Саудовская Аравия. Новый кронпринц

Строго формально ничего не произошло - не принят закон, отменяющий прежний порядок престолонаследия и вводящий новое правило наследования от отца к сыну. Пока все так же можно назначать кронпринцем королевства любого наиболее достойного принца из числа членов династии. Естественно, не совсем уж любого - но выбор из 60-70 человек имеется. Тем не менее сегодяшнее решение имеет прецедентный характер. Если нынешний кронпринц после смерти своего отца Сальмана тоже объявит наследником одного из своих сыновей - можно будет говорить о складывающейся тенденции.
Смысл происходящего - укрепление верховной власти. Саудовская Аравия - любопытное государство в том плане, что это единственная договорная абсолютная монархия в мире. Власть короля непререкаема, но в вопросах выбора наследника ему приходится идти на сложную систему договоренностей с многочисленными группировками в династии. Более того, мнение короля учитывается, но окончательное решение принимает коронный совет - высшие представители правящих кланов.
Нынешнее решение так же принято с согласия коронного совета и скорее всего, связано с системой компромиссов - правящие группировки могут отказаться от претензий на верховную власть в пользу наследников Сальмана (тем более, что он принадлежит к самому могущественному клану аль-Судейри), однако получат за это больший доступ и к власти, и к распределению бюджета. При этом за ними все равно остается сугубо формальное, но не отмененное пока право назначения крон-принца, а значит - и влияние на высшую власть Королевства.
Новый наследник Мохаммед бин Сальман не имеет "связей, порочащих его", обладает и сегодня властью, сравнимой лишь с королевской, является министром обороны и одновременно главным распорядителем бюджета (и что немаловажно - суверенных саудовских фондов). Единственное пятно в его карьере - крайне неудачная война в Йемене. Но с другой стороны, саудовская армия в новейшей истории никогда и никого не побеждала, если не считать военно-полицейских операций и работы "на подхвате" в составе различных коалиций, а потому претензий к Мохаммеду по этому поводу быть не может: не разгромили - уже хорошо.
|
</> |