![](/media/images/top/preview/farm2staticflickrcom193629992044187_5a360854d7_b.jpg)
Самое старое пассажирское судно России
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
![Самое старое пассажирское судно России IMG_3217 Самое старое пассажирское судно России IMG_3217](https://farm2.staticflickr.com/1936/29992044187_5a360854d7_b.jpg)
Пароход «Н.В.Гоголь» был построен в 1911 году по заказу Северного пароходного общества «Котлас-Архангельск-Мурман» на Сормовом заводе в Нижнем Новгороде. Тогда у него был ещё брат-близнец - «Генерал Кондратенко» (позднее был переименован в «А. И. Желябов»). Тогда эти пароходы были оборудованы по последнему слову техники того времени. Стоимость каждого судна составляла 140 тыс. рублей. Весной 1911 года новые пароходы совершили испытательный рейс от Сормова до Балахны и обратно, после чего были переданы заказчику. Из Нижнего Новгорода на Северную Двину суда перегонялись по рекам Волга, Шексна, Сухона и Северо-Двинской водной системе, причём для прохождения шлюзов пароходы были разделены на три части и затем собраны в Михайловских мастерских в Великом Устюге.
2.
![Самое старое пассажирское судно России 1 Самое старое пассажирское судно России 1](https://farm2.staticflickr.com/1958/45588090951_fc5146b978_b.jpg)
В этом же году пароход начал полноценно работать на линии Вологда-Архангельск. По мере падения уровня воды в реке маршрут сокращался сначала до В. Устюга, а потом и до Котласа. Путь из Вологды в Архангельск занимал трое суток и девять часов, обратный путь длился четверо суток и девятнадцать часов. «Н. В. Гоголь» в те времена пользовался завидным спросом, т. к. для пассажиров был предусмотрен большой комплекс удобств: имелись библиотека, книги которой были в прекрасных переплетах, хороший буфет с большим ассортиментом кушаний и напитков.
3.
![Самое старое пассажирское судно России 2 Самое старое пассажирское судно России 2](https://farm2.staticflickr.com/1906/44863241304_a468f15891_b.jpg)
Пассажиры для вызова официанта и горничной в каюту могли воспользоваться звонком. К их услугам были ванна, постельное белье. Эти услуги, касались наиболее состоятельных пассажиров, ехавшим 1,2 классом. На верхнюю палубу парохода допускались пассажиры только именно этих классов. Еще на пароходе были пассажиры 3 класса и палубные пассажиры, которые сидели на березовых дровах, складированных на нижней палубе. Для этих пассажиров на судне имелись два медных куба (бака) с кипяченой водой, подогревавшейся паром. На корме крестьяне возили коров, лошадей, поросят, птицу. Судно было рассчитано на 695 человек. А его паровая машина могла развивать мощность до 500 л.сил. Имелся на пароходе свой источник постоянного тока, паровой штурвал и машинный телеграф.
4.
![Самое старое пассажирское судно России Screenshot_6 Самое старое пассажирское судно России Screenshot_6](https://farm2.staticflickr.com/1910/45588090851_b8f5e94515_b.jpg)
Березовых дров, использовавшихся в качестве топлива, требовалось довольно большое количество 40 кубометров в сутки. Поэтому по маршруту следования парохода, примерно через 200 км, находились пристани с так называемыми дровоскладками, где можно было пополнить запасы дров, в основном, березовых чураков длиной примерно 1,5 метра, разрубленных пополам. дрова заготовляли заблаговременно и 2-3 года сушили в штабелях. Таскали чураки на судно на специальных тележках, так называемых «медведках», складировали на палубе и потом, при движении парохода, сбрасывали через люк в палубе в котельное отделение.
5. Ходовая рубка и верхняя пауба.
![Самое старое пассажирское судно России IMG_3426 Самое старое пассажирское судно России IMG_3426](https://farm2.staticflickr.com/1950/31055699118_21f5385c60_b.jpg)
Рулевая машина здесь паровая. При управлении в основном задействовано малое рулевое колесо. При помощи пароусилителя с ним легко справляется один человек. Большое же рулевое колесо является резервным, на тот случай, если по каким-то причинам давление пара падает. Вот его приходится крутить уже вдвоем-втроем.
6.
