Саратов. Часть 3: проспект Кирова
varandej — 01.05.2018При слове "проспект" в Саратове представляешь не гарь машин и бесконечные пробки на светофорах, а - плиточку, скамейки, фонари, словом всё то, что в других городах Необъятной называют "бродвей" или "арбат". Проспект Кирова, который ещё до революции (официально он тогда был Немецкой улицей) называли в Саратове "нашим Невским", стал пешеходным в те времена, когда подобные проекты не делались ещё под копирку. Пройдя в прошлой части самую оживлённую в Саратове Московскую улицу, теперь погуляем по "центра центра" от Крытого рынка до парка Липки. Только осторожнее - здесь можно стать жертвой диких колобков.
Проспект Кирова проходит параллельно Московской в двух кварталах южнее, и пересекают его те же самые перпендикулярные улицы. У огромного Почтамта, чуть-чуть недоходя "дома с автомобилем", я свернул с Московской на улицу Чапаева, к весьма неплохой, на мой взгляд, новостройке ТЦ "Арена", которая уже была здесь в 2008-м. За ней виднеется пара серых куполов - нам туда:
2.
До "Арены", впрочем, затесалась ещё есть небольшая площадь Киселёва... советского режиссёра и актёра Юрия Киселёва, в 1943-1996 годах руководившего Саратовским ТЮЗом. Сам Театр юного зрителя тут был и до него (с 1918 года), а на эту площадь театр переехал после (в 2003-м), но внешне, кажется, совсем не впечатлял, потому что в прошлый приезд я его не запомнил. В 2012 ТЮЗ сгорел (обошлось без пострадавших), и в восстановленном стеклянном облике неплохо перекликается с "Ареной". И можно ли по этому виду догадаться, что снят он в самой глубине исторического центра, и через квартал отсюда в любую сторону проходят цельные старые улицы?
3.
От ТЮЗа рукой подать до Цирка, который в Саратове тоже непрост: хотя цирковые представления в России давались с 1760-х годов (это если не брать в расчёт старый добрый русский балаган), устраивали их здесь исключительно иностранцы. Лишь в 1873 году у австрийца Эммануэля Беранека выкупили бродячий цирк русские братья Дмитрий, Пётр и Аким Никитины, да осели с приобретением в Пензе. В тихом и патриархальном губернском городе цирк, впрочем, не прижился, и в 1876 браты-акробаты (на самом деле на троих они держали десяток цирковых ролей) подались в Саратов, где и денег крутилось побольше, и зритель такое лучше понимал. Поэтому Саратовский цирк имени Братьев Никитиных считается ныне старейшим в России.
4а.
На кадре выше слева - его первое деревянное здание, исправно простоявшей до советской эпохи. В 1928-31 годах вместо него построили новый цирк с куполом, но реконструкции 1963 и 1998 годов и от его облика оставили немногое, и даже с 2008 года облик цирка порядочно изменился. Перед цирком - фонтан "Одуванчик" (1971) со скульптурами сценических зверей (1998), в середине апреля, увы, ещё не забивший.
4.
В начале ХХ века с цирком соседствовало ещё более экзотическое заведение - Библейская панорама. На самом деле это был целый жанр, начавшийся в 1886 году с объёмный картины "Голгофа" в Мюнхене, причём круглые павильоны как правило были рассчитаны на регулярную смену картин. В России таких панорам было три - в Киеве, Петербурге и, с 1912 года - и в Саратове. Экспонировалась здесь вольная копия той же "Голгофы", а позже "Мучения христиан в цирке Нерона" (1899) польского художника Яна Стыки, пока в 1915 году панорама не рухнула под тяжестью снега на крыше.
4б.
Между тем, мы пришли на площадь Кирова, которая в отличие от официозной Театральной площади (см. прошлую часть) выполняет в Саратове роль "народного центра". Правда, площадью Кирова её называют лишь в адресах, а всё это место в целом в обиходе известно как Крытый рынок. В Саратове сюда ведут все дороги, и подавляющее большинством маршрутов общественного транспорта проходит хотя бы по одной из четырёх окружающих площадь улиц. Сам Крытый рынок вытянут на 180 метров вдоль улицы Чапаева на одной линии с цирком, вторя ему своим более компактным и высоким, но таким же серым и рифлёным куполом:
5.
