Самоеды


Т. 2, ч. 1 : Архангельская губерния / [по рекогносцировкам и материалам, собр. на месте, сост. Циммерман]. - 1853. - [6], 282, [24] с., [5] л. табл. : табл. - На шмуцтит. загл. : Военно-статистическое обозрение Архангельской губернии.Дореволюцiонная литографическая открытка, Самоѣды Мезенскаго уѣзда Архангельской губерніи, Архангельская губернія, Мезенскій уѣздъ, близъ города Архангельскъ, конецъ XIX вѣка, начало XX вѣка.***Самоеды (правильно самодийцы) — общее название ненцев, энцев, нганасан, селькупов и ныне исчезнувших саянских самодийцев (камасинцев, койбал, маторов, тайгийцев, карагасов и сойотов) , говорящих (или говоривших) на языках самодийской группы, образующих вместе с языками финно-угорской группы уральскую языковую семью. Большинство самодийских народов (ненцы, энцы, нганасаны, селькупы) проживает в Ненецком автономном округе, Архангельской области, Ямало-Ненецком автономном округе, Тюменской области и в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе Красноярского края.Самоеды, живущие в Мезенском уезде Архангельской губернии, составляют только часть всего Самоедского народа.Нельзя думать чтобы они были коренными обитателями этих мест (что они не коренные жители Мезенского уезда доказывается Финскими именами некоторых рек и урочищ, находящихся там). По всему вероятию они должны быть остатки многочисленного древнего народа. Это показывает употребляемый ими язык, который скуден словами, но по уверениям изучавших его, обилен и богат оборотами, и есть общий всем Самоедам в Европе и Азии, хотя и в этим языке, как и во всяком другом есть частные наречия. Сверх того, единоплеменность Архангельских Самоедов с Сибирскими видна из того, что:1) Архангельские Самоеды разделяются на шесть родов, или племен: Тысый, Вапайта, Лохей, Валей, Выучей и Хашанзей, к которым принадлежат и Сибирские Самоеды, имеющие сверх того особый род Карачейский.2) Архангельские Самоеды, язычники, исповедуют токую же шаманскую веру, какую исповедуют и Сибирские Самоеды – язычники.3) Архангельские Самоеды–язычники соблюдают следующий обычай: они никогда не берут жен из рода отца; из рода же матери берут жен, невзирая ни на какую близость родства; то же самое соблюдают и Самоеды Сибирские.Из этого троякого сходства следует заключить, что Самоеды Архангельские суть пришельцы, происходящие от Самоедов Сибирских.Когда же именно сделано ими переселение из Азии в Европу, о том нет никаких достоверных известий.Самоеды, в XI веке платили дань Ногородцам, а в XII веке не только сами Новгородцы получали с них дань, но и великий князь, по сказанию Нестора, требовал от Новгородцев дани Печерской (Летопись Нестора, Кенигсб. списку; стр. 145 и 188).По падении же Великого Новгорода, вся Двинская страна, бывшая Новгородскою областью, в 1478 г. при государе и великом князе Иоанне III Васильевиче приведена была в его подданство. Власть с нею, в то же время, и Печора или Самоеды, обитающие в нынешнем Мезенском уезде, пришли в подданство Московского государя.Оставляя в стороне исследования и мнения разных ученых о происхождении названия «Самоедов», тем более что трудно решить, которое из этих мнений более приближается к истине, заметим, что в старинных Русских приказных ведомостях, Самоеды назывались Сыроядцами.Самоеды, обитающие ныне в разных тундрах Мезенского уезда, получили по ним разные названия: обитающие в Канинской называются Канинскими Самоедами, живущие в Тиунской (Тиманской) Тиунскими (Тиманскими), в Большеземельной тундре – Большеземельскими. Последних называют также:1) по ведомостям, к которым, по взносу ясака, они были приписаны, Пустозерскими, Ижемскими и Устьцылемскими.2) по местам, обитаемым ими: при Югорском шаре (проливе) называются Югорскими, а кочующих у р. Кары называют Карскими.Канинские и Тиунские (Тиманские) Самоеды Архангельской губернии издавна владели в своих землях звериными промыслами и рыбными ловлями. Когда же Печеряне (Пустозерцы) и Пермяки (Зыряне) стали у них эти промыслы и ловли отбивать, и когда сверх того Самоеды ездили в Лампоженскую волость торговать и останавливались при устье р. Мезени, а местные тамошние начальники судили их несправедливо и делали им большие притеснения, то Канинские и Тиунские Самоеды на все это жаловались Государю чрез своих поверенных. По этому случаю царь и великий князь Иоанн IV Васильевич, 15 апреля 1545 года дал Канинским и Тиунским Самоедам жалованную грамоту на владение вышеозначенными звериными и рыбными промыслами с тем, чтобы Печеряне и Пермяне в них не вступались. Пинегские же волостители их Самоедов не судили ни в чем, кроме душегубства и татьбы с поличным, и их не притесняли, а судил бы их даньщик, собирающий на Государя с них подать. Грамота эта имеет особенную важность для Канинских и Тиунских Самоедов: она дала им потомственное право на владение описанными в ней местами с звериными промыслами и рыбными ловлями.