![Самое старое пассажирское судно России IMG_3611 Самое старое пассажирское судно России IMG_3611](https://farm2.staticflickr.com/1937/44016522655_d25ff9753c_b.jpg)
В 1918 году пароход был национализирован Советской властью (как и все остальные суда на Северной Двине), и вскоре принял участие в Гражданской войне в качестве транспортного и санитарного судна. Осенью 1919 года пароход в разобранном виде был перевезён по железной дороге в Петроград для ремонта. Ремонт продлился два года, после чего пароход вернулся на линию Архангельск-Вологда. Через двадцать лет, в 1939—1941 годах, пароход прошёл капитальный ремонт. При этом ему заменили корпус, то есть фактически от судна 1911 года постройки остались только паровая машина и паровые котлы, которые были размещены в новом корпусе. Старый корпус ещё несколько лет использовался как гостиница. Во время Великой Отечественной войны пароход также служил плавучим госпиталем. После войны работал на линии Великий Устюг-Архангельск.
7. Стойка регистрации в главном пролете главной палубы
![Самое старое пассажирское судно России IMG_3448 Самое старое пассажирское судно России IMG_3448](https://farm2.staticflickr.com/1907/44208594604_d09aa92f17_b.jpg)
8. Закладные доски парохода показывающие основные этапы его жизни: постройка в Сормово, капитальные ремонты в Великом Устюге и Северодвинске.
![Самое старое пассажирское судно России IMG_3457 Самое старое пассажирское судно России IMG_3457](https://farm2.staticflickr.com/1969/31055696478_e5ea49a928_b.jpg)
Между прочим, параходу одновременно присвоен статус музея и памятника, а два года назад пароход получил еще и знак "Морское наследие России". Кстати, корабль стал шестым в нашей стране, имеющим на борту подобный знак.
9.
![Самое старое пассажирское судно России IMG_3459 Самое старое пассажирское судно России IMG_3459](https://farm2.staticflickr.com/1924/44208593854_24cc700d3b_b.jpg)
10. Салон отдыха в носовой части второй палубы.
![Самое старое пассажирское судно России IMG_3433 Самое старое пассажирское судно России IMG_3433](https://farm2.staticflickr.com/1964/44016531355_a877d9ff2c_b.jpg)
В 1958-1959 году пароход прошёл ещё один капитальный ремонт, в ходе которого котлы были переведены с дровяного-угольного на нефтяное питание (мазут). В 1972 году «Гоголь» стал плавучей базой отдыха предприятия «Звёздочка» в городе Северодвинске. Это и помогло ему избежать гибели, в отличие от других пароходов той же эпохи. Кстати, заводу пришлось компенсировать Северному речному пароходству стоимость 100 тонн металлолома за «Гоголя». В 1972-1973 годах уже силами северодвинских корабелов был выполнен очередной ремонт и его переоборудовали в соответствии современным требованиям. С 1973 года «Гоголь» начал снова совершать рейсы-круизы по Северной Двине. В 1994-1996 годах пароход прошёл очередную реконструкцию. При сохранении исторического внешнего облика судна внутренние помещения были переоборудованы для соответствия современным требованиям, предъявляемым к круизным судам.
11.
![Самое старое пассажирское судно России IMG_3435 Самое старое пассажирское судно России IMG_3435](https://farm2.staticflickr.com/1924/44016531305_56f0e4766a_b.jpg)
Всего к началу 90-х годов XX века на Севере было три парохода: «Гоголь», «Лермонтов» и «Пушкин». Судьба последних двух печальна. «Лермонтов» переломился и затонул. «Пушкин» был выкуплен бизнесменом для организации на его борту плавучего элитного ресторана. На «Пушкине» вспыхнул пожар, затем судно затонуло.
12. За этой дверью гребное колесо.
![Самое старое пассажирское судно России IMG_3441 Самое старое пассажирское судно России IMG_3441](https://farm2.staticflickr.com/1925/31055697388_d93b348298_b.jpg)
13. Машинное отделение
![Самое старое пассажирское судно России IMG_3492 Самое старое пассажирское судно России IMG_3492](https://farm2.staticflickr.com/1930/44208593324_61952d8250_b.jpg)
14. Паровая машина. Поршни, вращающие колесный вал.
![Самое старое пассажирское судно России IMG_3529 Самое старое пассажирское судно России IMG_3529](https://farm2.staticflickr.com/1927/44208592664_ac93d5f57c_b.jpg)
15. Техника начала прошлого века в прекрасном состоянии
![Самое старое пассажирское судно России IMG_3569 Самое старое пассажирское судно России IMG_3569](https://farm2.staticflickr.com/1914/44016524675_2028246023_b.jpg)
16. Органы управления паровой машины
![Самое старое пассажирское судно России IMG_3559 Самое старое пассажирское судно России IMG_3559](https://farm2.staticflickr.com/1937/31055693568_c3f8d6b0cb_b.jpg)
17.
