Сандзюсангендо и тысячерукое "нельзя"
jacklinka — 11.08.2024 План по Японии я писала три месяца. Каждая минута была четко расписана - иначе невозможно объять хоть кусочек необъятного. У меня никогда в жизни не было настолько подробного плана.Первый день по плану начинался с буддийского храма Сандзюсангендо, он же Рэнгео-ин.
Здесь мы по гуглу ищем нужный автобус.
Японцы ждут автобуса - четкой очередью. И заходить тоже будут четко один за другим, никакой давки.
Обратите внимание на бабушку. Вот эти крошечные сутулые бабушки из мультиков студии Гибли - они на самом деле такие. И японцы там нарисованы абсолютно узнаваемыми.
Заметьте также - здесь нет европейских лиц (хотя могут быть китайцы и особенно корейцы - их в Японии много). Это Киото, в Киото везде так.
Меняем автобусы, сходим на станции с очередным невменяемым названием.
Идем по какому-то району слегка заброшенных трущоб. В Японии есть трущобы? В Японии все есть! (кроме гречки). С двух сторон дороги растут китайские пельменные и подозрительно дешевые массажные салоны.
Вот тут паркинг какого-то "мяса из мясов" (не спращивайте, из кого). А также указатель на кафе-мороженое "Толстая кишка" (colon). Вероятно, мороженое тоже из мяса из мяса.
По дороге также обнаружился синтоисткий мини-храм. Чей-то милый домашний.
Судя по лисичкам, это храм Инари - богини риса, урожая и достатка.
А вот я с фиолетовыми волосами и в кимоно. Кимоно не настоящее, а пуримское, но для прикида ходить по храмам вполне зачет. Но надо сказать, в ситетическом платье с рукавами в плюс 30 градусов довольно жарко.
А тапочки у меня тоже неправильные. В стучащих гэта на сломанной ноге я бы точно далеко не ушла.
Вот и добрались до Сандзюсангендо. Долго искали вход, потому что гугль мапс показывал в одну сторону, а реальность - в другую.
Вход в храм платный, но недорогой - порядка 4 доллара. Я понимаю, это такое добровольно-обязательное пожертвование на нужды храма, но все равно оставляет осадок. Вход в любой храм любой религии в принципе должен быть бесплатным, а пожертвование - полностью добровольным. Особенно если речь идет о буддизме, который в принципе должен быть не религия, а путь к себе.
Но портал для индивидуалов - абсолютный зачет буддам. Заходи, путник, ты уже не выйдешь отсюда прежним.
В храме следовало снять обувь и остаться в носочках. Про носочки мы знали - в Японии всегда нужно ходить в обуви с носками, потому что обувь принято снимать, входя в помещение, а шлепать босыми ногами - крайне неприлично.
Фотографировать в храме тоже нельзя. И действительно - никто не фотографировал. Совсем никто. А я просто не могла удержаться.
В Непале на буддийской молитве в монастыре тоже снимать было нельзя, и тоже - у меня в принципе плохо с запретами.
Храм посвящен тысячерукой буддийской богине Каннон - богине милосердия. Каннон пришла в Японию вместе с буддизмом из Индии через Китай, в оригинале это бодхисатва Авалокитешвара, который сменил пол и превратился в китайскую буддийскую богиню Гуань-Инь, а затам уже она попала в Японию под именем Каннон. Она пришла не одна, а привела с собой богов индуизма, которые в японском варианте буддизма превратились в стражей. В храме находятся 1001 статуя Каннон в человеческий рост и 28 стражников - богов и демонов индуизма, включая Шиву, Вишну, Лакшми и Брахму. И как только они согласились но такое разжалование из главных божеств - в стражи Каннон!
Кроме 28 стражников, здесь находятся еще две статуи важнейших ками синтоизма - бога ветра Фудзина и бога грома Райдзина.
