Самарские страдания. Домой
uctopuockon_pyc — 12.05.2023Пора уже и домой собираться... (это я про ту поездку)
Непременное надо ещё о Самарском метро сказать.
Самарский метрополитен (полное название — Муниципальное
предприятие городского округа Самара «Самарский метрополитен имени
А. А. Росовского») — система городского внеуличного рельсового
общественного транспорта в городе Самаре. Пятая по вводу в
эксплуатацию в России, вторая в Приволжском федеральном округе,
двенадцатая на постсоветском пространстве. На данный момент
является самым южным в России.
До 1992 года — Куйбышевский метрополитен, с октября 2013 года носит
имя А. А. Росовского.
Насчитывает 10 станций, из них 9 — подземных и одна — наземная. На
текущий момент (2022 год) метрополитен состоит из одной линии,
эксплуатационная длина которой в двухпутном исчислении составляет
12,6 км. По длине эксплуатируемых линий занимает 168-е место в
мире, 13-е — среди метрополитенов бывшего СССР (после Московского,
Петербургского, Киевского, Ташкентского, Харьковского, Минского,
Бакинского, Тбилисского, Нижегородского, Казанского, Новосибирского
и Екатеринбургского), седьмое — в России. По числу станций
Самарский метрополитен занимает 6-е место в России после
метрополитенов Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода,
Новосибирска и Казани, и седьмое по длине сети, уступая
символические 100 метров Екатеринбургскому метрополитену и являясь
таким образом самым коротким.
Первый заказ на проект куйбышевского метро поступил в столичный
«Метропроект» 27 апреля 1942 года — в следующем году проект был
готов, но в связи с военным временем проект не был реализован.
Спустя 35 лет Совет Министров СССР разрешил разработку технического
проекта метрополитена в Куйбышеве в ноябре 1977 года. Проект был
поручен институту «Метрогипротранс» Министерства транспортного
строительства СССР, а разработка рабочей документации — его филиалу
«Горьковметропроект» в Горьком.
В сентябре 1980 года началось строительство перегона между
станциями «Проспект Ленина» (будущая станция «Российская») и
«Октябрьская» (будущая станция «Алабинская») — практически в центре
города. Однако после постройки тоннель этого перегона был
законсервирован — решено было вести строительство метрополитена с
Юнгородка, где находятся наиболее крупные промышленные предприятия
города.
В конце 1980 года началось строительство первой станции «Кировская»
в Юнгородке. В сентябре 1981 года был смонтирован первый
проходческий щит и началась щитовая проходка тоннеля между
станциями «Кировская» и «Безымянка».
Открыть первую линию Куйбышевского метрополитена планировали в 1987
году, к 70-летию Октябрьской революции. 6 ноября был проведён
первый пробный рейс, а 25 декабря был подписан акт о приёмке
пускового участка (4 станции). Регулярное пассажирское движение на
пусковом участке было открыто 26 декабря 1987 года.
11 октября 2013 года метрополитену Самары присвоили имя Алексея
Росовского, занимавшего пост председателя исполнительного комитета
Куйбышева с 1964 по 1982 годы.
30 сентября 2021 года Самарская область получила инфраструктурный кредит на развитие метрополитена. По сообщению губернатора Самарской области Дмитрия Азарова, первая линия метрополитена будет полностью введена в эксплуатацию в 2024 году.
Ну, и в Аэропорт...
Аэропорт Курумоч имени Сергея Королёва (ИАТА: KUF, ИКАО: UWWW) — международный аэропорт Самары, второй по пассажиропотоку в Поволжье. Находится вблизи посёлка Берёза в 35 километрах севернее Самары, в 45 километрах восточнее Тольятти. Обслуживает Самару, Тольятти и все остальные пункты Самарской области, используется также жителями соседних регионов (в частности, Ульяновской области и казахстанского города Уральск). Название аэропорта происходит от одноимённого села, расположенного в 7 км юго-западнее него.
