Сараевский туннель
pon4ico — 27.07.2025
Википедия говорит, что
Сараевский туннель, также известный как «Туннель Спасения», или
«Туннель надежды» — подземный туннель, построенный в период с марта
по июнь 1993 года во время осады Сараево в разгар Боснийской войны.
Он был построен Боснийской армией для того, чтобы связать город
Сараево, который был полностью отрезан сербскими силами, с
Боснийской территории на другой стороне аэропорта Сараево, — с
зоной, контролируемой ООН. Туннель связал Сараевские районы Добрыне
и Бутмир, позволяя доставить в город пищевые продукты, осуществлять
военные поставки и доставку гуманитарной помощи, а также позволяя
людям выйти.
по дороге к музею
Туннель был построен на территории обычного жилого дома и был замаскирован. Сейчас это – музей, а жилой дом сохранился, только, конечно, в нем уже не живут. Но сохранили даже штукатурку со следами пуль и бомбежек.
Туннель находится недалеко от аэропорта – то есть в стороне от центра города. Сначала я не сильно хотела туда ехать, но, поскольку поездки в другие города особо не состоялись, у меня было много свободного времени, и я решила, что могу себе это позволить. Чтобы добраться до достопримечательности можно или вызвать такси, или воспользоваться все тем же автобусом №107. Доехать нужно до конечной (это буквально через остановку от Добрыня Школа, с которой я уезжала из аэропорта), а дальше – полчаса пешком, потому что идти нужно в глубину частного сектора, заодно по дуге обходя аэропорт (ведь как раз под ВПП проходит часть туннеля). Зато по дороге встречаются островки маков, которые невероятно смотрятся на фоне боснийских гор.

по дороге к музею
По дороге, почти сразу после аэропорта, встретится знак, что вы входите в Республику Сербскую – то есть в образование на территории БиГ. Почти что другая страна со сложными взаимоотношениями с соседями. Но фактически люди воспринимаю ее просто как район, в данном случае – район Сараево. По этой республике дорога сначала идет просто вдоль поля, но потом начинается частный сектор. Нужно пройти через мостик и идти по улице между домов. По дороге есть пара маленьких магазинчиков, но в основном - просто жилые дома. На музее есть вывеска, а около него – много машин и людей, поэтому пропустить его сложно. Кстати, в музее принимают только наличные, и только конвертируемые марки (а то многие привыкли, что в БиГ можно зачастую расплачиваться евро). Вход стоит 20 КМ, то есть 1 000 рублей – да, цены в БиГ меня удивляли.

начало экспозиции
Сейчас туннель, конечно, выглядит не так, как раньше: он облагорожен, ухожен, и в нем почти не страшно. Но все равно прикоснуться к истории, представить, как это все было во время войны, - он позволяет. Я прошлась по нему дважды: один раз быстро, потому что находиться под землей несколько некомфортно, а второй раз – уже более осознанно, разглядывая постройку. Туннель сейчас открыт только в небольшой своей части, далеко не километр, сколько он был изначально. Остальная часть закрыта и, как я понимаю, несколько обсыпалась. То есть зайти под ВПП не получится. Но с территории музея хорошо видно (и слышно!) взлетающие самолеты – территория вплотную прилегает к аэропорту и отделена забором.
В нескольких комнатах дома оформлены экспозиции, а на территории есть залы, где демонстрируются кинохроники. На заборе, который отделяет от аэропорта, вывешены фотографии событий тех времен. В общем, есть на что посмотреть кроме самого туннеля, что компенсирует его сокращенную протяженность.

туннель
У музея дежурят такси и предлагают иностранцам доехать до центра. Но я отказалась и снова пошла на автобус. Не пожалела, что съездила.
|
|
</> |
Надёжная внутренняя связь на предприятии: всё о VoIP-шлюзах, IP-телефонах и АТС МиниКом
Фото дня
Реактивный победитель
Берег или лодка: искусство выбора позиции при ловле на воблеры
Чувство самосохранения утеряно полностью!
Цветы столичные
ЛЖЕМЕССИАНСКОЕ РИФМОПЛЕТЧЕСТВО
Дайджест новинок недели: Страстные отношения и последние дни короля
Новая Ладога. Ладожские верфи и прочие водные сущности.

