Санкт-Петербург. Совы в модерне. Часть IV
mycruises — 12.05.2023После нашей последней поездки в Петербург на телефон пришла СМС-ка с сообщением, что за последние ≈ три дня мы прошли 39 километров. Если откинуть время на перелёт туда и обратно, то в городе мы находились ровно 59 часов. Да, практически постоянно мы куда-то шли, успеть надо было многое. Как мы выдержали этот марафон, лучше не спрашивать. Помимо прочего шею нам оттягивали два полноформатных фотоаппарата, плюс мыльница, плюс штатив. Каждый вечер я вспоминала книгу Хораса Маккоя «Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?», и с этими мыслями отрубалась до утра. По истечении времени кое-что обработала и могу продолжить запись про петербургских сов. Напомню, если при подведении мыши к фотографии появляется значок «рука», жмите, чтобы рассмотреть фотографию подробнее.
Собственный доходный дом К. К. Шмидта
Собственный доходный дом архитектора К.К. Шмидта, 1901-1902 годов постройки. Это пятиэтажный дом, в плане прямоугольный, с небольшим внутренним двором. В обрамлении окон-витрин первого этажа, в верхней части стен и щипцах изображены невиданные в природе цветы с диковинными венчиками.
Угловое расположение дома подчеркивает округлый эркер с высоким конусообразным завершением.
Под эркером в листьях чертополоха распростерла крылья сова.
Одну из квартир в доме занимала семья архитектора. Сам К.К. Шмидт был родственником семьи Фаберже.
С 1903 по 1913 гг. в первом этаже находился известный Торговый Дом «С. М. Линднер», продававший отделочные и строительные материалы зарубежного производства.
Дом П. Станового
Дом находится в самом центре Петербурга, в историческом районе Пески. Построен по заказу Павла Станового в 1909 году. Становой сделал себе головокружительную карьеру, его предки были новгородскими крестьянами, а сам он дослужился до депутата Петербургской думы. Здание построено в стиле северный модерн с элементами неорусского стиля. Архитектор Крыжановский использовал приёмы финских мастеров национального романтизма. В здании читаются формы древнерусской храмовой архитектуры, а также встречаются образы из народного творчества и изображения местной природы. Двери парадных были украшены фигурками сов и барельефом в виде шишек.
В советские годы никто не ухаживал за входными группами. К 1990-м годам дверные полотна, сильно повреждённые, демонтировали, а в центр роскошной входной группы врезали железные двери с вагонкой. В доме живут неравнодушные жильцы, которые добились капитального ремонта фасада. Были отреставрированы входные группы: вернули остекление и сделали фигурки сов взамен утраченным.
Я была не уверена, нужно ли показывать следующий дом. Он современный, но совы на нём присутствуют, так что ловите их на углу улицы Восстания и Манежного переулка. «Элитный» жилой дом. Тут мы увидим современный подход к отделке и декору.
Раньше здесь находился крошечный садик. В 2007 году на его месте построен «элитный» жилой дом.
Архитекторы В.Н.Питанин и А.Б.Семенова. Стиль ретроспективизм.
Дом отделан натуральным гранитом (но срезы и стыки оставляют желать лучшего)
Как обработан край гранита, вообще не нравится. Прорубленные в нём входы смотрятся незаконченно. А уж дверные откосы явно не надо было красить белой масляной краской. Там должны стоять наличники с доборами в толщину стен. Про стыковки деталей уже говорила, обвела маркером стык цоколя с порожком, чтобы пальцем не показывать. Мы же культурные.
Фасады украшены балконами, эркером, угловой башенкой с куполом и позолоченным шпилем. Первый этаж по всему периметру имеет горельефы в неоклассическом стиле с чередующимися фигурами: совы, двуглавые орлы и маскароны с женскими лицами. Женские головки издалека меньше всего напоминают богиню Афину. Такое оперение скорее подошло бы вождю индейского племени.
Могло быть красиво, но не нравится неоправданная асимметрия. Окна поехали вправо, рисунок горельефов - влево. Смотрится неряшливо. Вопросы вызывают и свёрнутые не в ту сторону шеи двуглавых орлов. Без вопросов остались только совы.
По следующему адресу у нас дом Первого Бассейного товарищества собственных квартир.
Огромный жилой комплекс занимает квартал, ограниченный улицами Некрасова (Бассейной) и Фонтанной, Виленским переулком и Греческим проспектом. Строительство этого здания в стиле модерн велось в 1912–1914 гг. при участии большого числа специалистов. Первоначальный план застройки участка разработали архитектор Э. Ф. Виррих и гражданский инженер А. И. Зазерский, в дальнейшем к разработке проекта подключили архитекторов А. Ф. Бубыря, Н. В. Васильева и В. Н. Пясецкого. Кроме того, в конце 1920-х гг., когда достраивали корпуса по Фонтанной улице и Виленскому переулку, к работе привлекли группу архитекторов во главе с Е.А. Левинсоном.