![Самое старое пассажирское судно России IMG_3547 Самое старое пассажирское судно России IMG_3547](https://farm2.staticflickr.com/1938/31055694178_73f357e122_b.jpg)
18. А вот и сама паровая машина, благодаря которой пароход, собственно, и называется пароходом. Тоже оригинальная, 1911 года.
![Самое старое пассажирское судно России IMG_3566 Самое старое пассажирское судно России IMG_3566](https://farm2.staticflickr.com/1964/44016524855_1ccfc6ed78_b.jpg)
19.
![Самое старое пассажирское судно России IMG_3523 Самое старое пассажирское судно России IMG_3523](https://farm2.staticflickr.com/1969/44208592814_c7a8917574_b.jpg)
20.
![Самое старое пассажирское судно России IMG_3512 Самое старое пассажирское судно России IMG_3512](https://farm2.staticflickr.com/1957/44878840942_2010517edd_b.jpg)
21. Пар для машины вырабатывают два паровых котла.
![Самое старое пассажирское судно России IMG_3509 Самое старое пассажирское судно России IMG_3509](https://farm2.staticflickr.com/1933/44208579334_1e7383c172_b.jpg)
22. Топки паровых котлов. Если раньше пароход ходил на дровах, то сейчас он кушает мазут, примерно 11 тонн на ходовой день.
![IMG_3476м](https://farm2.staticflickr.com/1965/31055695468_65c89203ed_b.jpg)
Постановлением главы администрации Архангельской области от 14 июля 1998 года пароход «Н.В. Гоголь» объявлен памятником истории областного значения.
23.
![Самое старое пассажирское судно России IMG_3588 Самое старое пассажирское судно России IMG_3588](https://farm2.staticflickr.com/1975/44208592044_f99df5c800_b.jpg)
24. Дымовая труба
![Самое старое пассажирское судно России IMG_3593 Самое старое пассажирское судно России IMG_3593](https://farm2.staticflickr.com/1937/44016523855_92e7760c8f_b.jpg)
Сейчас на пароходе имеется 29 пассажирских кают, рассчитанных на 53 пассажира. Из них две каюты класса «люкс», две каюты «полулюкс», четыре одноместных каюты, 19 двухместных кают, одна трехместная и одна четырехместная каюта. К услугам туристов также есть: салон отдыха, кают-компания, бар и сауна.
25.
![Самое старое пассажирское судно России IMG_3607 Самое старое пассажирское судно России IMG_3607](https://farm2.staticflickr.com/1920/44208590554_461ce3e28a_b.jpg)
Основные характеристики: Длина - 70,7 м; Ширина - 14 м; Осадка - 1,4 м; Мощность - 380 л. с.; Скорость хода - 18 км/ч; Автономность плавания - 62 т мазута на 6 ходовых суток.
26.
![Самое старое пассажирское судно России IMG_3224 Самое старое пассажирское судно России IMG_3224](https://farm2.staticflickr.com/1955/44878865762_1cdb1814d2_b.jpg)
Большое спасибо Союз «Архангельская ТПП» за организацию такой интересной и познавательной поездки!