Долгое время синтоизм и буддизм были слиты воедино в одну религию, и только при императоре-просветителе Мейдзи появилось четкое разделение, он сделал синтоизм государственной религией, а буддизм встал сам по себе.
Храм построен в 1164 году. Храм полностью деревянный, построен по принципу "ни единого гвоздя". Статуи также деревянные, позолоченые. В 1249 году был большой пожар, (И да, я тащусь от этой точности дат в японской истории - и ведь у них тогда было совершенно другое летоисчисление). Из 1001 статуй при пожаре смогли спасти только 124. Остальные достроили позже.
У статуй немного разные лица - часть с совершенно китайскими или индийскими чертами будды, часть немного другие. Видимо, их заказывали разным мастерам.
Здесь у нас Гаруда (в оригинале - божество, ездовая птица Вишну) играет на флейте.
Все фотки кривые, так как сделаны из-под полы кимоно :)
Главная храмовая тысячерукая Каннон. Столько рук ей нужно, чтобы помогать всем живущим существам. При этом мы видим только 42 руки, остальные руки скрыты в остальных 24 невидимых планах бытия (а всего планов 25, 42 руки умножить на 25 планов). Приятно думать, что кроме нашей жизни есть еще 24 невидимых реальностей. Ну, как минимум. Не знаю, как с этим сочетаются 6 миров буддизма.
Помимо 1000 рук у Каннон есть еще несколько голов и они растут на основной голове. Сколько голов - не помню, особенно если учитывать 25 реальностей. Кажется, 11 голов.
В руках у нее инструменты, с помощью которых она помогает людям (пистолета нет).
Вот так эта терракотовая армия богинь выглядит сбоку.
Снаружи храма в средние века проводились соревнования по стрельбе из японского лука. Почему в одном месте нужно было и стрелять, и молиться - история умалчивает. Хотя может, это было как сельский клуб - все в одном месте.
Обратите внимание, что луки не полукруглые, а кривоватые такие.
А вот стрелы совершенно прямые.
Вот отдельная Каннон, ее можно было фотографировать и здесь можно рассмотреть все инструменты.
А так выглядит храм снаружи. Да, без единого гвоздя.
Эти милые камни с фартушками - буддийское божество Дзидзо (jizo). Буддистские храмы в Японии в основном связаны со смертью, с похоронами, с загробной жизнью. Дзидзо-сама, по верованиям японцев, помогает умершим детям не попасть в ад. Раньше в Японии была очень большая детская смертность, просто невероятно большая, даже если сравнивать с Европой того же времени. По верованиям японского буддизма умершие дети еще не успели заработать хорошей кармы и вдобавок их грех - в том, что они умерли раньше родителей (да, блин!). В результате они застревают на берегу потусторонней реки и на ее берегах строят башенки-изображения Будды из камней в надежде, что придет Будда и заберет их из ада, а злой демон башенки разрушает. Дзидзо защищает детей от демона, а башенки от разрушения и перенаправляет детей к Будде. Такой вот чисто японский загробный трэш, прости Господи.
Если ребенок заболевает, а потом выздоравливает, это тоже заслуга Дзидзо, считается, что он защищает детей от болезней и в этом мире.
Вот такое полезное детское божество.
Дзидзо всегда стоят группами, по пять-шесть минимум. В идеале это фигурки маленьких детей-буддистов, но даже просто камень с красным фартушком, и часто шапочкой - это уже Дзидзо.
А здесь храмовый дзен-садик
В храмовом магазинчике продавались альбомы с очень подробными изображениями всех храмовых статуй. Значит, частное фотографирование нарушает святость места, а продажа альбомов не нарушает?
Не знаю, на самом деле, можно ли фотографировать таинство. С другой стороны, фотография тоже сама по себе таинство, а еще фотография - это память, это лучший сувенир, который вообще можно увезти. Поэтому я против таких запретов. Дайте людям увезти память.
|
</> |