Сайт "Эксперта" гавкнулся

топ 100 блогов m_yu_sokolov07.03.2011 Потому вывешиваю так.

Осуждение осудивших суд над судом
Спустя почти шесть лет после "Письма пятидесяти", подписавшиеся под которым в июне 2005 г. указывали -- вослед первому обвинительному приговору по делу М. Б. Ходорковского и П. Л. Лебедева -- что, ""обсуждение отдельного судебного процесса не должно носить характер дискредитации всей судебной системы, государства и общества и ставить под сомнение основы законности и порядка в стране", произошел повторный опыт. Вслед за вторым приговором явилось уже "Письмо пятидесяти пяти" на примерно сходную тему.
Некоторое различие было в том, что второе письмо было значительно более осторожным в вопросе о том, справедливо ли суд судил, делая акцент скорее на том, справедливо ли суд судили и судят. А главное -- ставя вопрос о том, в какой мере суд над судом, проделываемый со всем совершенством PR-технологий, способен послужить исправлению изъянов судебной системы. Вопиющий характер каковых изъянов подписавшиеся под текстом вовсе и не отрицают.
Содержащаяся в письме констатация, согласно которой "дискуссия об обеспечении независимости суда и судей превратилась усилиями некоторых общественных активистов в манипулирование общественным мнением и беспрецедентное давление на правосудие" не привлекла внимания ни общественных активистов, ни практикующих в данном деле адвокатов. При том, что проблема Шемякина суда, где люди в мантиях выносят приговоры, внимательно оглядываясь на то, кто им со словами "Суди, судья, да поглядывай сюда", предъявит им более увесистый булыжник, -- не сказать, чтобы эта проблема была вовсе высосанной из пальца. Недавно сказанные слова о том, что суд должен находиться под абсолютным контролем гражданского общества, кого вдохновляют, а кого и не очень.
Вместо того граждане, говорящие от имени гражданского общества сразу прибегли к такому дискуссионному приему, который обыкновенно считается не исходным, но скорее финальным доводом -- к приему ad hominem. А именно: а) подписанты -- жалкие, ничтожные люди; б) письмо сочинено известно кем и известно где. Адвокат М. Б. Ходорковского Ю. М. Шмидт тут же объявил письмо заказным, а инициатором письма -- замглавы АП РФ В. Ю. Суркова.
Нынешние политические обычаи таковы, что ручаться головой за полную непричастность АП РФ к данному тексту может лишь очень отважный человек, которому своя головушка -- полушка, но беда в том, что argumentatio ad hominem -- штука обоюдострая. Кроме замглавы АП РФ существует еще и бывший замглавы "ЮКОСа" Л. Б. Невзлин. С той же степенью доказательности можно утверждать, что церковь свидетелей Ходорковского имеет вполне определенного инициатора. Вопрос о величии -- в противовес жалким, ничтожным людям -- свидетелей Ходорковского также является дискуссионным.
Вероятно, здесь подразумевается, что, поскольку к безукоризненности уголовных дел по "ЮКОСу", а равно и к степени участия верховной власти к вынесению решений есть множество вопросов, это означает, во-первых, полную carte blanche при выборе PR-технологий, могущих способствовать освобождению осужденных. Во-вторых, безусловный запрет на задавание таких вопросов, которые, хотя бы и не содержали однозначных суждений по существу приговора, но при этом были бы не совсем удобны для PR-технологов. В расцвет сталинизации, т. е. в 30-е гг. задавание неудобных вопросов, даже публично выраженное сомнение в справедливости судебных приговоров, или даже всего лишь неготовность горячо их поддержать, с большой долей вероятности влекли за собой арест и последующую физическую смерть. В расцвет десталинизации нравы много мягче. Скептикам и тем, кто не готов безуловно поддержать тезис о несправедливости приговоров сулят лишь смерть гражданскую посредством лишения воды и огня, что ныне называется нерукопожатностью.