Из серии Сделано в Архангельске:
![ÐÑÑопоÑÑ ÐÑÑ
ангелÑÑк (](https://farm2.staticflickr.com/1851/44769858161_317cf12d73_b.jpg)
![ÐоÑдавиа - ÑегионалÑнÑе авиалинии](https://farm2.staticflickr.com/1849/43859683325_733213f32b_b.jpg)
![ÐÑзей авиаÑии СевеÑа](https://farm2.staticflickr.com/1857/43859918835_a34e4a7ba1_b.jpg)
![ÐивоваÑеннÑй завод «ÐÑаÑÐаÑÑеÑ»](https://farm2.staticflickr.com/1951/44918631312_d47e659470_b.jpg)
![ÐР«СевмаÑ»](https://farm2.staticflickr.com/1952/30384424107_5e50455d12_b.jpg)
![ÐÑзей ÐРСевмаÑ](https://farm2.staticflickr.com/1907/30420139287_60f3187c27_b.jpg)
![ÐеÑозавод 25](https://farm2.staticflickr.com/1914/44448158405_9bb91de542_b.jpg)
![ТÐЦ ÐеÑозавода 25 (ЦигломенÑкий ÑÑаÑÑок)](https://farm2.staticflickr.com/1907/44254802334_156a11327c_b.jpg)
![ÐÑÑ
ангелÑÑкий ЦÐÐ](https://farm2.staticflickr.com/1928/43587505320_3e789a7eb7_b.jpg)
![Самое старое пассажирское судно России 1 Самое старое пассажирское судно России 1](https://farm2.staticflickr.com/1963/45412392422_b163951d33_b.jpg)
![ÐÑÑ
ангелÑÑкий ЦÐРТÐС-1](https://farm2.staticflickr.com/1954/31100528118_870bdca13c_b.jpg)
![ÐÑÑ
ангелÑÑкий ÑанеÑнÑй завод](https://farm2.staticflickr.com/1915/43637798860_3b78d03235_b.jpg)
![УÑÑÑÑнÑкий леÑопÑомÑÑленнÑй комплекÑ](https://farm2.staticflickr.com/1903/44753095464_97875fa73b_b.jpg)
![УÑÑÑÑнÑкий ÑеменоводÑеÑкий комплекÑ](https://farm2.staticflickr.com/1952/30537985367_2044cb9d82_b.jpg)
![УÑÑÑÑнÑÐºÐ°Ñ ÑеплоÑнеÑгеÑиÑеÑÐºÐ°Ñ ÐºÐ¾Ð¼Ð¿Ð°Ð½Ð¸Ñ](https://farm2.staticflickr.com/1925/43161704060_e0f2f3bd8d_b.jpg)
![ÐажÑкое](https://farm2.staticflickr.com/1905/44968909721_592aaa7390_b.jpg)
![«Ðолоко» (ÐÑÑ
ангелÑÑк)](https://farm2.staticflickr.com/1947/44250657904_d333a52130_b.jpg)
![УÑÑÑÑнÑÐºÐ°Ñ Ð¼Ð¾Ð»Ð¾ÑÐ½Ð°Ñ ÐºÐ¾Ð¼Ð¿Ð°Ð½Ð¸Ñ](https://farm2.staticflickr.com/1930/30037638167_11621e107b_b.jpg)
![РоÑÑово](https://farm2.staticflickr.com/1957/31120366598_29ebe4a75b_b.jpg)
![ÐФХ ÐÑдÑÑвÑев ÐакÑим ÐладимиÑовиÑ](https://farm2.staticflickr.com/1918/44924249582_3697769094_b.jpg)
![ТÐЧ-СеÑвиÑ](https://farm2.staticflickr.com/1925/31101316168_7020067c70_b.jpg)
![ÐРТС (ÐÑÑ
ангелÑÑк)](https://farm2.staticflickr.com/1916/30383016447_a7dc05ca95_b.jpg)
![ÐÑÑ
ангелÑÑкий мÑÑоÑопеÑеÑабаÑÑваÑÑий комбинаÑ](https://farm2.staticflickr.com/1914/44252357724_c91bee91fc_b.jpg)
![Ðак ÑÑÑÑанÑÑÑ ÑиÑÑовое неÑавенÑÑво в ÐÑÑ
ангелÑÑкой облаÑÑи](https://farm2.staticflickr.com/1925/30383412947_0d213208bd_b.jpg)
![ÐÐС «ÐÑоÑеÑÑÐ¾Ñ ÐолÑанов»](https://farm2.staticflickr.com/1917/45524558311_5a7d485060_b.jpg)
![ÐаÑоÑ
од-колеÑник «Ð.Ð. ÐоголÑ»](https://farm2.staticflickr.com/1966/44679068485_d284a5f13c_b.jpg)
Ещё из моих поездок по Архангельской области:
![ÐÑÑ
ангелÑÑк.jpg ÐÑÑ
ангелÑÑк.jpg](https://img-fotki.yandex.ru/get/225650/160644702.3c9/0_168c1e_2fb1a5dd_orig.jpg)
![ÐомоноÑовÑкий обоз - 2017. ÐаÑало!.jpg ÐомоноÑовÑкий обоз - 2017. ÐаÑало!.jpg](https://img-fotki.yandex.ru/get/243077/160644702.3c9/0_167fbb_6ca91b08_XL.jpg)
![СевеÑодвинÑк.jpg СевеÑодвинÑк.jpg](https://img-fotki.yandex.ru/get/169883/160644702.3c9/0_1685bc_10bde47c_orig.jpg)
![ХолмогоÑÑ.jpg ХолмогоÑÑ.jpg](https://img-fotki.yandex.ru/get/97884/160644702.3c9/0_167fbc_682ef400_XL.jpg)
![ÐÑзей «ÐалÑе ÐоÑелÑ»](https://farm2.staticflickr.com/1906/44635410425_2fd21d7d1b_b.jpg)
![ÐелÑÑк](https://farm2.staticflickr.com/1937/45478721611_589a8a4350_b.jpg)
![ÐаÑÑнино (ÐÑÑ
ангелÑÑÐºÐ°Ñ Ð¾Ð±Ð»Ð°ÑÑÑ)](https://farm2.staticflickr.com/1946/43637062140_2db712662f_b.jpg)
#ГдепромышленностьтамЯ #Промблогер1 #СделановАрхангельске #tpparh #ТППАО #Архангельск #Блогередетпозаводам #АрхангельскаяТПП #Архангельскаяобласть
Р. S. Уважаемые собственники и акционеры, представители пресс-служб компаний, отделы маркетинга и другие заинтересованные лица, если на Вашем предприятие есть, что показать - "Как это делается и почему именно так!", мы всегда рады принять участие. Не стесняйтесь, пишите нам сами [email protected] и расскажите о себе, пригласив нас к ВАМ в гости. Берите пример с лидеров!
