Санкт-Петербург. Совы в модерне. Часть VI

топ 100 блогов architectstyle18.01.2025 Санкт-Петербург. Совы в модерне. Часть VI

И снова совы Санкт-Петербурга. Первым осмотрим доходный дом Г. Г. Цолликофера

Санкт-Петербург. Совы в модерне. Часть VI 01.jpg

Дом имеет архитектуру середины XIX века неустановленного автора. Здание было перестроено гражданскими инженерами Г.Г. Цолликофером и Е.Ф. Эделем в 1912-1913 годах. Стиль: модерн.

Санкт-Петербург. Совы в модерне. Часть VI 02.jpg

На крышу выходит башенка с обзорной площадкой. Среди прочих деталей выделяются два небольших по высоте, но достаточно выпуклых эркера; межэтажный и завершающий карнизы с детикулами; входная группа напоминает театральный занавес - перспективный портал в виде драпировки с ламбрекеном; портал в свою очередь пластически перекликается с угловыми окнами верхнего этажа; а ещё полуколоннки, окна различной величины, балконы различной формы, чередующиеся фактуры и, конечно, декоративные барельефы.

Над четвёртым этажом среди ёлок и шишек примостились совы.

Санкт-Петербург. Совы в модерне. Часть VI 03.jpg

Санкт-Петербург. Совы в модерне. Часть VI 04.jpg

Дом городских учреждений

Санкт-Петербург. Совы в модерне. Часть VI 05.jpg

На этом доме сов искать не пришлось. Ещё издалека завидев дом силуэтно, в контровом свете, сову на щипце нельзя было не заменить. Вблизи оказалось, что их здесь угнездилось целое сообщество, и все крупной породы.

Санкт-Петербург. Совы в модерне. Часть VI 06.jpg

Этот дом появился на углу Садовой улицы и Вознесенского проспекта в 1904-1906 годах.

Санкт-Петербург. Совы в модерне. Часть VI 07.jpg

Очень красивые фасады. Можно рассматривать долго богатое убранство. Художественные достоинства достигаются благодаря светотеневым эффектам, противопоставлению объёмов, различной текстуре материала. Деталей много, и много мистики. Да это и не удивительно. Проект принадлежит А.Л. Лишневскому, самому демоническому архитектору северной столицы.

Санкт-Петербург. Совы в модерне. Часть VI 08.jpg

Причём этот дом стал первым петербургским проектом А.Л. Лишневского и принёс ему удачу. За эту работу архитектору в 1907 году даже присудили премию на городском конкурсе фасадов.

Санкт-Петербург. Совы в модерне. Часть VI 09.jpg

Две из трёх башенок венчают остроухие совы, грозно взирающие вниз с высоты седьмого этажа. Угловую башню когда-то украшали скульптуры «Свобода» и «Труд», но к моменту последней реставрации изваяния исчезли.

Санкт-Петербург. Совы в модерне. Часть VI 10.jpg

Территорию совы делят с другими крылатыми, мифическими существами - грифонами. А во внутреннем дворе можно увидеть химер, демонов и других не менее мифических персонажей.

Санкт-Петербург. Совы в модерне. Часть VI 11.jpg

Здесь нам надо пройти на Малую Подьяческую, посмотреть дом в глубине улицы, но не удержалась, сняла этот вид на М. Подьяческую от канала Грибоедова. Теперь пройдём к дому № 8

Санкт-Петербург. Совы в модерне. Часть VI 12.jpg

Вот он, справа, с двумя симметричными эркерами

Санкт-Петербург. Совы в модерне. Часть VI 13.jpg

Дом построен в 1911 году в стиле модерн. Архитектор В.Ф. Иванов.

Санкт-Петербург. Совы в модерне. Часть VI 14.jpg

Медальоны с Афиной и совой оказались высоковато, но рассмотреть можно.

Санкт-Петербург. Совы в модерне. Часть VI 15.jpg

Санкт-Петербург. Совы в модерне. Часть VI 16.jpg

Санкт-Петербург. Совы в модерне. Часть VI 17.jpg

Вход охраняют тролли

Санкт-Петербург. Совы в модерне. Часть VI 18.jpg

Доходный дом В.В. Корелина

Санкт-Петербург. Совы в модерне. Часть VI 19.jpg

Интересное место. Расскажу о нём подробнее. Здесь каждое здание обладает своей изюминкой, хочется вместить в кадр всё. И сожалеешь, что этого невозможно сделать, зажатый возможностями оптики и темой самого поста. И всё-таки, слева комплекс административных, складских, торговых зданий - Апраксин двор. Торгово-складские корпуса Апраксина двора были возведены в 1875-1879 гг. Справа, в стиле модерн - Доходный дом Томилина 1903-1906 гг. постройки. Но нам нужен дом, стоящий за Апраксиным двором. Высокое здание в сером камне.