Имеет статус аэропорта федерального значения. Является одним из
20 узловых аэропортов России.
По итогам 2020 года аэропорт находится на 17-м месте среди
аэропортов России по пассажиропотоку, из-за пандемии COVID-19
пассажиропоток снизился на 40% и составил 1 700 000 человек.
В 2021 году пассажиропоток аэропорта составил 3 004 000 пассажиров,
что незначительно превысило показатель "допандемийного" 2019 года,
на основании чего можно сделать вывод о восстановлении объема
воздушных перевозок, хотя значительная часть международных рейсов
на момент окончания 2021 года так же отсутствует.
Аэропорт был построен в конце 1950-х годов в связи с возникшей потребностью эксплуатации современных высотно-скоростных самолётов, требующих взлётно-посадочной полосы больших размеров; имевшийся на тот момент в Куйбышеве аэропорт Смышляевка не удовлетворял таким требованиям, а возможности расширения аэропорта не было (с севера аэродром Смышляевка ограничен железной дорогой, с юга — поймой реки Самары, с запада — аэродромом Безымянкой, с востока — посёлком Смышляевкой).
Официальной датой образования аэропорта считается 19 декабря
1957 года, когда был издан приказ Главного управления гражданского
воздушного флота при Совете Министров СССР (ГУ ГВФ) об организации
в составе Приволжского территориального управления аэропорта IV
класса Курумоч.
К 1960 году аэропорт был построен и допущен к тренировочным полётам
на самолётах Ил-18 и Ан-10. С февраля 1961 года в аэропорту стала
базироваться отдельная эскадрилья самолётов Ан-10.
27 февраля 1961 года из аэропорта на самолёте Ан-10 впервые
выполнен рейс Куйбышев — Москва (Шереметьево) с коммерческим грузом
на борту.
Регулярные пассажирские перевозки открыты 15 мая 1961 года
рейсом в аэропорт «Минеральные Воды» на самолёте Ан-10. Вскоре
открыты регулярные пассажирские рейсы в Ленинград, Ташкент, Адлер,
Тбилиси, Свердловск.
4 мая 1962 года в соответствии с приказом ГУ ГВФ от 23 апреля 1962
года Приволжским ТУ ГВФ организован 173-й объединённый отряд в
составе одной авиаэскадрильи турбовинтовых самолётов Ан-10 и одной
авиаэскадрильи поршневых самолётов Ли-2 и Ил-14 из состава 66-го
объединённого авиаотряда (ранее базировавшейся в аэропорту
Смышляевка).
19 июля 1963 года приказом Приволжского ТУ ГВФ 173-й
объединённый авиаотряд преобразован в Куйбышевский объединённый
авиаотряд (КуОАО) в составе летного отряда № 173 и аэропорта
Куйбышев. В этом же году начата эксплуатация самолётов Ан-12 и
Ту-124.
По состоянию на 1964 год на самолётах Ту-124 из Курумоча
выполнялись рейсы в Волгоград, Краснодар, Минеральные Воды и
Симферополь.
В 1970 году из аэропорта отправлено более 700 тысяч пассажиров и 27
000 тонн груза и почты.
В 1970-е годы в эксплуатацию поступили самолёты Ту-134, Як-40,
Ту-154. 27 ноября 1974 года в Куйбышев прилетел первый Ту-154 с
бортовым номером СССР-85080. А первый полет с пассажирами
куйбышевский Ту-154 совершил уже на следующий день рейсом 5415/5416
Куйбышев — Ленинград (Пулково). В 1974 году были открыты рейсы
742/741, 746/745 Куйбышев — Москва (Домодедово) — Куйбышев, которые
первоначально выполнялись самолётами типов Ту-124 и Ту-134, а с
1975 года (рейс 742/741) и с 1979 года (рейс 746/745) самолётами
типа Ту-154. Они просуществовали до конца 1990-х годов.
