Самый мудрый – это ты

Замечательно и даже в чем-то умилительно, что раб считает, будто это он купил своего хозяина и одновременно надсмотрщика. И не пашет на него, не платит ему дань, не стоит перед ним на цыпочках и беспрекословно выполняет любые, самые унизительные приказы, а вовсе наоборот, платит ему как своему слуге и подчиненному. Хотя вся служба и подчиненность оплачиваемого заключается лишь в том, что он не убивает своего якобы нанимателя и милостиво позволяет ему жить в прекрасном выдуманном мире.
Но всё дело в том, что человек принципиально не может искренне признать свою глупость. То есть, нет, некоторые вполне способны согласиться, что, совершили какой-то не слишком умный конкретный поступок. И даже в сердцах сказать, мол, какой же я был дурак. Но в целом это невозможно. Почти как в парадоксе Эпименида про критян-лжецов. Поскольку человек, способный осознать свою глупость, уже никак не может быть глупцом.
И даже если в самой глубине подсознания раба и шевельнется самое легкое подозрение относительно того, что, возможно, ситуация не совсем такова, каковой она представляется, то человек всеми силами души задушит в самом себе эту крамолу, дабы сохранить хоть какие-то остатки самоуважения. Поскольку иначе продолжать жить крайне трудно.
А очень хочется.
|
</> |