Санкт-Петербург. Совы в модерне. Часть VI 20.jpg

Санкт-Петербург. Совы в модерне. Часть VI 21.jpg

Современный Апраксин переулок был обустроен на месте загородной усадьбы, принадлежавшей сподвижнику Петра I — генерал-адмиралу Фёдору Матвеевичу Апраксину. Создаваемый вместе с основанием Санкт-Петербурга, Апраксин переулок является одним из старейших в городе. Сам Фёдор Матвеевич Апраксин — генерал-адмирал, первый президент Адмиралтейств-коллегии, сенатор, член Верховного Тайного Совета, один из создателей Армейского флота и Российского военно-морского флота.

Санкт-Петербург. Совы в модерне. Часть VI 22.jpg

А мы с вами рассматриваем в Апраксином переулке доходный дом В.В. Корелина с торговыми помещениями.

Санкт-Петербург. Совы в модерне. Часть VI 23.jpg

Здание выстроили по проекту архитектора Александра Львовича Лишневского в стиле модерн в 1912 году.

Санкт-Петербург. Совы в модерне. Часть VI 24.jpg

Поначалу тут стоял дом, построенный в начале XIX в. Автор проекта не установлен. Проводилась перестройка в 1862 г. Перестройка в 1912 году Лишневского включала существовавший дом. Думаю, вы не могли не заметить, сегодня мы дважды уже обращаемся к архитектуре Лишневского?

Санкт-Петербург. Совы в модерне. Часть VI 25.jpg

Санкт-Петербург. Совы в модерне. Часть VI 26.jpg

Оба лицевых фасада оформлены в одном стиле. Между 2-м и 3-м этажами можно полюбоваться на барельефные изображения коленопреклоненных атлантов, поддерживающих пилястры. Сверху на пилястрах видны маски. Угол акцентирован башней с часами. Въездные ворота украшены колоннами, на которых облюбовали себе место совы.

А мы выходим к Неве. Адмиралтейство - памятник раннего классицизма.

Санкт-Петербург. Совы в модерне. Часть VI 27.jpg

Строительство было начато в 1704 году по чертежам Петра I на острове между Невой и Мойкой (остров был назван Адмиралтейским). Адмиралтейство задумывалось как главная судостроительная верфь России на Балтийском море и было центром постройки кораблей. Помещения Адмиралтейства были корабельными мастерскими.
Верфь была построена буквой «П», главный фасад имел длину 425 метров, боковые стены — 213 м. Адмиралтейство выполняло и оборонительную функцию: это была крепость, огражденная земляным валом с 5-ью земляными бастионами и глубоким рвом. Вокруг периметра с 2-х сторон вырыты 2 канала. Для обзора противника вокруг здания был вырублен лес. Так появляется Адмиралтейский луг.
В 1711 году в центре главного фасада построена башня со шпилем с корабликом. Под корабликом находился позолоченный шар, внутри которого — золотая кубышка с образцами монет, отчеканенных в Петербурге.
Здание Адмиралтейства и территория вокруг него неоднократно перестраивались.

Санкт-Петербург. Совы в модерне. Часть VI 28.jpg

Так в 1732–1738 гг. под руководством архитектора И. К. Коробова построено каменное здание Адмиралтейства. Кораблик-флюгер поднят на шпиль на 72-метровую высоту.
Вначале XIX века перестройка здания велась под руководством знаменитого архитектора А. Д. Захарова. Комплекс был полностью перестроен. Здание стало трехэтажным, украшенное 56 статуями, 11 барельефами и 350 лепными украшениями. Идея архитектора состояла в прославлении могущества Русского флота, укреплении образа России как морской державы.

В одной из фигур что-то почудилось. Думала, богиня держит удачу сову за хвост. Но нет, птица тьмы при ближайшем рассмотрении оказалась источником света - попросту факелом. Хотя муж уверяет, что это артишок.