Рынков в огромном дореволюционном Саратове было немало (как и сейчас), и обе площади из прошлой части, нанизанные на Московскую улицу, также начинались с базаров. Но крупнейшим у "короля волжской торговли" был Митрофаньевский базар, и вот накануне Первой Мировой войны, когда город развивался стремительно, кому-то пришла идея оснастить его крытым корпусом наподобие киевской Бессарабки или латышских рынков Риги. 200-тысячный Саратов в те годы только-только начал подтягиваться к своему огромному размеру обликом и благоустройством, его былой масштаб ныне угадывается лишь в отдельных зданиях, и крупнейший в Российской империи Крытый рынок (1914-16) - безусловно, самое известное из них:
6.
Советские крытые павильоны есть в наше время и у других саратовских торжищ, но Крытый рынок "по умолчанию" - только здесь. По сравнению с вычурной Бессарабкой своим строгим обликом с минимумом повторяющихся деталей этот корпус напоминает мне скорее что-то из старой доброй Америки времён бурной юности Гражданина Кейна.
6а.
Внутри рынок предельно обычен - ни колорита, ни злачности, да и интерьеры если и были - то не сохранились: в 1938 году здание было серьёзно повреждено взрывом парового котла. При восстановлении в том же году поставили единственное ныне украшение зала - фонтан "Колхозницы":
7.
А сама площадь Кирова потому и не называется площадью, что скорее это просторный сквер, отделённый от улица Чапаева Крытым рынком. Когда-то здесь стояли бесчисленные лавки в липкой грязи по колено, от которых остались лишь жиденькие ларьки да кисоки у подножья Крытого рынка. Но какую-то общую "базарность" из здешней атмосферы, кажется, не вытравить ничем - народ по площади ходит торопливо, спеша с автобусных остановок улицы Чапаева к трамвайным остановкам в Мирном переулке.
8.
В глубине сквера - памятник Николаю Вавилову (1997): в 1917-18 годах учёный работал в молодом Саратовском университете (см. прошлую часть), а в 1941-43 годах вновь оказался в этом городе - теперь в тюрьме, эвакуированной на Волгу из столицы. С Саратовом связаны вехи научного пути Вавилова и смерть в тюремной камере от истощения и горя, поэтому здесь он тоже немного земляк. На памятнике изречения учёного: "Мне не жаль отдать жизнь ради хоть самого малого в науке" и "На костёр пойдём, гореть будем, но от убеждений своих не откажемся", а глядит он в оживлённую улицу имени себя, фактически продолжающую проспект Кирова.
9.
Храм Митрофана Воронежского за спиной учёного перестроен в 2000-х годах из своей же собственной старой богадальни (1887). Вернее, Митрофаньевской до революции была небольшая часовня (1910), в которую "вынесли" намоленный базарным людом придел Вознесенско-Сенновской церкви (1839), в свою очередь называвшейся по тогдашней Сенной площади. Название причудливо совершило круг, от придела и часовни расползшись на всю площадь и в итоге закрепившись на воссозданной посреди неё церкви.
9а.
Уродливый забор из профлиста - кстати, не признак стройплощадки, а ограда, и я не понимаю, зачем церковникам отгораживаться от мирян. На месте старой церкви - кинотеатр "Победа" (1935), а за ним ТЦ "Победа-Плаза", ещё один преемник базара.
10.
От Крытого рынка к Волге уходят целых три улицы - Кирова, Дзержинского и Сакко и Ванцетти, уже знакомая нам по посту о Гагаринском поле - там дальше техникум, где в начале 1950-х учился будущий космонавт. На её углу - симпатичный дом фармацевта Фридолина конца 19 века:
11.
11а.
А проспект Кирова начинается от площади у "Одуванчика" между Цирком и Крытым рынком - только улицу Чапаева перейти. Вот "ворота" Проспекта: линию ТЮЗа и Цирка завершает Детский мир (справа), напротив которого - конструктивистский ГипроНИИгаз (1934):
12.
