ: Ну почему сразу...
Я: Ну вот, ребята, и сделайте нам сайт такой, как вы его видите.
ПМ: Ну... Эммм... Хорошо.


В дополнение мы скинули им ссылки на пару сайтов, на которых хорошо было видно как мы представляем себе исполнения блока под акции проводимые Энергосбытом.


Через неделю нам прислали вот эти эскизы:

«Сайт компании» или «Бэн, зис ис Данила, ай нид хэлп...» 2

«Сайт компании» или «Бэн, зис ис Данила, ай нид хэлп...» 5 «Сайт компании» или «Бэн, зис ис Данила, ай нид хэлп...» 4 «Сайт компании» или «Бэн, зис ис Данила, ай нид хэлп...» 3 «Сайт компании» или «Бэн, зис ис Данила, ай нид хэлп...» 1

Личный кабинет:
ЯкутскЭнерго_дизайн_лич-каб

Пара обычных страниц:
тарифы2 Существенные-факты
При нажатии, картинка откроется в полном размере в отдельно окне

Вопросы следующие:
• Как вам дизайн в целом?
• Чтобы вы изменили как пользователь данного сайта?

Нужна критика вплоть до мельчайших мелочей. То, что кернинг — пиздец, — это я знаю :)

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Второй день нашей эпической поездки по России был посвящен Северу. Настоящему. Крайнему. Без всяких эпитетов "русский". В качестве эталонного примера выступил город Нарьян-Мар. День Второй…Не менее трети нашей необъятной Родины занимают ...
Метро в Киеве. Ремонтировать практически невозможно - всё сгнило. Нужно заново устанавливать новые конструкции, делать гидроизоляцию. Это - миллиарды долларов. И этих денег у Украины нет и не будет. Кстати, если не укрепить - под землю начнут проваливаться целые районы.  ...
По новостям передали. Пару часов назад на трассе ехала машина с израильскими номерами. Машину обстреляли. Бедные палестинские стадальцы, естественно. Слишком уж естественно. В машине было четверо человек: двое молодых мужчин и две молодые ...
Относительно недавно узнал о том, что участники «Квартета И» профессиональные актёры. Я же считал, что это выходцы из студенческой самодеятельности, которые после окончания ВУЗа решили продолжить заниматься своим хобби. Собственно, и весь ...
Любители страйкбола своими прибамбасами несколько опошлили изначальную идею дополнительного оснащения для стрелкового вооружения. Между тем, многое из того, что они вешают для красоты, на самом деле является вполне необходимым вещами для сотрудников специальных подразделений. Например, ...