Возможно, для того, чтобы неконтролируемые ассоциации не слишком бросались в глаза, в ходе полемики наряду с несокрушимимыми апелляциями к морально-политическому облику оппонентов используется также и перестановка акцентов. Сомнения в благотворности методов, используемых в борьбе с неправедными судами, толкуются, как однозначное приветствие обвинительным приговорам -- как "Подтолкни падающего" (вар.: "Я очень рад, -- сказал усердный льстец, -- от одного мерзавца мир избавлен").
Метод "Кто не с нами, тот против нас" стар, как мир, но даже и убежденный консерватор мог бы заметить, что в данном случае тысячелетняя традиция не обязательно тождественна PR-эффективности. Кто бы ни был инициатором письма и чьи бы подписи под ним не стояли, но в письме имеются указания на прямые оскорбления и угрозы, адресованные судейским и их ближним, а равно и на то, что "судьбы обычных граждан, которые незаконно осуждены или долгое время добиваются в суде справедливости" никому в ходе борьбы не интересны. Парировать эти указания хоть доводами ad hominem, хоть сильной подменой предмета обсуждения, разумеется, можно, когда ничего лучшего не приходит в голову, однако, в смысле привлечения людей на свою сторону это не слишком работает. Здесь игнорируются два важных соображения. Во-первых, при всем несовершенстве отечественных судов линия на полный снос нынешней юстиции с заменой ее на суждения гражданского общества пока не овладела массами. Возможно, это всего лишь рудименты архаического сознания, полагающего тяжким бременем обязанность судить и казнить и предпочитающим возлагать это бремя на власти, но пока эти рудименты живы. Во-вторых, трудно придумать менее удачный способ избавления от этих рудиментов, чем фокусирование всех сил и средств на деле "ЮКОСа".
На протест очень сильно подвигает проекция "На его месте мог бы оказаться и я". Спроецировать на себя судьбу Е. Свиридова, мультикультурально застреленного на автобусной остановке -- тут особых усилий не надо. Спроецировать на себя судьбу комсомольского бизнесмена, ставшего мульмиллиардером, сперва тесно дружившего с властью, а затем сильно с нею поссорившегося и в итоге угодившего в тюрьму, рядовому человеку значительно сложнее. Даже под угрозой перевода в нерукопожатные от этой проекцией не овладеет. А равно и уличным судоустройством не займется. Отсюда и большое раздражение PR-организаторов на всякие неуместные вопросы.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
это мое личное мнение и мое отношение к ним. да, несомненно здорово, что они есть. но, лично я, соглашусь употреблять их только в ситуации, когда, простите, смерть будет стоять у порога и когда доктор, вращая глазами пропишет их мне ВНУТРИВЕННО! и вот пока такой доктор не стоит с воплями ...
Продолжение. Начало в предыдущем посте Автор доцент ВГИК, кинооператор Леонид Коновалов   1-я причина - разгерметизация.   Есть принципиальная разница в том, как выходили в открытый космос советские космонавты и тем, как это изображали американские астронавты в 60-е ...
...или о людях упрявляющих современной наукой... (или вся правда о бисексуальном Йокерите и его клонах).Для тех, кто не в курсе, существует такое сообщество krapivin_ru и я туда изредка писал рецензии. Ну грешен, иногда хочется поделиться мнением о ...
В Белоруссии на днях вышел президентский декрет «О предупреждении социального иждивенчества», тут же прозванный в СМИ «декретом о тунеядцах». Мне думается, это движение в верном направлении, но декрет получился… либеральным. Почему либеральным? Да потому, что сводит всё к деньгам. Он не ...
Чиновники России продолжают держать народ в перманентном изумлении. Так глава Чувашии, который совсем недавно призвал "мочить" журналистов за критику власти, Михаил Игнатьев опять совершил экстравагантную выходку, заставив офицера пожарной службы прыгать за ключами от новой пожарной ...