Сапог
Сообщество «Юмор из жизни » — 04.10.2014Следующий фрагмент жизнеописания колымского детства в дополнение к предыдущему тексту "Витамины" подтолкнула статья в "Новой газете" от 26.08.2014 г. под рубрикой "Правда Гулага" с упоминанием Шаламова, Джелгалы, Ягодного, Эльгена (совхоз обеспечивал интернат отсутствующей в продаже свежей картошкой, систематически добровольно по ночам чистил её в столовой ради вкуснятины – жареной картошки чистильщикам).
Сдох усатый изверг, и наша семья мгновенно ощутила перемены. Поясню. При оформлении в больницу на прииске "Джелгала" в сентябре1951 г., родители в который раз столкнулись с дискриминацией по национальному признаку. Все приехавшие по этапу из "атомных городов", не только из Челябинска-40, разделены на 2 категории: бывшие зэки (в основном, русские) и немцы. Русские заключали обычный северный договор на 3 года с повышением северных надбавок каждые полгода, и после отработки 28 месяцев (в год 2 месяца отпуск и 2 месяца в 3 года даётся на дорогу) могли свободно ехать на материк в любом направлении. С немцами договор не заключался, и они не имели права покидать прииск. А ведь привезены строители секретных оборонных объектов страны на Колыму в одинаковых скотских условиях.
Родители реабилитированы, с ними заключён обычный северный трёхгодичный договор, причём задним числом, со времени приезда на Колыму; разрешён выезд с прииска. Чиновники мигом выдернули высококлассных врачей с глухомани в центральную больницу Ягодного и обеспечили шикарным (по тем временам) жильём в центре посёлка у Дома культуры и с видом на площадь, где несколько месяцев назад толпа оплакивала вождя. Рядом с Домом культуры деревянный уличный сортир очков на 30, коротким летом смрад, зимой сталактиты высотой до полуметра с вмороженными рублями (туалетная бумага, надо полагать). Потрясающее зрелище!
Образована Магаданская область, вместо управлений "Дальстроя" образованы районы. Центр Северного управления Ягодное превратилось в райцентр, появились милицейские органы. Началась расчистка колымских лагерей, многих заключённых выпускали, но тяжёлых рецидивистов со сроками более 25 лет (раньше максимальное наказание за убийство – 25 лет и некоторые "умудрялись нахватать" до 150 - 200 лет срока) расстреливали. Последнее время коммунистическая печать активно извращает роль амнистии1953 г. (об уничтожении тяжёлых преступников даже не упоминают), так как это был первый серьёзный удар по тоталитарному режиму. Трудно разобраться, кто фактически инициировал великую амнистию: Маленков, Хрущёв или Берия (думаю, последний), но "снежный ком реабилитаций покатился с гигантской горы, ничто уже не могло остановить его движение".
Между тем в Москве продолжалась жестокая борьба за власть, факт кровавой схватки очевиден, но детали разборок в высшем руководстве страны, как всегда, скрыты от народа. Постепенно власть полностью перешла в руки Хрущёва. Точкой отсчёта можно считать устранение Берии. Мало говорят о том, что вместе с Берия было физически уничтожено много высших офицеров МВД и госбезопасности, в т.ч. расстрелян "хозяин" Челябинска-40 – генерал-полковник Кузьменко. Напомню, именно Берия возглавлял организацию атомной промышленности в СССР и до сих пор, некоторые "атомные генералы" вспоминают его добрым словом, в частности, лично слышал выступление министра среднего машиностроения Е.П.Славского ("атомщики" строили Томский нефтехимкомбинат и министр бывал на площадке в конце 70-х). У меня сложное, не устоявшееся отношение к Берии, только недавно узнал, что Берия ещё в1953 г. предлагал вывести советские войска из Германии и дать возможность Германии объединиться. Через 36 лет объединение Германии произошло, сколько за это время выброшено на ветер народных денег, включая дрезденскую резидентуру КГБ, воспитавшую нынешнего правителя России, посчитать, наверно, никто не сможет, да и не захочет.
