Самарские страдания. Девятый куплет. Орловская набережная

топ 100 блогов cand_orel28.04.2023

Отчего же не пройтись по набережной с таким названием скучающим орловчанам...

Самарские страдания. Девятый куплет. Орловская набережная

Самарская набережная, спускающаяся террасами к Волге, имеет протяжённость 4168,9 метров и разделена на четыре участка: по числу очередей застройки. На большей части набережной параллельно пешеходно-прогулочной зоне расположены песчаные пляжи. В настоящее время строится ещё 23 набережных в Самаре. На 2023 г. планируется построить ещё 2.

Мы гуляем, я так понимаю, по второй очереди, но тем не менее...

Зимой в сквере был длиннющий каток...
Зимой в сквере был длиннющий каток...

24 июня 1852 года Самарская губернская строительная и дорожная комиссия поручила архитекторскому помощнику Фирсову провести работы по обустройству спуска к реке Волге, подготовить смету и рисунки спусков.

По новому плану застройки города Самары (1853) набережные рек Волги и Самары отводились только под пристани, хлебные амбары, рынок, материальные склады, биржи строевого леса и дров.

«В первые годы губернского города от строительной и дорожной комиссии архитекторский помощник Н. Н. Еремеев составил несколько проектов на благоустройство отдельных участков набережной Волги и спусков к ней по улицам».

Самарские страдания. Девятый куплет. Орловская набережная

В 1853 году Министерство финансов выделило 1975 рублей на устройство в Самаре спуска к Волге для московского почтового тракта.

В августе 1854 года было начато обустройство двух спусков к плавучему мосту через реку Самару, работы были завершены осенью 1855 года, а в начале 1856 года в Самаре завершились работы по благоустройству спусков к реке Волге по Заводской улице (ныне Венцека) и к реке Самаре по Соборной улице (Молодогвардейской).

Самарские страдания. Девятый куплет. Орловская набережная

Внешний облик волжского фасада Самары складывался постепенно. 15 марта 1880 года Самарская городская управа и австрийский подданный Альфред фон Вакано подписали контракт о сдаче в аренду сроком на 99 лет участка земли на берегу Волги с постройками для устройства механического пивоваренного завода. Краснокирпичные с характерной раскраской корпуса Жигулевского пивоваренного комбината и сегодня привлекают внимание всех, кто проплывает по Волге мимо Самары.

Самарские страдания. Девятый куплет. Орловская набережная

В июле 1890 года под Воскресенским (ныне Пионерским) спуском было завершено сооружение часовни во имя святителя Алексия, митрополита Московского, считавшегося покровителем Самары. Проект часовни, построенной в «русском стиле» из красного кирпича с белокаменными украшениями и небольшой главкой на восьмигранном шатре, был разработан архитектором А. А. Щербачёвым.

«Часовня являлась украшением набережной, на которой размещались торговые ряды и причалы».

Самарские страдания. Девятый куплет. Орловская набережная

Живший в Самаре Максим Горький писал в одном из своих фельетонов: На набережной города Самары следовало бы устроить вывеску и на этой вывеске написать: «Смертный, входящий в Самару с надеждой в ней встретить культуру, Вспять возвратися, зане город сей груб и убог».

Так сложилось, что лучшая по природным условиям часть города, прилегающая к Волге, превратилась в район хаотической застройки, по существу отрезавшей все пути населения к реке. Набережная была вся занята складами, лесопилками, конюшнями и мелкими постройками, берег никак не был связан с центром города.

До конца 30-х годов XX века берег Волги оставался неблагоустроен.

Самарские страдания. Девятый куплет. Орловская набережная

Проектные работы начались в 1935 году. Прибрежная зона тогда представляла собой сплошные склады, деревянные дома, конюшни. Требовалось снести все постройки, расширить полосу набережной, укрепить берега, озеленить их, устроить пляжи. Одним из архитекторов набережной (в 1950-х годах) был Михаил Андреевич Труфанов, который считал, что Самаре повезло с пологим берегом. Это замечательное место для создания пешеходной зоны.

Самарские страдания. Девятый куплет. Орловская набережная https://s00.yaplakal.com/pics/pics_original/0/7/7/4659770.jpg
https://s00.yaplakal.com/pics/pics_original/0/7/7/4659770.jpg

Проект набережной состоял из 4х очередей:

первая — от улицы Вилоновской до Некрасовской;

вторая — от Студенческого переулка до завода «Кинап» (разрабатывался как часть плана комплексной застройки берега Волги — тогда и были спроектированы сегодняшние жилые кварталы по Волжскому проспекту);

третья — от улицы Некрасовской до Речного вокзала;

четвёртая — от «Кинапа» до Силикатного оврага (каскад спускающихся к Волге террас).

