«Сармат», который заменит «Сатану». Блеф — или реальность?
alex_anpilogov — 16.03.2015Инженерный корпус ГРЦ им. Макеева, город Миасс.
Сразу оговорюсь — параметры новой тяжёлой межконтинентальной ракеты «Сармат» пока засекречены. Более того, я думаю, что часть из них будет уточняться в результате массы испытаний, которые ей ещё предстоит пройти.
Но, базируясь уже на опубликованных данных и исходя из массы общих расчётов — уже можно сделать определённые выводы о возможных параметрах новой тяжёлой МБР и её влиянии на баланс сил сдерживания между двумя основными игроками мировой ядерной игры — США и Россией. Особенно, в свете сюжета о том, что государственное предприятие «Южный машиностроительный завод» (ЮМЗ, г. Днепропетровск, Украина) отказалось от гарантийного сопровождения прошлого флагмана российских РВСН — ракеты РС-20 «Воевода». (Р-36М2)
Ещё год назад, прошлым мартом, сюжет с ГП ЮМЗ был мне совершенно понятен.
Завод, который всеми своими контрактами и контактами был завязан на российский ВПК — просто не мог никак выжить в «Новой Украине», которую организовали после вооружённого переворота в Киеве.
И, в общем-то, ожидаемо не выжил.
На сегодняшний день бывшие гигантские цеха «Южного машиностроительного» — не более, чем пустой и медленно остывающий склеп, в котором всё меньше и меньше не то что жизни, но даже и элементарного движения.
То, что завод мог делать ещё два года назад — скорее всего, будет ему недоступно уже в перспективе полугода, когда последние квалифицированные рабочие или уйдут на другие предприятия — или же запишутся добровольцами в «зону АТО». Ведь, как ни крути, аармия предлагает в качестве довольствия и кашу, и тушёнку, и форму, и небольшую зарплату, которую можно посылать домой.
По нынешним временам и 50 долларов — тоже деньги.
Поэтому, в общем-то, вопрос о дальнейшем сопровождении 52 комплеков РС-20 «Воевода» сегодня висит в воздухе: скорее всего, ГП ЮМЗ будет вынужден либо из-за политических вопросов, либо в связи с собственным критическим состоянием, отказаться от гарантийного обслуживания «Сатаны».
Пока прямой замены для «Сатаны» так и не появилось. Ждите не раньше 2020 года.
И вот тут у нас появляется неприятная «вилка». Новый, совершенно не связанный с «Воеводой» комплекс МБР «Сармат» должен возникнуть в распоряжении России в районе 2020 года — на протяжении 5-6 лет от текущей даты.
Быстрее это сделать вряд ли получится: даже объявленные параметры системы — стартовый вес в районе 100 тонн, забрасываемый вес до 5 тонн, дальность около 10 000 км, как минимум вдвое превышают лучшие разработки, которые делало в прошлом ГРЦ им. Макеева, которому и поручено создание новой МБР «Сармат».
С уходом из орбиты ракетной промышленности ГП ЮМЗ у российской ракетной отрасли пока организовалась нескомпенсированная слабость: создавать новые жидкостные ракеты на высококипящих компонентах в классе 100-200 тонн оказалось совершенно некому: ГРЦ им. Макеева до нынешнего времени занималось исключительно баллистическими ракетами для подводных лодок (БРПЛ) с гораздо более скромным стартовым весом, а единственное предприятие, которое делало крупные ракеты на смеси НДМГ+АТ (РН «Протон») — НПО «Машиностроения», уже давно отошло от специфики создания МБР для военных.
УР-500. Так в девичестве звали РН «Протон».
Вопрос о том, почему у НПО «Машиностроения» не взяли за основу для «Сармата» похожую на неё по заявляемым параметрам ракету УР-100Н УТТХ, для меня пока открыт. Хотя в дальнейшем я выскажу одно предположение.
В любом случае — запомним параметры УР-100Н УТТХ: стартовый вес около 105 тонн, дальность 10 000 км, забрасываемый вес — 4 350 кг.
УР-100Н УТТХ смотрит на тебя из шахты всеми своими шестью боевыми блоками.
Сегодня УР-100Н УТТХ уже выводятся из эксплуатации: последние ракеты этого типа были выпущены в 1985 году, на сегодняшний день срок службы этого ракетного комплекса продлён до 31 года.