Хотя этот участок в начале XX столетия располагался в центре города, он был застроен деревянными одноэтажными зданиями, принадлежавшими лейб-гвардии Преображенскому полку.
Бурное развитие Санкт-Петербурга привело к тому, что в городе стало не хватать недорогого и качественного жилья, а выходом из этой проблемы стало строительство кооперативных домов.
Активным сторонником возведения кооперативных жилых домов выступал архитектор-градостроитель гражданский инженер Алексей Иванович Зазерский, предложивший учредить в Литейной части Санкт-Петербурга «Бассейное товарищество собственных квартир». Опыт проектирования и возведения больших жилых комплексов у А. И. Зазерского уже имелся.
Участники кооператива единовременно вносили 40 % от общей стоимости квартиры. Оставшиеся 60 % составляли долг перед Кредитным обществом, в котором дом будет заложен после окончания строительства. Кроме платежей по кредиту, члены кооператива были обязаны оплачивать расходы по содержанию дома, страховку, работу дворников, швейцаров и других служащих. На жильцов ложились расходы по отоплению дома, водоснабжению, освещению лестниц и дворов, содержанию в чистоте дворов и прилегающих к дому мостовых и улиц и прочие, связанные с обслуживанием дома.
Техническое оснащение нового дома авторы проекта запланировали на высочайшем уровне. Кроме центрального водяного отопления и горячего водоснабжения, в доме предусмотрели центральную пылесосную станцию, которая соединялась системой труб со всеми квартирами. В доме предусматривалась общая система вентиляции, а лифты, кроме парадных, располагались и на черных лестницах. При кухнях в каждой квартире авторы проекта запланировали по нескольку кладовых для хранения припасов. В доме предусматривалась организация общей прачечной с механической стиркой, отжимом и сушкой белья. Вся система отопления (котлы и приборы), а также склад топлива находились в подвале. Для магазинов было предусмотрено выделение в подвальной части дома помещений под товарные склады с отдельными входами.
На первом этаже комплекса со стороны Бассейной (Некрасова) улицы и Греческого проспекта предусматривались коммерческие помещения для сдачи внаем под магазины. Этим предполагалось оплачивать часть расходов по содержанию дома.
Не забыли авторы проекта и обслуживающий персонал, для которого запроектировали отдельные квартиры на первом этаже. Для швейцаров при каждой парадной лестнице отводилось по две просторные комнаты. На седьмом, мансардном этаже предусмотрели зал для собраний членов кооператива, а также несколько комнат, в том числе помещение для курения.
Фасады комплекса асимметричны и имеют типичную для модерна декоративную отделку. Отделка фасадов дошла до нас в первоначальном виде. Здесь мы видим и различного вида эркеры, и балконы с характерным ограждением, лоджии, стилизованные фронтоны, мансарды и окна различного размера.
Интересно декоративное убранство. Стилизованные маскароны и атланты, барельефы с изображением человеческих фигур, животных, птиц и вазонов. Для дома характерны крупные формы декора, например обрамление оконных проемов или дверей магазинов на первом этаже. Все рельефы, предположительно, выполнены по эскизам гражданского инженера Владимира Николаевича Пясецкого, члена товарищества и жильца дома.
Среди согбенных старцев, исполинов и воинов, а также всяческой анималистики, нашлась на фасаде и сова.
В центре комплекса расположен общий внутренний двор, связанный проездами с Бассейной (Некрасова) улицей и Греческим проспектом. Сами проезды фланкированы оригинальными брутальными светильниками (частично утрачены), выполняющими функции въездных ворот. Кроме того, каждая секция (корпус) комплекса имеет свои технические световые дворы, не связанные с выходом на улицу.
Конечно, в истории дома сохранились имена известных в своих областях жильцов. Из проектировщиков дома здесь имели квартиры архитектор Э.Ф. Виррих и гражданский инженер В.Н. Пясецкий. В квартире № 60 некоторое время жил известный политический деятель, публицист и историк Павел Николаевич Милюков. Квартиру № 4 (дом № 58) занимал профессор Технологического института императора Николая I, военный инженер и мостостроитель Григорий Григорьевич Кривошеин. Уже после революции в доме жил поэт, драматург и художник Игорь Владимирович Бахтерев, один из организаторов экспериментального театра «Радикс». В его квартире проходили репетиции спектакля «Моя мама вся в часах» (пьеса А. Введенского и Д. Хармса), декорации к которому он и создавал. В гостях у И.В. Бахтерева бывали близкие друзья – поэт и драматург Александр Иванович Введенский и прозаик и поэт Даниил Иванович Хармс (Ювачев). В доме в разное время жили известные киноактеры: С.А. Герасимов (1920-е гг.), Ю.В. Толубеев (1918 г.), П.С. Соболевский (1920-е гг.), О.П. Жаков (после 1926 г.), О.В. Басилашвили (1953 г.), Н.С. Мартон (1960-е гг.) и Л.М. Савельева. Жильцом дома в 1929–1937 гг. был ученый-гематолог, хирург Антонин Николаевич Филатов.
|
</> |