В отличие от длиннющей Московской, проспект Кирова тянется почти ровно на километр, и острая башня на кадре выше отмечает другой его конец. В 19 веке эта улица называлась Немецкой, так как стояли на ней костёл и кирха, а связывала она крупнейший городской базар с кафедральным собором - то есть была местом, где регулярно проходили огромные толпы людей. В 1883 году местные чиновники зачем-то решили переименовать Немецкую в улицу Скобелева (к Саратову "белый генерал" Туркестана никакого отношения не имел) и даже стали менять адреса и таблички, но тут из Петербурга пришёл отказ. Немецкой улица оставалась и в Первую Мировую, хотя вполне могла бы стать какой-нибудь Николаевской или Романовской, а стала в итоге улицей Республики лишь в 1917 году. Ну а Киров здесь, как часто бывает, не при чём - честь убитого большевика переименовали пол-Союза, на волне энтузиазма, похоже, тыкая в карту наугад. Пешеходным короткий Проспект сделался в 1983 году, почти одновременно с московским Арбатом, а потому с последним явно ощущается наравне. Проспект Кирова широк и по-волжски приволен, на нём почти нет визуального мусора вроде набивших оскомину уличных скульптур, а самое главное достоинство Проспекта по сравнению с большинством пешеходок России - это какое-то особое чувство привычности: у целого поколения саратовцев родители давным-давно встречались здесь на первом свидании. Проспект - не излишество из "тучных нулевых", а неотъемлемая часть здешнего культурного кода.
13.
На кадре выше - дом "Новый Быт" (1927), на кадре ниже, у перекрёстка с Вольской - советский Дом книги (1937) и особняк цирковых братьев Никитиных (1890):
14.
От Вольской до Горького в пейзаж вклинивается нечто ни то из 1980-х, ни то из 21 века, а на переднем плане - не просто уличная скульптура, а памятник песне "Огней так много золотых на улице Саратова" (2009). Дальше там по тексту "Парней так много холостых, а я люблю женатого", но всё же старая песня стала неофициальным городским гимном и тема из неё звучит даже на вокзале, когда фирменный поезд отходит в Москву. Слышал, что с бронзовым парнем любят фотографироваться девушки - к скорому замужеству, как бы.
15.
Буквально нависает над этим участком Проспекта гостиница "Волга" (1911-17), до 1956 года "Астория", размерами сравнимая с иной советской "Центральной". Этот колосс в ряду двухэтажных домиков - очень саратовский сюжет, и через считанные годы, кабы ни посыпалась страна, такого же масштаба здания стояли бы по всей длине улицы.
16.
Не очень понимаю, что символизирует на самой крыше гигантское ведро, а вот скульптуры впечатляют. В 2008 мне увиделось в них что-то немецкое, а в 2018-м, после знакомство с Восточной Пруссией (см. Советск) - тем более:
17.
Порой на Проспекте приходится увёртываться от машин, неспешно трещащих шинами о стыке плиток. Это не автохамы, водители в Саратове к пешеходом вообще-то очень вежливы - просто кварталы вдоль проспекта огромны, и некоторым иначе не доехать до своих домов.
18.
Часть дворов - сквозные, и потому в стихийный паркинг Проспекта превратилась крошечная улица Дзержинского по соседству.
19.
Зато там есть очень красивый и очень саратовский дом купчихи Шишкиной (1912):
20.
Эти кварталы занимают развлекательные центры "Манеж" и "Бульвар", а потому проспект от Вольской до Горького - едва ли не единственное место Саратова, где старые дворы приведены в порядок:
21.
Квеструмы, комнаты иллюзий, симуляторы, не говоря уж про антикафе прошлой эпохи и ночные клубы позапрошлой - по содержимому дворов видно, что на Проспект саратовцы ходят отдыхать. Играл почти везде как на подбор старый джаз. Кафешек разного масштаба тут тоже хватает, меня под вечер водили в отличный и недорогой по московским меркам ресторан "Жигули".
22.
Но вне развлекательных центров благообразие коснулось лишь подворотен, за которыми начинается обычный неухоженный Саратов:
23.
Доходный дом Красулина (1912) с грифонами на фасаде:
24.
Ещё что-то из 1920-х годов:
25.
И разве можно не запихать в самый-самый исторический центр многоэтажку? Хотя и довольно неплохую, если отбросить контекст:
26.
Последний сегмент Проспекта от улицы Горького до улицы Радищева - через квартал от Театральной площади. Открывают его дом Саниных (1874-76) с шикарным металлическим крыльцом и ещё одна старинная гостиница "Россия" (1889), назначение, впрочем, поменявшая ещё до войны.
27.