В 1986—1988 годы осуществляется реконструкция аэропорта, а также
строительство большого числа новых объектов.
В 1986 году завершено строительство второй ВПП (15/33), позволившей
принимать самолёты Ил-86.
По состоянию на конец 1980-х годов в аэропорту базировались 173-й
лётный отряд (самолёты Ту-134) и 368-й лётный отряд (самолёты
Ту-154, Ил-76, Ан-12).
В 1990 году пассажиропоток аэропорта достиг рекордного уровня в 3,7
млн человек.
В 1992 году аэропорт получил статус международного. В 1993 году
был построен и введён в действие первый международный терминал.
В 1993 году объединённый авиаотряд преобразуется в акционерное
общество открытого типа «Авиакомпания Самара», а в 1994 году
создаётся открытое акционерное общество «Международный аэропорт
Самара» путём выделения из ОАО «Авиакомпания Самара».
За 1993 год аэропорт обслужил около 2 млн пассажиров. В последующие
годы из-за экономического кризиса в стране годовые объёмы
авиаперевозок аэропорта неуклонно сокращались и достигли 805 тысяч
человек в 2000 году. Далее начался постепенный рост.
В 2002 аэропорту возвращено историческое название Курумоч. С
этого момента он называется Международный аэропорт Курумоч. В 2003
году на территории аэропорта открылся современный бизнес-терминал.
В 2010 году впервые с середины 1990-х годов годовой пассажиропоток
аэропорта перешагнул полуторамиллионный рубеж.
Реконструкция аэродрома за счёт федерального бюджета шла с 2007
года и должна была закончиться в 2014 году. В соответствии с
областной программой развития пассажирских перевозок предполагалось
обеспечить строительство инфраструктуры за счёт областного бюджета,
а модернизацию аэровокзального комплекса за счёт средств инвестора.
Предполагалось, что к 2020 году пропускная способность терминалов
аэропорта вырастет до 2000 человек в час.
26 августа 2010 г. Указом Президента РФ 50,99 % акций ОАО
«Международный аэропорт Курумоч», находящихся в федеральной
собственности, переданы в собственность Самарской области. В свою
очередь, Правительство Самарской области передало акции
подконтрольному ему ОАО «Корпорация развития Самарской области».
Ещё 40,16 % акций «Корпорация развития Самарской области» выкупила
у частных инвесторов. В совокупности на конец 2011 года у
корпорации было почти 96,2 % акций Курумоча.
В конце 2011 года ОАО «Кольцово-Инвест» (входит в ГК «Ренова»)
выиграло конкурс по реализации инвестиционной программы развития
международного аэропорта Курумоч. Однако, часть активов осталась во
владении структур, связанных с депутатом губернской думы Алексеем
Ушамирским. В частности, подконтрольная депутату группа «ВИД»
владела гостиницей в аэропорту, привокзальными стоянками,
VIP-терминалом (переделан из автовокзала) и цехом бортового
питания.
В 2013 году ЗАО «Курумоч-инвест», подконтрольное ГК «Ренова»,
приобрело всю инфраструктуру вокруг самарского аэропорта,
принадлежавшую до этого бизнес-структурам.
19 января 2015 года на территории аэропорта введено в эксплуатацию
здание нового терминала. 5 апреля 2015 года здание старого
терминала закрыто для пассажиров (предположительно, до 2018
года).
В январе 2018 года введена в эксплуатацию реконструированная ВПП-2
(15/33), не работавшая на протяжении ряда лет.
31 мая 2019 года аэропорту присвоено имя Сергея Королёва.