Самарские страдания. Девятый куплет. Орловская набережная

В 1939 году берег был очищен на участке между Некрасовским и Вилоновским спусками, и здесь появился временный пляж, а в 1940 году начато строительство первой очереди набережной. Однако благоустройство в этот период не дало полного положительного результата, хотя работы планировщиков наметили основные направления разработки темы в дальнейшем и определили архитектурно-планировочное решение этого, безусловно, уникального места: верхняя терраса набережной должна максимально раскрываться на Волгу и элементами озеленения связываться с нижней террасой, чтобы водное пространство и зеленые массивы как бы вдавались в тело города с включением в него такой важной составляющей, как городской парк культуры и отдыха имени Горького (Струковский сад). Великая Отечественная война приостановила строительство, и оно было возобновлено в 1954 году.

Самарские страдания. Девятый куплет. Орловская набережная

За два года на участке между Некрасовским и Вилоновским спусками протяжённостью 1350 метров была возведена подпорная железобетонная стена, облицованная серым уральским гранитным камнем. Подпорная стена расширила набережную. Применение гранита на подпорной стенке, лестницах и малых архитектурных формах уже говорило о том внимании, которое проявлялось к эстетике этого сооружения. Для создания соответствующего эстетического звучания на набережной устанавливались бетонные скульптуры, соответствующие вкусам того времени. В 1956—1957 годах на этом участке высажены сотни многолетних деревьев

Самарские страдания. Девятый куплет. Орловская набережная

В результате работы проектировщиков и строителей город получил хорошую зону отдыха, был устроен широкий песчаный пляж. Новая набережная вызывала хорошую реакцию у местных жителей и гостей города.

В начале XXI века в этой части набережной появились отдельно стоящие стационарные строения — рестораны «Тет-а-тет» на Вилоновском спуске и «Бирхаус» на Некрасовском спуске, работающие, в отличие от летних кафе, круглый год.

Спортивно—плавательный комплекс ЦСКА (бассейн СКА, бассейн СКА–16 и бассейн ЦСК ВВС)
Спортивно—плавательный комплекс ЦСКА (бассейн СКА, бассейн СКА–16 и бассейн ЦСК ВВС)

В 1958—1961 годах была сооружена вторая очередь набережной на участке между Студенческим переулком (в 1967 году построен бассейн СКА) и заводом «Кинап», протяжённостью 1400 метров.

Самарские страдания. Девятый куплет. Орловская набережная
Самарские страдания. Девятый куплет. Орловская набережная
Самарские страдания. Девятый куплет. Орловская набережная

Подпорная стенка строилась из сборного железобетона (изготовлялся в г. Ставрополь — ныне Тольятти). В конструктивном отношении она представляла из себя железобетонную плиту с «зубом», на которую ставились наклонная балка и стойка. На наклонную балку навешивались железобетонные плиты. Гранит шёл только на изготовление лестниц, тумб и других малых архитектурных форм. Бульвар шириной от 30 до 60 метров решался широкими, в 7 м прогулочными аллеями с карманами для установки садовых диванов. А в поперечном направлении также устраивались проезды и проходы в местах, отвечающих ритму жилых домов и зелёных бульваров, идущих вверх по склону в жилую застройку.

Самарские страдания. Девятый куплет. Орловская набережная
Самарские страдания. Девятый куплет. Орловская набережная
Самарские страдания. Девятый куплет. Орловская набережная

Нужно отметить, что жильё начали строить одновременно с благоустройством набережной, первые дома были сданы в эксплуатацию уже в 1955-56 годах, ещё до завершения работ по благоустройству набережной. Первоначально садовые диваны также были выполнены из бетона, потом их заменили на металлические, которые не сохранились. В планировке бульвара набережной предусмотрено зонирование территории с организацией зон: для тихого отдыха (подавляющая часть территории), изолированно от них — спортивных, детских площадок, площадок для ручных игр, летних кафе для продажи прохладительных напитков, мороженого и др.

Самарские страдания. Девятый куплет. Орловская набережная
Самарские страдания. Девятый куплет. Орловская набережная
Самарские страдания. Девятый куплет. Орловская набережная

Архитекторы и художники много работали над созданием цветовой гармонии набережной. Всё пространство было разбито на четыре сектора, каждый из них имел свой колер покраски садовых диванов и соответствующий ему подбор окраски цветов и цветущих кустарников. Такое решение создавало поистине сказочную красоту.

