Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени

топ 100 блогов architectstyle28.03.2023 Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени

Центральное училище технического рисования (ЦУТР), в советское время называвшееся Мухинским училищем, недавно (в 2006 году) вернуло себе имя барона Штиглица и официально именуется Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академией имени А. Л. Штиглица.
Училище было основано в 1876 году на средства Александра Людвиговича Штиглица (1814-1884) - крупного промышленника, банкира и мецената.

Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени 01.jpg

В задачи училища входило создать специалистов: рисовальщиков, живописцев, скульпторов для художественной промышленности, а также учителей черчения и рисования для средних учебных заведений. В отличие от Академии художеств, в Училище принимали всех желающих, без различия сословий и пола, требовалось только наличие знаний в объеме четырех классов гимназии или реального училища и успешная сдача экзамена по рисунку.
Воспитанники Училища проходили практику и работали на Императорском фарфоровом заводе, в ювелирной фирме Фаберже, в мастерских Императорских театров, на Московской ситценабивной мануфактуре... Кроме того, ученики участвовали во всевозможных выставках, в том числе и престижных международных, а в конце декабря ежегодно проходили отчетные выставки ученических работ.
Большую роль в принятии решения о создании училища сыграл Александр Александрович Половцов - действительный тайный советник, Государственный секретарь, фабрикант и зять барона Штиглица.

Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени 02.jpg

Половцов руководил Училищем с самого момента его основания и до конца своей жизни. Он же привлек к организации учебного процесса и строительству училищных зданий архитектора Месмахера и способствовал его назначению на пост директора.
Так что первым директором училища был известный архитектор, яркий представитель петербургской школы эклектики Максимилиан Егорович Месмахер.

Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени 03.jpg

Половцов же был экспертом по прикладному искусству, увлеченным коллекционером и сыграл неоценимую роль в становлении учебного заведения и формировании музея прикладного искусства. Как и его тесть, Половцов делал пожертвования на благотворительность. После смерти Штиглица он завершил обустройство Училища и строительство здания музея.

Да, да, вскоре после открытия Училища, возникла также необходимость создания музея прикладного искусства, так как в Училище начали поступать дары в виде произведений искусства. Кроме того, руководство и само взялось за формирование художественной коллекции для целей обучения студентов. Месмахер мыслил музей как необходимый элемент познания учащимися истории искусства.
Коллекция музея впервые серьезно пополнилась в 1880 году, в результате путешествия за границу, совершенного А.А. Половцовым совместно с известным дипломатом князем А.Б. Лобановым-Ростовским. В ходе поездки они познакомились со знаменитым археологом Г. Шлиманом и другими специалистами, стараниями которых в музее вскоре появилось изрядное количество ценных экспонатов разных культур и эпох. Помимо многочисленных приобретений на европейских аукционах, у крупнейших европейских антикваров и коллекционеров, непосредственно у ведущих мастеров, на всемирных выставках, собрание также пополнялось за счет пожертвований частных лиц.

Первоначально музей Училища занимал восемь залов второго этажа основного здания. Однако коллекции продолжали интенсивно расти, и пришлось задуматься о постройке отдельного музейного здания.
Строительство специального корпуса для музея было начато в 1885 году. Автором проекта выступил директор Училища, архитектор Максимилиан Месмахер. Это здание является одним из самых важных и известных творений зодчего. По выражению К.С. Петрова-Водкина, оно стало «лебединой песней» Месмахера. Как вспоминал А.А. Половцов, архитектор жертвовал все силы и время на свое любимое детище: «Месмахер спал по четыре часа в сутки. С раннего утра на стройке до хрипоты перекликался с рабочими, часами толковал с учениками, расписывающими потолки, покрывавшими резьбой и мозаикой панели, забегал в мастерскую, отведенную ученицам, выпиливающим портреты по рисункам, сделанным с исторических образцов. И всё это сверх работы по самому училищу».

Музей Центрального Училища Технического Рисования барона Штиглица

Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени 04.jpg

Месмахер создал новый для России тип музейного здания, с продуманной системой освещения и четкой симметричной планировкой. Поскольку осмотр музея происходил в дневные часы, архитектор позаботился о максимальной освещенности помещений. Так, главный выставочный зал, занимающий треть общей музейной площади (1196 кв. м), интенсивно освещается естественным дневным светом через двойной стеклянный купол.