Здесь и одна из двух уличных скульптур на всю пешеходку, посвящённая другому символу города - Саратовской гармони. Отличали её больший размер, мощный голос и "подпевавшие" в такт колокольчики по краям. Гармонь - инструмент сложный, и в создании её хочется заподозрить поволжских немцев с их губными гармошками, но нет - первые упоминания об особых саратовских гармонях восходят к 1850-м годам, а первую мастерскую открыл в 1870 году местный житель Никита Карелин. На улице Кутякова, прежде Цыганской, сохранилась даже дореволюционная фабрика гармоник, но я до неё, увы, не дошёл. Как и многие традиционные промыслы, саратовская гармонь чуть не исчезла в ХХ веке, а теперь, что так же типично, её старательно пытаются возрождать.
28.
Между тем, кинотеатр "Пионер" с кадра выше - ни что иное, как уделанный в 1965 году до неузнаваемости католический храм Святого Климента (1878-80), две башни которого были хорошо заметны в саратовских панорамах среди главок и колоколен. Что интересно, сохранилось и фото более старого костёла, в 1805 году построенного в дереве, а в 1850-х обложенного кирпичом. Костёлы, однако, в Российской империи были практически в каждом губернском городе вплоть до Самарканда или Ферганы, а вот много ли вы знаете в России дворцов католического епископа?! Именно таково было назначение здания 1870-х годов на заднем плане кадра выше: в 1872 году епископская кафедра переехала в Саратов из Херсона, фактически образовав епархию католиков Немецкого Поволжья:
28а.
Между тем, конец Проспекта близок, и отмечает его роскошная сталинка (1956), которую я в 2008 году принял за столь же роскошную дореволюционку:
29. 2008
Замыкает проспект архитектурный символ Саратова - Консерватория (1912):
30. 2008
Тут тебе и былое величие, и немцы, и гармонь:
31. 2008 2018
А особенно впечатляет, что как консерватория эта "ратуша" и строилась первоначально:
31а.
Проспект упирается в улицу Радищева, пересекающую небольшую площадь Чернышевского с памятником писателю (1956). Напротив консерватории - Саратовский аграрный университет имени Вавилова, основанный в 1913 году как Высшие сельскохозяйственные курсы. На другой его площадке есть даже конструктивистские корпуса, а здесь хоть и можно тоже заподозрить конструктивизм, всё-таки 1970-е годы.
32.
Причём - на месте разрушенной кирхи Девы Марии (1876-78), служившей главным лютеранским храмом Немецкого Поволжья:
32а.
А вот кондитерского вида часовня иконы "Утоли мои печали" (1902) - стоит, и является частью Архиерейского квартала. За ней - епархия (1833-38) и длинный Архиерейский ряд (1874) по улице Радищева - в купеческом Саратове даже церковь держала свой небольшой рынок:
33.
Замыкает ряд семинария на площади Столыпина - в месте соприкоснования этого и прошлого постов. И на 2 поста - как минимум 7 площадей...
34.
Появления Архиерейского комплекса именно здесь не случайно - вид на кирху снят с колокольни Кафедрального собора Александра Невского (1815-24), представлявшего собой весьма необычный образец классицизма, похожий усыпальницу из усадьбы какого-нибудь графа близ Твери, но только порядком увеличенную. На Немецкой стояли 3 храма разных вер, и ни один из них не сохранился.
35а.
На месте собора ныне стадион "Динамо", но остался бывший Александровский сад, устроенный вместе с храмом в честь победы над Наполеоном. В народе сад называли просто Липовым бульваром, и со временем это название сократилось до "Липки", а там и в официальную топонимику вошло. Вокруг парка - ограда с изящнейшими воротами (1907), а в глубине ещё несколько простеньких памятников:
35.
На площади Чернышевского помимо памятника автору "Что делать?" есть ещё и вот такое чудо - Саратовская панорама, устроенная в 1990 году к 400-летию города:
36.
По-моему, это очаровательно - только вблизи трудно разглядывать из-за бликов в стекле. Детализация поражает - здесь нет ни одного случайного дома, всё запечатлённое имеет своё название, историю, дату постройки, а может быть и утраты. Но при этом - в хорошо узнаваемом наивном стиле:
37.
На заглавном кадре - как раз собор Александра Невского отсюда, на кадре ниже - Музейная площадь и Крестовоздвиженский монастырь, до которого ещё дойдём. Лента панорамы, как ремень пряжкой, перехвачена барельефами великих земляков, в число которых попал и Гагарин:
38.
За земляками - советский Саратов, состоящий в основном из разного размера параллелепипедов:
39.