Неприятный осадок в памяти остался в связи с арестом Берия. Радио, газеты начали бурную кампанию по дискредитации его деятельности. Однажды вызывают меня с урока в учительскую, дают в руки бумажку с текстом, кроющим "иуду Берия". Прямо в учительской заставили вызубрить текст, а затем повели на общешкольное собрание. Представляете, розовощёкий шестиклассник выступает перед старшеклассниками и несёт бред про агента международного империализма. Стыдно! Так в России принято создавать общественное мнение. Выступления снизу инициируются и поощряются. Не отсюда ли идёт классическое советское начало выступления представителя низов на любых коллективных собраниях, митингах: "Мы, как и весь советский народ, считаем…"
Яркий штрих в памяти. С первой волной либерализации проезда на Колыму и обратно Ягодное наводнили женщины-цыганки с детьми, приехавшие искать своих мужей. Это было страшное и нелепое зрелище, когда полураздетые (не в пример нынешним, разбогатевшим на торговле алкоголем и наркотиками, сытым цыганам) женщины и дети в лютые морозы просили милостыню на улице. Многоопытная бабушка никогда цыган в квартиру не пускала, но всегда давала еду и что-то из одежды.
Одно из тяжёлых воспоминаний. В Ягодном появился майор из Белоруссии с двумя сыновьями. Один (6-й класс) приехал без ноги (подорвался на мине), а второму (8-й класс) всадили в нашей школе финку в плечо. Не могу забыть плач родителей пацанов у нас дома с просьбой к папе с мамой спасти сыну руку.
Более приятное воспоминание. Как и на Джелгале собирал много ягод, сам зарабатывал себе кое-какие мелочи (майки...), сдавая вёдрами бруснику и голубику в приёмный пункт.
Кончался трёхлетний срок, родителей, медиков высокой квалификации, пользовавшихся большим уважением населения, власти района настойчиво уговаривали остаться ещё поработать. Проявили характер. Нет!
Срочно начали распродажу своего имущества, торговали с бабушкой не на базаре, а прямо около дома, рядом с колымской трассой. В мою компетенцию входила продажа сотен, может тысяч, книг. Недели за две реализовали всё. По дешёвке, конечно.
Увезли несколько книг с официальными надписями, типа "За хорошую учёбу…". Одна из них "В Крымском подполье" И.Козлова, изданная в Магадане в1948 г. (стоит и сейчас на стеллаже, автор – секретарь подпольного обкома), оказалась востребованной через 20 лет, один из реальных отрицательных персонажей оказался ректором тюменского индустриального института. Многим приятелям я открыл глаза на молодость авантюриста "чистой воды". Не исключаю, что ректор Косухин ранее не видел этой книги, иначе он бы не рекламировал себя в качестве подпольщика с кличкой "Костя".
Память избирательна, почему-то с колымского детства осталось больше негативных, отнюдь не забавных воспоминаний. Ниже одно из исключений.
-------------------------------------------------
1954 год, Колыма, 6-й класс.
Семья переселилась с прииска в Ягодное, естественно, и я покинул интернат. Две крупные комнаты в коммунальной квартире и общая на 4 семьи кухня. На кухне и произошёл эпизод, над которым всё ещё смеялись папа и мама почти через полвека в Германии.
Учитель рисования поставил задачу изобразить с натуры предмет домашнего обихода, любой. Моя ответственность при выполнении уроков в младших и средних классах явно опережала способности к рисованию.
Бабушка легла отдохнуть после обеда, я расположился на кухне. В качестве модели на стол возле окна водружён слегка почищенный кирзовый сапог (в те годы пацаны на Колыме как солдаты щеголяли в весенне-осенний период в кирзачах со столовой ложкой за голенищем). Сам уселся за другой стол и приступил к творчеству с натуры. Проснулась и зашла на кухню бабушка, начала смеяться. Огрызнулся. Творческий процесс в разгаре, появились родители, к общему хохоту присоединились соседи. А мне до слёз обидно, так старался, да и получил за рисунок четвёрку. Смехотерапия подействовала однозначно: никогда больше не пытался заняться рисованием дома. Значительно позже, будучи сам отцом, осознал, родители смеялись не над сапогом в альбоме, а над сапогом на кухонном столе.
Томск, 14.03.2007 г. – 03.10.2014 г.
|
</> |