Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени
architectstyle — 28.03.2023

Центральное училище технического рисования (ЦУТР), в советское время называвшееся Мухинским училищем, недавно (в 2006 году) вернуло себе имя барона Штиглица и официально именуется Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академией имени А. Л. Штиглица.
Училище было основано в 1876 году на средства Александра Людвиговича Штиглица (1814-1884) - крупного промышленника, банкира и мецената.

В задачи училища входило создать специалистов: рисовальщиков, живописцев, скульпторов для художественной промышленности, а также учителей черчения и рисования для средних учебных заведений. В отличие от Академии художеств, в Училище принимали всех желающих, без различия сословий и пола, требовалось только наличие знаний в объеме четырех классов гимназии или реального училища и успешная сдача экзамена по рисунку.
Воспитанники Училища проходили практику и работали на Императорском фарфоровом заводе, в ювелирной фирме Фаберже, в мастерских Императорских театров, на Московской ситценабивной мануфактуре... Кроме того, ученики участвовали во всевозможных выставках, в том числе и престижных международных, а в конце декабря ежегодно проходили отчетные выставки ученических работ.
Большую роль в принятии решения о создании училища сыграл Александр Александрович Половцов - действительный тайный советник, Государственный секретарь, фабрикант и зять барона Штиглица.

Половцов руководил Училищем с самого момента его основания и до конца своей жизни. Он же привлек к организации учебного процесса и строительству училищных зданий архитектора Месмахера и способствовал его назначению на пост директора.
Так что первым директором училища был известный архитектор, яркий представитель петербургской школы эклектики Максимилиан Егорович Месмахер.

Половцов же был экспертом по прикладному искусству, увлеченным коллекционером и сыграл неоценимую роль в становлении учебного заведения и формировании музея прикладного искусства. Как и его тесть, Половцов делал пожертвования на благотворительность. После смерти Штиглица он завершил обустройство Училища и строительство здания музея.
Да, да, вскоре после открытия Училища, возникла также необходимость создания музея прикладного искусства, так как в Училище начали поступать дары в виде произведений искусства. Кроме того, руководство и само взялось за формирование художественной коллекции для целей обучения студентов. Месмахер мыслил музей как необходимый элемент познания учащимися истории искусства.
Коллекция музея впервые серьезно пополнилась в 1880 году, в результате путешествия за границу, совершенного А.А. Половцовым совместно с известным дипломатом князем А.Б. Лобановым-Ростовским. В ходе поездки они познакомились со знаменитым археологом Г. Шлиманом и другими специалистами, стараниями которых в музее вскоре появилось изрядное количество ценных экспонатов разных культур и эпох. Помимо многочисленных приобретений на европейских аукционах, у крупнейших европейских антикваров и коллекционеров, непосредственно у ведущих мастеров, на всемирных выставках, собрание также пополнялось за счет пожертвований частных лиц.
Первоначально музей Училища занимал восемь залов второго этажа основного здания. Однако коллекции продолжали интенсивно расти, и пришлось задуматься о постройке отдельного музейного здания.
Строительство специального корпуса для музея было начато в 1885 году. Автором проекта выступил директор Училища, архитектор Максимилиан Месмахер. Это здание является одним из самых важных и известных творений зодчего. По выражению К.С. Петрова-Водкина, оно стало «лебединой песней» Месмахера. Как вспоминал А.А. Половцов, архитектор жертвовал все силы и время на свое любимое детище: «Месмахер спал по четыре часа в сутки. С раннего утра на стройке до хрипоты перекликался с рабочими, часами толковал с учениками, расписывающими потолки, покрывавшими резьбой и мозаикой панели, забегал в мастерскую, отведенную ученицам, выпиливающим портреты по рисункам, сделанным с исторических образцов. И всё это сверх работы по самому училищу».
Музей Центрального Училища Технического Рисования барона Штиглица

Месмахер создал новый для России тип музейного здания, с продуманной системой освещения и четкой симметричной планировкой. Поскольку осмотр музея происходил в дневные часы, архитектор позаботился о максимальной освещенности помещений. Так, главный выставочный зал, занимающий треть общей музейной площади (1196 кв. м), интенсивно освещается естественным дневным светом через двойной стеклянный купол.
Главный зал, проект Месмахера, разрез

Как педагог и директор, а не только зодчий, Месмахер создавал не просто музей, а своего рода наглядное пособие по истории развития прикладного искусства. Это нашло отражение как во внутреннем наполнении музея, так и в архитектуре здания и оформлении интерьеров.
Строительство и отделка здания на территории бывшего Соляного городка (квартала складов соли) продолжались 10 лет. В празднике открытия музея принимала участие императорская семья во главе с Николаем II, а также многие деятели культуры, в том числе художники И.Е. Репин, молодые К.С. Петров-Водкин и А.П. Остроумова-Лебедева, старик писатель Д.В. Григорович. Все они горячо приветствовали Месмахера.
СПГХПА им. А.Л. Штиглица сегодня