На сегодняшний момент в составе РВСН на боевом дежурстве стоит не более 60 ракет УР-100Н УТТХ.
Дальнейшие продления срока эксплуатации ракеты пока ещё возможны — стандартной практикой является отстрел самой старой из находящихся на боевом дежурстве ракет, однако процессы коррозии и деградации структур никуда не деваются — и каждое следующее продление срока эксплуатации ракет становится игрой в «русскую рулетку».
Всё дело в том, что для обеспечения хороших характеристик МБР в СССР традиционно применялось высококипящее жидкое топливо — как я уже писал в цикле о гиперзвуковых самолётах, ЖРД превосходит РДТТ по удельному импульсу где-то в полтора раза, что сразу же ставило любую жидкостную ракету на голову выше любой ракеты с РДТТ.
Так, основная современная МБР в ядерном арсенале США — древняя, как гуано носорога ракета Minuteman III. Последний экземпляр которой был выпущен ещё в 1978 году.
Стартовая масса ракеты составляет всего лишь 35 тонн, но забрасываемый вес — копеечный, всего лишь 1 150 кг.
В результате максимум того, что можно выжать из такой ракеты с РДТТ — это три разделяющиеся боеголовки мощностью в 340 килотонн (тип W76).
Боевые блоки американской ракеты Minuteman III.
Однако, у ракет с РДТТ есть и своё преимущество: в отличии от ракет с ЖРД их внутреннее устройство гораздо проще, а компоненты твёрдого топлива — химически малоактивны и не вызывают коррозию топливных баков, что с удовольствием делает окислитель в паре НДМГ+АТ, называющийся азотным тетраоксидом (АТ, тетраоксид диазота, N2O4 ) или «амилом».
Именно в силу высокой химической активности амила и приходится носиться с тяжёлыми российскими МБР (РС-20 «Воевода» и УР-100Н УТТХ), как с писаной торбой.
Однако, пока что конструкторские и инженерные высоты, достигнутые твердотопливной американской ракетой МХ LGM-118A Peacekeeper (стартовая масса в 96,7 тонн, забрасываемый вес 3,81 тонны, дальность 14 000 км), остаются недостижимы для российских МБР с РДТТ.
10 боеголовок W87 мощностью в 475 килотонн доставлялись с точностью +/- 40 метров. Ракета МХ.
По счастью для нас, уже в 2005 году США отказались от дальнейшего сопровождения ракеты МХ, утилизировав их, как МБР. Однако, технологии производства ракеты отнюдь не утеряны — сегодня на базе LGM-118А в США создан гражданский РН «Минотавр-4».
Сегодняшние показатели лучших российских МБР с РДТТ гораздо скромнее рекордной стартовой массы и забрасываемого груза ракетыМХ: современная российская МБР «Тополь-М» (и её модификация — МБР «Ярс») имеют стартовую массу в 46,5 тонны, забрасываемый вес в 1 200 кг и дальность в 11 000 км.
МБР «Ярс» мобильного базирования. По некоторым данным масса модифицированной ракеты может составить 49 тонн.
Как видите, показатели достаточно скромные даже в сравнении с весьма древним американским «Минитменом III».
Что сказать?
В части разработки эффективного твёрдого топлива СССР, а потом и Россия значительно отставали от США.
К сожалению, даже сейчас это отставание преодолеть до конца так и не удалось, хотя постоянные усилия в этом направлении и предпринимались.
Итак, надеюсь, общий фон происходящих событий ясен, а теперь — к известному о «Сармате».
Стартовая масса: около 100 тонн.
Однозначно — ракета вдвое более тяжёлая, нежели лучшая разработка ГРЦ им. Макеева — БРПЛ «Синева» и её модификация, БРПЛ «Лайнер». Обе эти ракеты имеют вес около 40 тонн и благодаря совершенным ЖРД закрытой схемы на топливной смеси НДМГ+АТ могут похвастаться рекордным забрасываемым весом — 2,8 тонны.
Правда, данный вес у БРПЛ обеспечивается на дальности всего в 8 300 километров, и в итоге на вооружении «Синевы» стоит головная часть массой в 2,3 тонны, а в случае же пуска на межконтинентальную дальность (11 500 километров) речь может идти максимум о 2 тоннах забрасываемого веса.
