Самый задорный ретро-танец :)

Флэш-мобовское действо, охватившее не один город на планете, покорило и Тель-Авив:
Кстати, а что вы знаете о чарльстоне?… Ничего?.. Ну тогда — под кат.
«Джазовые танцы — форма деградации. Они уничтожают все
моральные нормы.
В отличие от алкоголя, наносимый урон проявляется
незамедлительно»
Дж.Р.МакМэйхон «Отвратительная джазовая музыка должна
исчезнуть!»
The Ladies’ Home Journal, декабрь 1921 года
Чарльстон, вернее, подобный ему танец, имеющий африканские корни (сходные движения замечены в национальных танцах Гамбии и Танзании), существовал в южных штатах США в течение нескольких десятилетий — в “Harper’s Weekly Magazine” от 13 октября 1866 года описан танец, который можно считать примитивной формой чарльстона.
Назвать точное место возникновения танца невозможно, хотя в наши дни в городе Чарльстон, штат Южная Каролина, вам не просто расскажут, что танец родился именно здесь, но даже и продемонстрируют конкретное место — сиротский приют “Jenkins Orphanage” — согласно легенде, именно дети-сироты из этого приюта изобрели танец, названный позднее чарльстоном.
Как бы то ни было, уже к 1903 году танец существовал в форме, очень близкой к современной, а в 1911 году популярная водевильная труппа Сестёр Уитмэн включила этот танец в программу своих выступлений.
После Первой Мировой Войны Америка стала свидетельницей грандиозных социальных изменений. Фордовская «жестяная Лиззи» сделала американцев более мобильными, чем когда бы то ни было, женщины получили право голоса, а подолы юбок освоили новые высоты. Вошедший в силу сухой закон произвёл прямо противоположный задуманному эффект — подпольные забегаловки плодились в геометрической прогрессии, а молодёжь только тем и занималась, что искала развлечений — никто не хотел быть «традиционным», никто не хотел отстать от времени, которое, казалось, ускоряло свой бег. Рэгтайм стал историей, уступив место новой и, с точки зрения молодёжи, восхитительной музыке — джазу, которая породила целый ряд новых танцев.
Защитники морали, в свою очередь, заявляли, что эти танцы — один развязнее другого, а джаз — музыка упадническая и опасная для духовного здоровья нации. Но кто будет слушать этих зануд?! И уже в 1919 Билли Макси преподавал чарльстон (правда, тогда ещё так не называвшийся), этот самый развязный из всех новых развязных танцев, голливудским кинозвёздам — хотя и в несколько «смягчённой» форме.
Когда какое-либо явление становится уделом голливудской элиты с одной стороны, и чёрного гетто с другой, значит, приходит время для моды на это явление — так и получилось. Чарльстон был новым танцем. Чарльстон был быстрым танцем. Чарльстон был простым танцем. Чарльстон был танцем, который можно было танцевать как с партнёром, так и в одиночку. Но что самое главное — чарльстон стал первым танцем, который стёр границу между «танцем, который танцуют» и «танцем, на который смотрят« — к 1925 году его танцевали, казалось, все. Танцевальный критик Роджер Прайор Додж вспоминал о полицейском в Сент-Луисе, который регулировал уличное движение, танцуя чарльстон.
Голливудская индустрия радостно подхватила новый танец — в 1925
году чарльстон был впервые представлен в кинофильме — он назывался
“King on Main Street”, а танцовщицей была Бесси Лав. Вслед за этим
появилась целая когорта новых старлеток, которых отбирали на
конкурсах чарльстона — в их числе были Джоан Кроуфорд и Джинджер
Роджерс, названная «королевой чарльстона».
Деятели Tin Pan Alley в свою очередь наплодили множество
«чарльстонных» песенок — “Charleston Crazy” (1923), “Charleston
Cabin” (1924), “Charleston Charley” (1924), “Charleston Baby of
Mine” (1925), “Charleston Ball” (1925), “The Original Charleston”
(1925), “Charleston Hound” (1926) и так далее, и так далее, и так
далее…
Танцзалы и отели регулярно устраивали танцевальные конкурсы, где показывались сотни вариаций базового шага чарльстона (официально считалось, что в чарльстоне 74 движения). Одно из самых знаменитых соревнований по чарльстону проходило в 1925 году в “Orpheum Theatre” в Канзас-Сити. Выиграл его Леонард Рид, будущий создатель Shim Sham. К сожалению, Леонарду не удалось получить свою награду — конкурс был «только для белых», и хотя ему удалось, благодаря своей светлой коже, участвовать в нём, кто-то позавидовал его выигрышу и выдал его секрет устроителям соревнования.
Поскольку официально чарльстону не обучали ни в одной танцшколе, агентства по найму прислуги были завалены запросами на горничных, кухарок, поваров и прачек, умеющих танцевать чарльстон — учиться у собственной горничной чарльстону стало распространённым явлением.
В то же время далеко не все одобряли увлечение чарльстоном — госпитали жаловались на увеличение числа пациентов, получивших травмы, танцуя чарльстон. Во многих заведениях висели таблички с надписью “PCQ” (“Please Charleston Quietly” — «Пожалуйста, танцуйте чарльстон осторожно»). Танцующие в большинстве своём не внимали этим предостережениям — в 1925 году в Бостоне в одном из заведений провалился пол от вибраций, вызванных танцующей чарльстон толпой, при этом погибло 50 человек.
А в 1925 году Джозефин Бэйкер привезла чарльстон в Европу — её выступления в Берлине и Париже стали триумфом, танец стал столь популярным, что даже принц Уэльсский Эдвард танцевал его — подумать страшно! — публично (вот так всё и начинается, прошипят стражи общественной морали — сначала чарльстон, потом Уоллис Симпсон)…
Чарльстон был королём танцев — но и его постигла судьба любого «модного» явления — в 1926 году возник новый «модный» танец — Black Bottom, а чарльстон должен был быть позабыт, так же как ранее были забыты Bunny Hug, Apache Dance и многие другие. Спасение пришло в виде нового модного танца — Линди Хопа, который вобрал в себя многие движения чарльстона. А ещё через тридцать лет, когда и Линди Хоп вышел из моды, чарльстон вновь вернулся — на этот раз в виде двух рок-н-ролльных танцев — Charley Bop и Mashed Potato, просуществовавших, правда, недолго.
А потом прошло ещё пятьдесят лет — и чарльстон вновь начали танцевать по обе стороны океана… Вы верите в бессмертие?
|
</> |