Открытие музея стало важным событием в культурной жизни Санкт-Петербурга. Широкие слои петербургского общества получили возможность познакомиться с его интерьерами и коллекциями. Помимо постоянной экспозиции, интерес представляли и замечательные временные выставки, которые устраивались в Большом зале. Тут, в частности, проходили выставки объединения «Мир искусства» (организованы Дягилевым, 1898), «Историческая выставка предметов искусства» (1904), «Выставка церковной старины» (1915) и др.
И всё же главной задачей, созданного музея, оставалось дать студентам возможность прикоснуться к творениям всемирно известных мастеров, приобщиться к возвышенной атмосфере гармонии и секретам художественного творчества, понять историю развития прикладного искусства разных стран, эпох и стилей. Такая учебно-методическая концепция проявилась уже на этапе создания музея: основная работа над внутренним оформлением залов выполнялась собственными силами учащихся, выпускников и преподавателей Училища. Например, плафонная и стенная живопись, изготовление некоторых филёнок, резьба — всё это было работой учеников. Это позволяло им на практике применить свои знания. Особой заслугой Месмахера было возрождение искусства майолики. Все отделочные работы в музее, связанные с майоликой (облицовка каминов, ниш, порталов, декоративные вставки между рамами окон, балясины) были выполнены учениками Училища.
Фонари перед парадным входом

От истории перейдём к самой экспозиции и оформлению интерьеров залов.
Тридцать залов музея знакомили студентов с историей развития целых отраслей прикладного искусства, таких как: ткани и шитье, резьба по дереву, камню и кости, гобелены, фарфор, фаянс, стекло, майолика, с момента зарождения и по XIX век. Основные залы на первом и втором этаже музея Месмахер отвел под постоянную экспозицию искусства Египта, Германии, Италии, России, Франции, Англии и Фландрии. Каждая из стран «представляла» свое декоративно-прикладное искусство в период его наивысшего расцвета.
На сегодняшний момент музей занимает 14 залов и галерей. Экспозиция размещается на первом этаже. Помещения второго этажа, ранее также относившиеся к музею, в настоящее время принадлежат Академии и для широкой публики в основном закрыты.
Пространственное решение и оформление интерьеров музейных залов было подобрано Месмахером в соответствии с тематикой экспозиции. Некоторые крупные произведения искусства, которые приобретались в качестве экспонатов (картины, гобелены, камины, порталы...), становились в итоге неотъемлемой частью убранства интерьеров и определяли стилистику залов.
Экспонаты древнерусского, византийского, раннехристианского, древнеримского, готического декоративно-прикладного искусства были размещены на первом этаже, с которого и начинался осмотр. Сначала посетители попадали в Вестибюль с нарядной росписью.
Экспозиция начиналась в Аванзале, оформленном в стиле итальянского Возрождения.



Сегодня здесь демонстрируются временные выставки из фондов музея.
В одной из витрин можно увидеть фотографии и исторические документы, связанные с именем основателя музея.

Своды покрыты яркими декоративными росписями, напоминающими убранство плафона виллы Мадама (Villa Madama), построенной в Риме по проекту Рафаэля в начале XVI века и оформленной его учениками.

На верхней площадке Аванзала выполненные в XIX веке мраморные копии скульптур по античным оригиналам.

Отсюда можно было через мраморный портал проследовать далее вдоль композиционной оси здания в «сердце» музея — Большой выставочный зал (Итальянский зал).

И мы идём в святую святых, туда, где рождаются художники по всем направлениям.
Через портал попадаем под Итальянскую лестницу Большого выставочного зала.

По этой лестнице нам надо подняться на второй этаж.
На цыпочках проскальзываем мимо учеников и их преподавателей.




Этот двухэтажный зал, напоминающий двор итальянского палаццо, предназначался для студенческих и преподавательских выставок. Он был самым большим не только в музее, но и во всем Петербурге.

По периметру зал окружен эффектной двухъярусной галереей, которая создает наилучшие условия для обзора экспозиции.

Аркада служит опорой для двойного стеклянного перекрытия. Внутренний световой купол ранее состоял из небольших расписных квадратных стекол, выполненных по рисунку Месмахера на фабрике Цеттлера в Мюнхене в 1892 году.

Теперь лишь центральная цветовая дорожка напоминает о былом застеклении. Выполнена эта дорожка студентами Училища в качестве димломной работы. А вот фонари в аркадах Большого зала появились только в середине 1950-ых годов (проект архитектора Н.А. Медведева и инженера-технолога Ф.С. Энтелиса).
Аркады второго яруса разделены мощными пилонами, декорированными четырьмя колоннами.