Главный зал, проект Месмахера, разрез

Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени 05.jpg

Как педагог и директор, а не только зодчий, Месмахер создавал не просто музей, а своего рода наглядное пособие по истории развития прикладного искусства. Это нашло отражение как во внутреннем наполнении музея, так и в архитектуре здания и оформлении интерьеров.
Строительство и отделка здания на территории бывшего Соляного городка (квартала складов соли) продолжались 10 лет. В празднике открытия музея принимала участие императорская семья во главе с Николаем II, а также многие деятели культуры, в том числе художники И.Е. Репин, молодые К.С. Петров-Водкин и А.П. Остроумова-Лебедева, старик писатель Д.В. Григорович. Все они горячо приветствовали Месмахера.

СПГХПА им. А.Л. Штиглица сегодня

СПГХПА им. А.Л. Штиглица. фасад-01.jpg

Открытие музея стало важным событием в культурной жизни Санкт-Петербурга. Широкие слои петербургского общества получили возможность познакомиться с его интерьерами и коллекциями. Помимо постоянной экспозиции, интерес представляли и замечательные временные выставки, которые устраивались в Большом зале. Тут, в частности, проходили выставки объединения «Мир искусства» (организованы Дягилевым, 1898), «Историческая выставка предметов искусства» (1904), «Выставка церковной старины» (1915) и др.
И всё же главной задачей, созданного музея, оставалось дать студентам возможность прикоснуться к творениям всемирно известных мастеров, приобщиться к возвышенной атмосфере гармонии и секретам художественного творчества, понять историю развития прикладного искусства разных стран, эпох и стилей. Такая учебно-методическая концепция проявилась уже на этапе создания музея: основная работа над внутренним оформлением залов выполнялась собственными силами учащихся, выпускников и преподавателей Училища. Например, плафонная и стенная живопись, изготовление некоторых филёнок, резьба — всё это было работой учеников. Это позволяло им на практике применить свои знания. Особой заслугой Месмахера было возрождение искусства майолики. Все отделочные работы в музее, связанные с майоликой (облицовка каминов, ниш, порталов, декоративные вставки между рамами окон, балясины) были выполнены учениками Училища.

Фонари перед парадным входом

СПГХПА им. А.Л. Штиглица. фасад-03.jpg

От истории перейдём к самой экспозиции и оформлению интерьеров залов.
Тридцать залов музея знакомили студентов с историей развития целых отраслей прикладного искусства, таких как: ткани и шитье, резьба по дереву, камню и кости, гобелены, фарфор, фаянс, стекло, майолика, с момента зарождения и по XIX век. Основные залы на первом и втором этаже музея Месмахер отвел под постоянную экспозицию искусства Египта, Германии, Италии, России, Франции, Англии и Фландрии. Каждая из стран «представляла» свое декоративно-прикладное искусство в период его наивысшего расцвета.
На сегодняшний момент музей занимает 14 залов и галерей. Экспозиция размещается на первом этаже. Помещения второго этажа, ранее также относившиеся к музею, в настоящее время принадлежат Академии и для широкой публики в основном закрыты.
Пространственное решение и оформление интерьеров музейных залов было подобрано Месмахером в соответствии с тематикой экспозиции. Некоторые крупные произведения искусства, которые приобретались в качестве экспонатов (картины, гобелены, камины, порталы...), становились в итоге неотъемлемой частью убранства интерьеров и определяли стилистику залов.
Экспонаты древнерусского, византийского, раннехристианского, древнеримского, готического декоративно-прикладного искусства были размещены на первом этаже, с которого и начинался осмотр. Сначала посетители попадали в Вестибюль с нарядной росписью.
Экспозиция начиналась в Аванзале, оформленном в стиле итальянского Возрождения.

Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени 06.jpg

Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени 07.jpg

Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени 08.jpg

Сегодня здесь демонстрируются временные выставки из фондов музея.
В одной из витрин можно увидеть фотографии и исторические документы, связанные с именем основателя музея.

Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени 09.jpg

Своды покрыты яркими декоративными росписями, напоминающими убранство плафона виллы Мадама (Villa Madama), построенной в Риме по проекту Рафаэля в начале XVI века и оформленной его учениками.

Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени 10.jpg

На верхней площадке Аванзала выполненные в XIX веке мраморные копии скульптур по античным оригиналам.

Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени 11.jpg

Отсюда можно было через мраморный портал проследовать далее вдоль композиционной оси здания в «сердце» музея — Большой выставочный зал (Итальянский зал).

Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени 12.jpg

И мы идём в святую святых, туда, где рождаются художники по всем направлениям.
Через портал попадаем под Итальянскую лестницу Большого выставочного зала.

Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени 13.jpg

По этой лестнице нам надо подняться на второй этаж.
На цыпочках проскальзываем мимо учеников и их преподавателей.

Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени 14.jpg

Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени 15.jpg

Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени 16.jpg

Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени 17.jpg

Этот двухэтажный зал, напоминающий двор итальянского палаццо, предназначался для студенческих и преподавательских выставок. Он был самым большим не только в музее, но и во всем Петербурге.

Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени 18.jpg

По периметру зал окружен эффектной двухъярусной галереей, которая создает наилучшие условия для обзора экспозиции.

Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени 19.jpg

Аркада служит опорой для двойного стеклянного перекрытия. Внутренний световой купол ранее состоял из небольших расписных квадратных стекол, выполненных по рисунку Месмахера на фабрике Цеттлера в Мюнхене в 1892 году.

Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени 20.jpg

Теперь лишь центральная цветовая дорожка напоминает о былом застеклении. Выполнена эта дорожка студентами Училища в качестве димломной работы. А вот фонари в аркадах Большого зала появились только в середине 1950-ых годов (проект архитектора Н.А. Медведева и инженера-технолога Ф.С. Энтелиса).

Аркады второго яруса разделены мощными пилонами, декорированными четырьмя колоннами.

Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени 21.jpg

При Месмахере Большой зал украшал фриз со скульптурными портретами художников, архитекторов и скульпторов (Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, Б. Челлини, а также деятелей русской культуры — Растрелли, Воронихина, Росси, Баженова, Захарова, Сурикова, Репина, Ломоносова, Демут-Малиновского и др.)
В первые годы войны в музейный корпус попали два снаряда и одна авиабомба, причинившие значительный ущерб зданию. В середине 1950-х годов был создан новый лепной фриз Большого зала взамен старого, полностью уничтоженного взрывной волной. Новый фриз стал одноцветным, и теперь в медальонах были изображены в основном русские художники, в том числе Мухина.

Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени 22.jpg

На галерею второго этажа ведут полудуги двухмаршевой мраморной лестницы. На верхней площадке лестницы была установлена мраморная статуя сидящего в кресле барона А.Л. Штиглица работы М.М. Антокольского.

Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени 23.jpg

В советское время памятник убрали.
Но, к счастью, скульптура сохранилась, и в июне 2011 года ее вернули на историческое место.

Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени 24.jpg

Очень понравилось, что экскурсия проходила неспешно. Нас предупредили, что фотографировать не просто можно, а даже нужно, т.к. после осмотра второго этажа мы спустимся вниз, и сюда вернуться самостоятельно уже не сможем. Также нам посоветовали заглядывать во все открытые двери, чтобы не пропустить ничего интересного.

По всему периметру второго яруса Большого зала стены украшены горельефами.
Это гипсовые слепки с горельефов Пергамского алтаря.

Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени 25.jpg

«Пергамский алтарь» — знаменитое произведение искусства эллинистического периода, один из самых значительных памятников этого времени, сохранившихся до наших дней. Получил название по месту своего создания — городу Пергаму в Малой Азии. Основная тема рельефных изображений — битва богов с гигантами. В настоящий момент находится в берлинском Пергамском музее (Античное собрание), построенном специально для этой цели.

Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени 26.jpg

После Второй мировой войны алтарь в числе прочих ценностей был вывезен из Берлина советскими войсками. С 1945 г. он хранился в Эрмитаже. В 1954 году алтарь стал доступен посетителям. Горельефы были размещены по периметру в бывших конюшнях в здании Малого Эрмитажа.

Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени 38.jpg

В 1958 г. алтарь, как и многое другое, был возвращён Германии. При этом была достигнута договорённость, что специально для СССР будет изготовлена гипсовая копия алтаря. В 2002 г. данные слепки были переданы из запасников Эрмитажа в подарок Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии в честь её 125-летнего юбилея.
Специалисты СПГХПА им. Штиглица и создали эти слепки в своё время.

Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени 39.jpg

Экскурсовод, скользнув взглядом по убранству стен, сказала не без гордости, что если из музея Училища вдруг исчезнут все предметы искусства, то студенты всё равно смогут заниматься, т.к. здесь даже стены учат, являясь экспонатами.

Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени 40.jpg

Кстати, экскурсоводы по музею - девушки и юноши из числа бывших студентов.

Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени 27.jpg

Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени 28.jpg

Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени 29.jpg

Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени 30.jpg

Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени 31.jpg

Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени 32.jpg

В период музейной деятельности второй этаж отводился под залы английского, итальянского, фламандского и французского искусства XVI-XVIII веков.
Заглядываем в залы, как нам и предлагалось, но сильно не нахальничаем, т.к. теперь это учебные помещения.

Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени 33.jpg

Так, к примеру, это помещение раньше занимала экспозиция искусства Италии. Просторный зал Тьеполо, посвященный искусству Венецианской республики XVIII века иногда называли Венецианским залом. Оформление этого зала с живописным плафоном и лепниной напоминало отделку библиотеки во Дворце венецианских дожей. Здесь были выставлены уникальные венецианские сосуды художественного стекла, дельфтский фаянс, французские барочные комоды, ткани, кружево, веера и, главное, пять великолепных картин кисти Тьеполо, приобретенных Месмахером специально для своего музея. К сожалению, отделка Венецианского зала до наших дней не сохранилась.

Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени 34.jpg

Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени 35.jpg

Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени 36.jpg

Живописный плафон одного из залов

Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени 37.jpg

И что характерно, в Сицилии все натурально изъясняются на французском нет уголка, в которм кто-нибудь не пристроился бы с мольбертом.

Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени 41.jpg

Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени 42.jpg

Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени 43.jpg

По широкой Римской лестнице нас провожают вниз.

Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени 44.jpg

Роспись стен лестницы выполнена по проекту М.Е. Месмахера.

Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени 45.jpg

В арочных проемах над лестницей воспитанник Училища П.И. Долгов поместил живописное панно с изображением собора Св. Петра в Риме на фоне пейзажа.

Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени 46.jpg

Ждут последних экскурсантов нашей группы, и двери за нами закрывают.

Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени 47.jpg

Разбила запись на две части. Продолжение следует...

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Сначала про церемонию вручения Оскара, которая состоялась в прошлое воскресенье. Мало кто догнал политическую подоплёку скандала, произошедшего в ходе церемонии. Между тем, никакого измерения кроме как внутриполитического эта история не имеет.           ...
 Я вот сегодня сходил на митинг на Новый Арбат. Что вам сказать... Все пропало. Я пришел где-то через 10 минут после начала, на удивление быстро прошел через детекторы, и затесался толпу. Менты были абсолютно спокойны и даже доброжелательны.Встал ...
Оливер Кшанти - Красивая релаксирующая мелодия... 05:45  Наклею на пустом конверте марки – Пусть адресат найдёт, как обещал… Бывают и обузою подарки, Хотя дарить никто не запрещал. Бывает, что ...
на днях случайно наткнулся на видео, где гений строит башню в майнкрафт, а дитятко желает ему долгих лет и вангует светлое будущее (почему-то этот материал ранее прошёл стороной). учитывая, что дитятке шесть лет уже, и грядёт через полгода возраст, когда люди отправляются в школу постигать ...
Мне реально непонятно, как держатся вот такие циферки:Друзья (166)Взаимные друзья (152)Также в друзьях у (1051)И если с первыми двумя всё более-менее мне ясно, то почему третья цифра уменьшилась на 400, а не на хотя бы 700-800, по сравнению с данными месячной ...