По сравнению с РС-20 «Воевода» вес разрабатываемого «Сармата» минимум вдвое меньше — Р-36М2 имеет стартовый вес в 211,4 тонны.
Топливо: НДМГ+АТ
Стандартное топливо и для разработок ГП ЮМЗ, и для ГРЦ им. Макеева. Как следствие — габариты МБР «Сармат», скорее всего, будут схожими с МБР УР-100Н УТТХ.
Это, в принципе, позволит легко переоборудовать для МБР «Сармат» существующие шахты МБР УР-100Н УТТХ, которые, скорее всего, уже опустеют к 2020 году. А если сама МБР «Сармат» является, ну, скажем так... неким развитием УР-100Н УТТХ — то и тем более, такое решение выглядит весьма уместным и своевременным: стоимостный фактор вполне может оказаться решающим в создании наземной базы для базирования новой МБР.
Тем более, что её стартовый вес уж никак не подразумевает колёсное шасси: максимум, что может её потянуть — это восьмиосный железнодорожный вагон.
Также имеются и сообщения о возможности использования стартовых позиций «Воеводы» (Р-36М2) для вновь размещаемого «Сармата», однако в этом случае, конечно, в силу меньшей стартовой массы и габаритов «Сармата», потребуется достаточно значительная переработка шахтного хозяйства.
Забрасываемый вес: до 5 тонн.
А вот у нас и «порылась» основная собака. В массе пресс-релизов о «Сармате» указывается забрасываемый вес до 5 тонн. Чтобы хоть как-то приравнять её к выводимой из эксплуатации «Воеводе».
В целом же, в Сети имеются сведения о научно-исследовательской работе «Аргументация», проведенной несколько лет назад в ГРЦ им. Макеева и НПО «Машиностроения». В ходе этой программы рассматривались возможности создания перспективной межконтинентальной баллистической ракеты наземного базирования с учетом имеющихся технологий и опыта. Общие результаты исследования выглядели следующим образом. В течение 7-8 лет, истратив около 8-8,5 миллиардов рублей, оборонная промышленность России способна разработать и запустить в серийное производство МБР с дальностью действия до 10 000 километров и с забрасываемым весом около 4 350 кг.
В общем, вы поняли.
Однако, напомню моим читателям: забрасываемый вес самой «Воеводы» составляет 8 800 кг при массе в 211 тонн.
Если взять в качестве объекта сравнения «Синеву»/«Лайнер» и проэкстраполировать их параметры на «Сармата», то мы получим забрасываемый вес в 5 тонн. Или даже меньше — в зависимости от того, насколько совершенной получится у ГРЦ им. Макеева их собственный вариант МБР, который надо будет сделать из их собственных разработок БРПЛ и, скорее всего, задела НПО «Машиностроения» по старой МБР УР-100Н УТТХ.
В целом же, наиболее вероятным представляется то, что МБР «Сармат» будет иметь стартовую массу очень схожую со стартовой массой УР-100Н УТТХ и забрасывать на 10 000 километров вес в 4,5-5 тонн.
С чем, в общем-то, согласны и западные оценки.
Однако, понятным образом, чтобы даже просто заменить существующие МБР Р-36М2 в категориях забрасываемого веса, для МБР «Сармат» надо значительно превосходить «Воеводу» в количестве пусковых установок.
На сегодняшний день в РВСН по прежнему несут службу 52 комплекса Р-36М и 60 комплексов УР-100Н УТТХ.
Если посчитать, то только для их замены требуется в период до 2020 года уже ввести в эксплуатацию не меньше 140 - 170 комплексов МБР «Сармат» — либо же заменить их лёгкими ракетами «Ярс». В количестве... около 600 штук, просто исходя из забрасываемого ими веса.
Однако, второй вариант, скорее всего, снизит возможности наземной группировки РВСН — при всей новизне «Ярса» многие «примочки» от головных блоков тяжёлых ракет в его 1 200 кг забрасываемого веса не поместить никак.
Хотя, конечно, как я писал в статье о гиперзвуке — научная мысль не стоит на месте:
Маневрирующий гиперзвуковой блок для МБР разработки ГРЦ им. Макеева.
Вот такой непростой вызов стоит перед оборонной промышленностью России, которой начиная с сегодняшнего дня надо рассчитывать только на себя.
|
</> |