В 2008-м на Липках пешеходная зона и заканчивалась. С тех пор она приросла Волжской улицей, спускающейся к набережной великой реки. Набережная также стала длиннее и чуть-чуть пока что не доходит до улицы Рахова, бульвар которой в свою очередь проходит в квартале от Крытого рынка. То есть, сделать ещё пару километров - и в Саратове будет пешеходной кольцо 8-километровой окружности, самая крупная пешеходная зона если не в Европе (как гордо заявляют местные), то в России уж точно. Волжскую я из конца в конец так и не прошёл - лишь квартал от Липок и квартал от Волги:
40.
На кадре выше - особняк Шмидта (1906), владельца крупнейшей в России паровой мельницы дальше по набережной, а над ним - дом "Жилкоопсоюза" (1940), образец типично саратовской раннесоветской архитектуры:
41.
На углу Липок - трамвай "Семён". Такие машины выпускались в 1928-34 годах, а в 1936 их партия поступила в Саратов. Ещё один подобный трамвай "Яша" - действующий, и по праздникам катает народ в ретромаршруты. Имена трамваев, кстати, исторические - то ли народные по привычным машинистам, то ли от самих машинистов для привычных машин.
42.
Аутентичного в "Семёне", как я понял, немного, стеклопакеты так точно новые. В свете дат нелепа и табличка со словом "ВокзалЪ", а внутри и вовсе какой-то склад реквизита для торжеств:
43.
Волжская - уже не старый добрый Проспект, а пешеходка новой формации с велодорожками из мягкого покрытия, где самих велосипедистов пока что-то не видать:
44.
Главной же достопримечательностью Волжской с недавних пор стали Саратовские Колобки - вот эти вот шары, из-за уклона улицы периодически сбегающие с пилонов:
45.
Первого "колобка" какие-то умники столкнули с памятника Чернышевскому, и выкатив ногами на улицу, пустили в свободный побег. Колобок прокатился весь километр "Волжской", каким-то чудом никого не зацепив и у самой набережной разбил припаркованный автомобиль МЧС. После колобки сбегали ещё 6 раз, и на 7-й побег какие-то местные умельцы сделали компьютерную игру "Побег с Волжской". Меж архитектурных символов Саратова игрок катает шар, за которым гоняются возникающие поочерёдно (но в случайном порядке) Полицейский, Губернатор и
45а. это скриншот, а страничка с игрой откроется по клику.
На перекрёстке с улицей Некрасова, дальше которого я не ходил - конструктивистский (1934-36) дом ИТР (специалистов, то есть) и занятый ЗАГСом особняк Бореля (1909):
46.
Напоследок - ещё несколько шедевров модерна по окрестным улицам. На той же улице Некрасова чуть выше - особняк Скворцовой (1906):
47.
Он же Дом со сфинксом, хотя лукавый ворон на боковом пилоне, на мой взгляд, впечатляет сильнее:
48.
Доходник Мокшанцева (1913) почти на Театральной площади (уместнее бы в прошлой части смотрелся, но размер, размер) ныне занят Домом детского творчества:
49. 2012
И монументальностью достоин иных сталинок:
50. 2012
Равно как и оформившийся в 1860-х годах Коммерческий клуб (1914) за парком Липки, в 2008 ещё служивший Домом офицеров:
51. 2008
Между ним и трамваем "Семён", фасадом на Липки - занятый военным госпиталем дом Рейнеке (1910), столь чистый шедевр русского модерна, что автором его подозревают Фёдора Шехтеля, тем более и славный род Шехтелей происходит как раз-таки от местных колонистов.
52.
Саратовский модерн радует глаз обилием и качеством майолик:
53.
И вновь напоминает о несбывшейся судьбе большого города:
54.
...Но впрочем хватит растекаться мыслью по древу (да, я в курсе, что в оригинале там не мысль, а мысь - белка). О домах и улицах Старого Саратова я ещё напишу отдельный пост. А в следующей части пройдём вторую половину пешеходного почти-кольца - набережные Волги и улицу Рахова.
ВОЛГО-УРАЛ-2018
Обзор поездки и оглавление серии.
Моя космическая программа. Контекст.
Саратовская область
Гагаринское поле и Лётный городок (Энгельс).
Саратов. Общее.
Саратов. Московская улица.
Саратов. Проспект Кирова.
Саратов. Набережная и улица Рахова.
Саратов. Дома и улицы.
Саратов. Соколовая гора.
Саратов. Западные районы.
Юг области. Красноармейск.
Юг области. Усть-Золиха, Каменка, Золотое.
Самарская область.
Челябинская область.
Пензенская область.
|
</> |