Санкт-Петербург. Совы в модерне. Часть VI 29.jpg

У подножия башни по сторонам арки на гранитных постаментах стоят морские нимфы, несущие земную и небесную сферы. На фронтонах боковых портиков изображена греческая богиня правосудия Фемида, награждающая воинов и ремесленников. Над аркой центральной башни — две парящие Славы со склоненными знаменами. Над ними — барельеф «Заведение флота в России», на углах первого яруса, на парапете башни, — фигуры древних героев — Александр Македонский, Пирр, Аякс и Ахиллес. Над колоннадой — 28 скульптурных аллегорий: огня, воды, земли, воздуха, четырёх времен года, четырёх стран света, музы астрономии — Урании и покровительницы корабельщиков - египетской богини Изиды и другие. Наверху центральной башни — позолоченный купол с часами и восьмигранным фонариком с маленьким куполом, переходящим в шпиль высотой 23 метра. Реконструкция также проводилась в 1928, 1977, 1997–1998 гг.

Ещё не забыли? Вообще-то мы ищем сову. Надо осмотреть 56 статуй, 11 барельефов и 350 лепными украшений

Санкт-Петербург. Совы в модерне. Часть VI 30.jpg

В 1812-1813 годах Теребенёв создал горельефы для четырёх фронтонов. Со стороны Зимнего дворца установлен «Гений Славы, венчающий науки», со стороны Сенатской площади - «Гений Славы, венчающий военные подвиги». Восточный портик главного фасада украшен горельефом «Фемида, увенчивающая труды художника», а западного - «Фемида, награждающая за военные и морские подвиги».

Санкт-Петербург. Совы в модерне. Часть VI 31.jpg

Делаю кроп, чтобы увеличить для вас деталь фронтона. Вот и сова, спряталась под перья на шлеме

Санкт-Петербург. Совы в модерне. Часть VI 32.jpg

Невский проспект, дом М.В. Воейковой

Санкт-Петербург. Совы в модерне. Часть VI 33.jpg

Небольшой диссонанс. Детали отсняли рано утром, а до общего плана дело дошло только вечером. Но я довольна. Вечером свет был красивее. Главное было всё это держать в голове: что отснято, а что не забыть доснять.

Дом М.В. Воейковой. Фотоателье Карла Буллы, 1914 г.

Санкт-Петербург. Совы в модерне. Часть VI 34.jpg

Впервые этот участок был застроен в конце XVIII века. Позже он принадлежал Протасовым-Бахметевым. В 1841 году дом был надстроен ещё одним этажом, стал трёхэтажный. К проекту приложил руку архитектор А.П. Максимов. В 1855-1856 годах для графини Н.Д. Бахметьевой архитектором А.М. Горностаевым в здании была устроена домовая церковь. Затем участком владел сын графини, генерал-адъютант и член Государственного совета граф Н.А. Протасов-Бахметьев.
«По заказу новой владелицы, жены полковника М.В. Воейковой, в 1909-1910 гг. здесь возведен шестиэтажный доходный дом (с включением старого строения). Гражданский инженер С.И. Минаш спроектировал здание в формах северного модерна.

Санкт-Петербург. Совы в модерне. Часть VI 35.jpg

Санкт-Петербург. Совы в модерне. Часть VI 36.jpg

Санкт-Петербург. Совы в модерне. Часть VI 37.jpg

Во дворе Минаш устроил двухзальный кинематограф, названный «Мастер-театр», а потом - «Кристалл-Палас». Забегая чуть вперёд скажу, в начале 1920-х годов в звуковом кинотеатре «Кристалл-Палас» работал тапером советский композитор Д.Д. Шостакович. Здесь до 1960 года работали Клуб кинематографистов и Дом Кино.

Санкт-Петербург. Совы в модерне. Часть VI 38.jpg

Санкт-Петербург. Совы в модерне. Часть VI 39.jpg

В 1910-х гг. в доме находились 3-е Петербургское общество взаимного кредита, зубоврачебная школа и лечебница, фотография А. Лежонова, магазин роялей и пианино К.И. Бернгарда и другие торговые заведения.
Перед революцией участок принадлежал присяжному поверенному М.С. Залшупину. С 1917 г. в здании находилась редакция газеты партии эсеров «Дело народа», в которой печатался С.А. Есенин. Здесь он познакомился с работавшей в редакции З.Н. Райх.