Уже более 400 предприятий открыли перед нами свои двери, а вот и мои репортажи оттуда:
Почему наша промышленность самая лучшая в мире: http://zavodfoto.livejournal.com/4701859.html
Мы всегда рады новым друзьям, добавляйтесь и читайте нас в:
![Самое старое пассажирское судно России Самое старое пассажирское судно России](/images/main/samoe-staroe-passajirskoe-sudno-rossii-83a9d7.jpg?from=https://imgprx.livejournal.net/baceb39a4fe3d41dbaa651a2a14439332397d977/TY-Bi7FlZhZ9XpnIADbpz3xtR7FCjMWxBWcRul3gwzkmh4_2NypjepFlqm-DkTxMf6dElJoOBSQDsm49kdatFw)
![Самое старое пассажирское судно России Самое старое пассажирское судно России](/images/main/samoe-staroe-passajirskoe-sudno-rossii-bde04b.jpg?from=https://imgprx.livejournal.net/841ff8a28074931b97a99605c7f9e9122faa0cbc/TY-Bi7FlZhZ9XpnIADbpz3xtR7FCjMWxBWcRul3gwzlC-6od88RYmZq4h1ctRSAMAFLZ4X1c-1E11gnvvuLNaw)
![Самое старое пассажирское судно России Самое старое пассажирское судно России](/images/main/samoe-staroe-passajirskoe-sudno-rossii-259c80.jpg?from=https://imgprx.livejournal.net/dd43b4b6308866775bad13408d312dbd6b4a2863/TY-Bi7FlZhZ9XpnIADbpz3xtR7FCjMWxBWcRul3gwzmUrILbh6QFG4OD5PQ_Kc7SfUUCetwpBzjNbKOXAGAjNg)
![icon_16.ФоÑÐ¼Ð°Ñ ÐÐÐ icon_16.ФоÑÐ¼Ð°Ñ ÐÐÐ](/images/main/samoe-staroe-passajirskoe-sudno-rossii-dec734.jpg?from=https://img-fotki.yandex.ru/get/6806/160644702.11b/0_e2233_5b8b9c3d_orig.png)
![Самое старое пассажирское судно России Самое старое пассажирское судно России](/images/main/samoe-staroe-passajirskoe-sudno-rossii-82f1ed.jpg?from=https://imgprx.livejournal.net/d22eddba01f0ef9cf0de1249dce82bbb631f14c8/TY-Bi7FlZhZ9XpnIADbpz3xtR7FCjMWxBWcRul3gwzn-mSa4Fhyq2skrFcQQPMbgJH5aaiNDA29puIjrjnS_sQ)
![Самое старое пассажирское судно России Самое старое пассажирское судно России](/images/main/samoe-staroe-passajirskoe-sudno-rossii-20a02d.jpg?from=https://imgprx.livejournal.net/c3ce91095881344937170be82c486732799b273a/TY-Bi7FlZhZ9XpnIADbpz3xtR7FCjMWxBWcRul3gwzlK-zrfqt8tTd2D0W5H7uNMYyJYNeGz1L2y3Mywc-J5Pg)
А ещё прошу всех в гости: http://ok.ru/zavodfoto и https://www.facebook.com/groups/ZAVODFOTO/
|
</> |
![](/media/images/top/preview/farm2staticflickrcom193629992044187_5a360854d7_b.jpg)