При Месмахере Большой зал украшал фриз со скульптурными портретами художников, архитекторов и скульпторов (Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, Б. Челлини, а также деятелей русской культуры — Растрелли, Воронихина, Росси, Баженова, Захарова, Сурикова, Репина, Ломоносова, Демут-Малиновского и др.)
В первые годы войны в музейный корпус попали два снаряда и одна авиабомба, причинившие значительный ущерб зданию. В середине 1950-х годов был создан новый лепной фриз Большого зала взамен старого, полностью уничтоженного взрывной волной. Новый фриз стал одноцветным, и теперь в медальонах были изображены в основном русские художники, в том числе Мухина.

На галерею второго этажа ведут полудуги двухмаршевой мраморной лестницы. На верхней площадке лестницы была установлена мраморная статуя сидящего в кресле барона А.Л. Штиглица работы М.М. Антокольского.

В советское время памятник убрали.
Но, к счастью, скульптура сохранилась, и в июне 2011 года ее вернули на историческое место.

Очень понравилось, что экскурсия проходила неспешно. Нас предупредили, что фотографировать не просто можно, а даже нужно, т.к. после осмотра второго этажа мы спустимся вниз, и сюда вернуться самостоятельно уже не сможем. Также нам посоветовали заглядывать во все открытые двери, чтобы не пропустить ничего интересного.
По всему периметру второго яруса Большого зала стены украшены горельефами.
Это гипсовые слепки с горельефов Пергамского алтаря.

«Пергамский алтарь» — знаменитое произведение искусства эллинистического периода, один из самых значительных памятников этого времени, сохранившихся до наших дней. Получил название по месту своего создания — городу Пергаму в Малой Азии. Основная тема рельефных изображений — битва богов с гигантами. В настоящий момент находится в берлинском Пергамском музее (Античное собрание), построенном специально для этой цели.

После Второй мировой войны алтарь в числе прочих ценностей был вывезен из Берлина советскими войсками. С 1945 г. он хранился в Эрмитаже. В 1954 году алтарь стал доступен посетителям. Горельефы были размещены по периметру в бывших конюшнях в здании Малого Эрмитажа.

В 1958 г. алтарь, как и многое другое, был возвращён Германии. При этом была достигнута договорённость, что специально для СССР будет изготовлена гипсовая копия алтаря. В 2002 г. данные слепки были переданы из запасников Эрмитажа в подарок Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии в честь её 125-летнего юбилея.
Специалисты СПГХПА им. Штиглица и создали эти слепки в своё время.

Экскурсовод, скользнув взглядом по убранству стен, сказала не без гордости, что если из музея Училища вдруг исчезнут все предметы искусства, то студенты всё равно смогут заниматься, т.к. здесь даже стены учат, являясь экспонатами.

Кстати, экскурсоводы по музею - девушки и юноши из числа бывших студентов.






В период музейной деятельности второй этаж отводился под залы английского, итальянского, фламандского и французского искусства XVI-XVIII веков.
Заглядываем в залы, как нам и предлагалось, но сильно не нахальничаем, т.к. теперь это учебные помещения.

Так, к примеру, это помещение раньше занимала экспозиция искусства Италии. Просторный зал Тьеполо, посвященный искусству Венецианской республики XVIII века иногда называли Венецианским залом. Оформление этого зала с живописным плафоном и лепниной напоминало отделку библиотеки во Дворце венецианских дожей. Здесь были выставлены уникальные венецианские сосуды художественного стекла, дельфтский фаянс, французские барочные комоды, ткани, кружево, веера и, главное, пять великолепных картин кисти Тьеполо, приобретенных Месмахером специально для своего музея. К сожалению, отделка Венецианского зала до наших дней не сохранилась.



Живописный плафон одного из залов

И что характерно,



По широкой Римской лестнице нас провожают вниз.

Роспись стен лестницы выполнена по проекту М.Е. Месмахера.

В арочных проемах над лестницей воспитанник Училища П.И. Долгов поместил живописное панно с изображением собора Св. Петра в Риме на фоне пейзажа.

Ждут последних экскурсантов нашей группы, и двери за нами закрывают.

Разбила запись на две части. Продолжение следует...
Тихий и чистый город: как EV-революция изменит улицы, парковки и энергосистему
Благодарность амёб.
Параллелепипеды ада
Кэтрин Остин Фиттс — Трамп — козёл Иуды
Принц и принцесса Уэльские на представлении Королевского варьете.
Рамочное соглашение о прекращении конфликта России и Украины. Что известно.
ПРО ШМОТКИ
Игры в свинарнике