Первое здание аэровокзала было построено по типовому проекту 1958 года, в переходном стиле между сталинским ар-деко и стеклянным хрущёвским модернизмом. Двухэтажное протяжённое здание с композиционно симметричными фасадами со стороны привокзальной площади и аэродрома было увенчано со стороны перрона башней командно-диспетчерского пункта в виде небольшой усечённой перевёрнутой пирамиды. Расчётная нагрузка составляла 200 пассажиров в час. В 1976 году здание аэровокзала «Курумоч» было существенно реконструировано (архитекторы В. Г. Каркарьян, Г. А. Васильев, интерьеры — В. Г. Каркарьян, В. Н. Ржевский, технологическая часть — начальник наземных сооружений авиаотряда В. П. Маслаков), оно осталось симметричным, с большой остеклённой частью, входная группа была оформлена остеклённой башней с часами, фасад украшен изображениями самолётов и облаков. Расчётная нагрузка перестроенного здания составляла более 600 пассажиров в час. В XXI веке старое здание аэровокзала не справлялось с возросшим пассажиропотоком, неоднократно поднимался вопрос о реконструкции или строительстве нового. В расчёте на многократное увеличение пассажиропотока в 2018 году, когда Самара примет матчи Чемпионата мира по футболу, был построен новый терминал, официально открытый в 2015 году.
Аэродром Курумоч класса 4Е по классификации ИКАО, пригоден для
ВС: Boeing: 737;747;757;767;777;787; Airbus:
310;318;319;320;330;340;350; Ан: 124;148;172;225; Аirbus А380
аэропорт может принять с ограничениями на взлётный вес, либо только
в экстренных ситуациях, так как является узловым.
Во время ЧМ-2018 в России, когда аэропорт установил рекорд по
суточному пассажиропотоку (25 тыс.) и вышел на темпы работы
московского аэропорта Внуково (взлётно-посадочные операции — ВПО —
каждые 2,8 минуты), Курумочу был присвоен третий (наивысший)
уровень координации IATA — 56 ВПО в час на двух ВПП, режим работы —
24 часа в сутки и 7 дней в неделю.
На аэродроме имеется две взлётно-посадочные полосы (05/23 и 15/33), оборудованные современными системами посадки по приборам (ILS). ВПП 15 имеет оборудование категории IIIА ИКАО, что позволяет принимать воздушные суда всех используемых типов (имеющие бортовое оборудование инструментальной посадки) при горизонтальной видимости не менее 200 метров, высота принятия решения (ВПР) — не менее 30 метров. Остальные ВПП оборудованы по I категории (видимость на ВПП не менее 550 метров и высота принятия решения не менее 60 м).
ВПП 15 имеет огни приближения 3 категории ИКАО (белые, боковые красные), импульсные огни приближения (белые), подсветку границ (зелёные, белые и красные), торцов (зелёные, красные) зоны касания (белые), осевой линии (белые) и осей руления РД быстрого схода с полосы (жёлтые). ВПП 33 оборудована огнями приближения 1 категории ИКАО (белые), подсветкой торцов (зелёные и красные), границ (белые, зелёные и красные) и оси ВПП (белые), а также осей РД (жёлтые). РД, соединяяющиеся с ВПП 15/33 (обозначены буквой «В» и цифрой) имеют подсветку границ (синий) и оси руления (жёлтый/белый). РД «А» подсвечиваются синим цветом и не имеют подсветки оси руления. ВПП 05/23 имеет огни приближения 1 категории ИКАО (белые) подсветку границ (зелёные, белые, красные) и торцов (зелёные, красные).
ВПП аэродрома почти перпендикулярны, что позволяет найти оптимальный курс для взлетно-посадочных операций с учётом направления ветра. Максимальная пропускная способность двух ВПП — 56 ВПО в час при простых метеоусловиях. Это возможно только при одновременном использовании ВПП 15 (посадка) и ВПП 23 (взлёт).