Самоеды Большеземельские, Пустозерские и Ижемские, известные прежде, первые – под именем Югорских, по кочевению их близ Югорского шара (Вайгачского пролива), а последние под именем Лесовых, по кочеванию их в лесистых местах, около берегов реки Усы и ее притоков, имеют родовое право на владение Большеземельскою тундрою, на основании грамоты царей и великих князей Иоанна и Петра Алексеевичей и царевны Софьи Алексеевны от 10 марта 1688 г.Мезенские Самоеды еще с половины Xvi в. Платили Русским царям различную дань, или ясак.По указу Новгородского приказа 1707 года, сбор ясачной подати производим был с Самоедов Пустозерских по 3 песца с лука, с Устьцылемских и Ижемских по 15 белок или по 4 горностая, а с Канинских и Тиманских, вместо ясака, деньгами с обеих земель по 16 руб. 48 коп. в год. По 5 ревизии, в ревизских сказках, ясачных Самоедов показано: в Мезенском уезде: Пустозерских, Выучейскаго, Тысыйскаго и Лахейскаго родов 536, Устьцылемских 127; Ижемских 291, Канинских и Тиманских 636; а всего ясачных Самоедов 1 627 душ.Самоеды разделяются на шесть главных родов, имеющих несколько подразделений и получивших названия, либо от имен родоначальников, либо от урочищ, при которых они кочуют и промышляют. Роды эти суть следующие:1) Тысый, самый многочисленный, составляющий половину племени Самоедов, Пустозерского ведомства и кочующий между реками Точьягою и Коротаихою. К нему относятся:А) Явтысый (от ям - море) кочующий между теми же реками при морских берегах.Б) Лаптандертысый (от лапта - низменное место), кочующие на лапте, при р. Точьюг.В) Ноготысый (от ного - песец), занимающийся преимущественно песцовым промыслом.Г) Паганседасытый (от пага - губа и седа - сопка), кочующие у сопки Савседа и Заворотского носа, при вершине реки Песчанки.2) Логей также многочисленный и того же ведомства, кочующий между рр Коротаихою и Карою; к нему относятся:А) Сядей-логей (от сядей – горный идол), кочующие по горам.Б) Уанакаплогей (от уан – собака) в переводе собачий род.В) Вылкалогей называется по имени своего родоначальника Вылка.Г) Переркалогей (от пырее – щука) занимающийся щучьим промыслом.3) Выучей, кочующие в разных местах Большеземельской тундры; к ним относится племя Выучей лаптандер, кочующее на Малоземельской лапте.4) Хатанзей, из лессовых самый большой род.5) Валей, малочисленный.6) Ванюта или Ванойта, также малочисленный; эти три последние рода относятся к лессовым Самоедам, Ижемского и Устцылемского ведомства, и кочуют от р. Печоры до Кары, по южную сторону Большеземельского хребта.Луковую дань собирали Самоедские старшины с Самоедов, имевших от роду от 17 до 60 лет; пришедших же в старость, увечных и тех, которые по болезни на промыслах быть не могли, из ясачного оклада они исключали. Собранный ясак Самоедские старшины вносили в Мезенское уездное казначейство, которое предоставляло его в Архангельскую Казенную палату, а та отправляла в Кабинет Его Императорского Величества. В этом порядке сбор ясака производился до 1797 года.С того времени, на основании именного Высочайшего указа 7 февраля 1797 г. Правительствующим Сенатом предписано, чтоб с Канинских и Тиманских Самоедов, вместо денежного сбора 16 р. 48 к., сбор производим был: лосинными или оленьими кожами, для употребления этих кож на армию.Указом Сената 15 июля 1798 года предписано, со всех ясачных народов, сверх установленного ясачного сбора, также собирать, наравне с поселянами, по 26 коп. с каждого, платящего ясачную подать. А так как денежный сбор был бы для Самоедов затруднителен, то положено вместо того собирать с них, лосинными и оленьими кожами, для употребления по комиссариату на армию. Сбор этот назван ясачным.Высочайшим манифестом 2 февраля 1810 года вместо 26 к. сбора установлен двухрублевый, и 11 февраля 1812, трехрублевый подушный сбор, который и с Самоедов производим был наравне с прочими поселянами, но не деньгами, а лосинными и оленьими кожами. На них был распространен также и тридцатикопеечный сбор, на устройство путей сообщений, установленный в 1818 году.Первоисточник текста: Военно-статистическое обозрение Российской империи : издаваемое по высочайшему повелению при 1-м отделении Департамента Генерального штаба [трудами офицеров Генерального штаба]. - СПб. : Тип. Деп. Ген. Штаба, 1848-1858. - Загл. Т. 16, ч. 5 : Статистические описания губерний и областей Российской империи, по высочайшему повелению издаваемые Департаментом Генерального штаба Военного министерства.Т. 2 : Северо-Восточные губернии : Ч. 1-4. - 1850-1853.