Санкт-Петербург. Совы в модерне. Часть VI 40.jpg

В доме жил и работал фотохудожник М.С. Наппельбаум, автор фотопортретов деятелей культуры. В 1920-х гг. у него устраивали литературные «понедельники» с участием А.А. Ахматовой, О.Э. Мандельштама, С.А. Есенина, Н.С. Гумилева, М.М. Зощенко, Ю.Н. Тынянова. В тот же период здесь открылся антикварно-букинистический магазин. Помещения кинематографа в 1920-х гг. занимал «Свободный театр». В спектаклях-антрепризах участвовали Е.П. Корчагина-Александровская, Л.О. Утесов, Р.В. Зеленая, В.А. Горин-Горяинов, И.Д. Юрьева. (М.С. Буренина: «Прогулки по Невскому проспекту»; Б.М. Кириков, Л.А. Кирикова, О.В. Петрова: «Невский проспект: Архитектурный путеводитель»)

Санкт-Петербург. Совы в модерне. Часть VI 41.jpg

Санкт-Петербург. Совы в модерне. Часть VI 42.jpg

Санкт-Петербург. Совы в модерне. Часть VI 43.jpg

Этот дом, выстроенный в стиле северного модерна, как видите, известен прекрасными рельефными изображениями животных и птиц северных лесов. В частности, вход в магазин на всю высоту дверного проема оформлен гигантскими совами.

Последнее место, которое нас сегодня ждёт - комплекс построек, входящих в состав Михайловского замка
Манежная площадь с фонтаном

Санкт-Петербург. Совы в модерне. Часть VI 44.jpg

Центр комплекса занимает Михайловский манеж - Зимний стадион.
Архитектор В.Ф. Бренна, К.И. Росси. Год постройки 1823 - 1824 гг.

Нам нужны павильоны, стоящие справа и слева от манежа.

Санкт-Петербург. Совы в модерне. Часть VI 45.jpg

Конюшни Михайловского замка (левый павильон) по Итальянской ул., 12.
Архитектор К.И. Росси. Год постройки 1823 - 1824 гг. Классицизм.

Санкт-Петербург. Совы в модерне. Часть VI 46.jpg

На первый взгляд павильоны конюшен схожи, как братья близнецы, но стоит приглядеться к барельефам.
Среди оружия и доспехов увидели сов? Их здесь две, симметрично расположенных.

Санкт-Петербург. Совы в модерне. Часть VI 47.jpg

Конюшни Михайловского замка (правый павильон) по Манежной пл., 6.
Архитектор К.И. Росси. Год постройки 1823 - 1824 гг. Классицизм.

Санкт-Петербург. Совы в модерне. Часть VI 48.jpg

Санкт-Петербург. Совы в модерне. Часть VI 49.jpg

Теперь посмотрите на барельеф правого павильона. Здесь тоже есть сова, но одна, другую подменил петушок.

Санкт-Петербург. Совы в модерне. Часть VI 50.jpg

Лицевые фасады конюшен и манежа были связаны воедино, соединенные монолитными каменными оградами. В начале XX века фасады здания были перестроены и в соответствии с проектом К.И. Росси, их украсили барельефами с изображением оружия и доспехов. Реконструкцией занимались скульпторы В.И. Демут-Малиновский и С.С.Пименов.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Как уже не раз говорилось по поводу Стрелкова, он будет всячески избегать участия в тех мероприятиях, которые могут быть направлены на поддержку государственного переворота. Организаторы марша судя по всему не захотели умерить свои политические амбиции и вместо поддержки Новороссии прод ...
Отнеситесь к этой статье как к забавной гипотезе. На истину не претендую – просто предлагаю сопоставить и подумать. Вы, конечно, помните слова библейской Книги Бытия о создании человека/Адама: «…2:7 И создал Господь Бог человека из праха земного , и вдунул в лице его дыхание ...
Сидят сталкеры вокруг костра, песни поют, анекдоты читают и т.п…. Тут подходит к ним Монолитовец, взял, перестрелял всех… Стоит, на трупы любуется, и смеётся: - Вот дибилы… Ха-ха-хахаа! Тут один труп как сказанёт: - Блин! Да не смешно же! Пришёл сталкер к Болотному доктору, а ...
То позвольте спросить, дорогая песочница, где кошернее всего сварить полный выхлоп на Ford Explorer 4.6V8, а также предметно обсудить возможности увеличения мощности данного пепелаца (рассматриваю свап 4.6 305лс от Aviator или 5.4 310лс от Expedition, есть оба донора и/или строкер). Террит ...
Как красиво покрасить ЯЙЦА на ПАСХУ натуральными красителями Яркие, оригинальные цвета Ярко красные яйца на Пасху без красителей. Главное - никакой химии! Эти пасхальные яйца с рисунком - https://youtu.be/qVLPsifihgA покрашены с помощью натурального красителя - отвара из ...