Пассажирский комплекс аэропорта представлен двумя терминалами: новым (сдан в эксплуатацию в январе 2015 года) терминалом площадью 42 600 квадратных метров пропускной способностью 2600 пассажиров в час и порядка 60 тысяч в сутки и старым — его пропускная способность достигает в пиковые часы 1500 пассажиров в час. В год Самарский аэропорт способен обслужить до 10 (критический возможный объём потока — 20 миллионов в год) миллионов пассажиров. Во время проведения мундиаля (ЧМ-2018 в России) в аэропорту Курумоч был установлен рекорд. В сутки аэропорт обслужил 25 тысяч человек, притом что 16 из них прошло за 4 часа.) Терминал 1 оснащён 24 стойками регистрации, семью телескопическими трапами и шестью выходами к перронным автобусам для посадки и высадки пассажиров, четырьмя багажными каруселями-транспортерами (2 в зоне прилёта внутренних линий и 2 в зоне прилёта международных линий), автоматической системой сортировки багажа. В терминале работают рестораны, кафе и магазины. В Терминале 2 расположены 10 стоек регистрации и 5 выходов к перронным автобусам.
Грузовой комплекс представлен новым терминалом площадью 5400 м²,
оснащённым оборудованием для погрузки, выгрузки и хранения
грузов.
Аэропорт обеспечивает оперативное техническое обслуживание всех
принимаемых воздушных судов.
Под оперативным управлением ОАО «Международный аэропорт Курумоч»
находится вертодром санатория «Волжский Утёс», реконструированный в
2007 к саммиту «Россия — ЕС». Руководство Курумоча предлагает
связать цепочкой вертолётных перевозок местные аэродромы: помимо
собственно Курумоча и «Волжского Утёса», это аэродромы Смышляевка и
Тольятти. Предполагается использовать также аэродромы
государственной авиации: Сызрань (Троекуровка), Бобровка, Кряж,
Рождествено, Кинель-Черкассы, Безенчук. Кроме того, имеется
возможность построить вертодромы в других райцентрах области, а
также на берегу Волги в черте Самары и в селе Ширяево.
По состоянию на 2010 год в Самарской области имеется около 40
вертолётных площадок, официальным эксплуатантом большинства из них
является ОАО «Международный аэропорт Курумоч».
Подлетаем к Москве...
Садимся в Шереметьево:
По дороге домой в Орёл заехали в кафе Казачок (традиционное для посещения командировочных нашего предприятия):
Дам им себя порекламировать...
В нашем заведении привлекает постоянных и новых посетителей простой и одновременно колоритный, национальный интерьер, а также оформление, которое присутствует даже в деталях. Деревянная отделка, теплые цвета, народный орнамент формируют общую концепцию ресторана. При этом здесь имеются и современные плазменные панели для трансляции спортивных матчей, концертов, клипов, а широкие окна визуально добавляют простоты и пространства.
Если вы планируете организацию праздника, то вашим услугам представлен банкетный зал, расположенный на 2 этаже, в котором удобно разместить до 60 гостей. Интерьер подходит как для делового корпоратива, так и для свадебного банкета, особенно, если заявлена приоритетная тема – «этно».
Наши повара с большим опытом работы порадуют вас вкусным борщом, куриным бульоном, рыбной юшкой. На гарнир можно выбрать как гречку со шкварками, так и картофель, а деликатесы на углях, шашлык, люля-кебаб, сыр, цыпленок табака только дополнят вкусовое наслаждение. По-настоящему привлекательными и запоминающимися блюдами станут: котлеты по-киевски, изысканные голубцы в сметанном соусе. Вареники в горшочках, сырники и многое другое буквально перенесут вас в уютную деревню, подарят путешествие во времени с гастрономическим оттенком.
Порадует удачно и оригинально сформированное алкогольное меню, слава о котором ходит по всему Подмосковью! Это подобранные на основе разных сортов горилки, которые подаются с салом, огурчикам, рулетиками. Имеется много вариантов и более легких изысканных напитков.
И ещё несколько кадров — без слов...
Пиво для релаксации...
И горячую сковородку:
Дома...