Самарские страдания. Девятый куплет. Орловская набережная
Самарские страдания. Девятый куплет. Орловская набережная
Скульптура «Работник с искусственным спутником Земли» в Самаре символизирует заслуги предприятий города в исследовании космического пространства и в создании ракетно-космической техники. Особенно выделяется самарский завод «ЦСКБ-Прогресс», который является одним из крупнейших в России. Изготовленными на этом предприятии ракетоносителями выведено на орбиту около 1700 космических аппаратов.
Скульптура «Работник с искусственным спутником Земли» в Самаре символизирует заслуги предприятий города в исследовании космического пространства и в создании ракетно-космической техники. Особенно выделяется самарский завод «ЦСКБ-Прогресс», который является одним из крупнейших в России. Изготовленными на этом предприятии ракетоносителями выведено на орбиту около 1700 космических аппаратов.

В 2011 году вторая очередь набережной была реконструирована: общая планировка сохранена, убраны нестационарные кафе и киоски, заменены фонари уличного освещения, пешеходная часть выложена плиткой, реконструирован фонтан около бассейна, появилась велодорожка. Около бассейна ЦСК заработал светомузыкальный фонтан.

Самарские страдания. Девятый куплет. Орловская набережная

В 2014 году на Полевом спуске установлена конная скульптура первого самарского воеводы Засекина.

Самарские страдания. Девятый куплет. Орловская набережная

Князь Григорий Осипович Засекин по прозвищу Зубок (около 1550 — 1592) — государственный деятель, первый воевода городов-крепостей на Волге — Самары (1586), Переволока (1589) и Саратова (1590).

Князь Григорий Осипович Засекин происходил из древнего рода князей Ярославских — Засекиных.

Отец — Осип (Иосиф) Васильевич был по меркам того времени весьма небогатым человеком. В разрядных книгах имя Осипа Засекина не встречается. Он был освобождён от военной службы. Других биографических сведений о нём тоже не сохранилось.

Самарские страдания. Девятый куплет. Орловская набережная

Точная дата рождения Григория Осиповича Засекина неизвестна, однако можно предположить, что он начал свою военную службу в возрасте около пятнадцати лет, что являлось нормой того времени для молодых дворян. Первые упоминания о нём как об «осадном голове» (одно из начальствующих лиц гарнизона крепости во время её осады) появляются в разрядных книгах в начале 70-х годов XVI века. В документах того времени упоминание о нём встречается под прозвищем Зубок, так как ранее никто из Засекиных такого прозвища не имел, можно предположить, что это прозвище им было получено ещё в детстве. По-видимому, Григорий Засекин свою службу начинал в северо-западном или западном пограничье России, где он впоследствии и служил в соответствии с имеющимися документами головой и младшим воеводой.

Первые его действия в качестве головы связаны с русско-шведской войной 1570—1595 годов. Военную службу князь Засекин нёс в крепости Корела приблизительно с 1574—1575 года по 1579 год с небольшими перерывами. Здесь вместе с ним служил его двоюродный брат И. А. Засекин-Солнцев. В 1577 году Засекин несёт свою службу в крепости Орешек. В 1577 году он участвует в Ливонском походе. Осенью 1577 года на короткий срок Григорий Засекин и И. А. Засекин-Солнцев назначаются младшими воеводами в одном из захваченных во время войны городке — Трикатене.

В середине лета 1579 года Григорий Засекин участвовал в походе русских войск под командованием бывшего корельского воеводы М. А. Безнина за Двину, который преследовал разведывательные цели. Начало этого похода оказалось успешным для русских войск, и Григорий Засекин был послан с личным донесением к царю Ивану Грозному о победе, за что он получил от царя в награду «копейку золотую». Однако после поражений, полученных русскими войсками под Полоцком, отряд М. А. Безнина вернулся в Россию.

Самарские страдания. Девятый куплет. Орловская набережная

В дальнейшем Г. О. Засекин и И. А. Засекин-Солнцев были направлены для прохождения службы на южные рубежи российского государства, к Дикому Полю, в Приволжье, где и проявился в полной мере военный и организаторский талант князя Григория Осиповича Засекина — первого воеводы городов-крепостей на Волге — Самара (1586—1587), Переволок (позднее получивший название Царицын, 1589, совместно с Романом Алферьевым и Иваном Нащокиным) Саратов (1590).

В 1590 году участвовал в осаде Нарвы в ходе русско-шведской войны. В 1591 году был на Тереке, где с несколькими воеводами помогал грузинскому царю Александру против Шамхала. Умер в 1592 году.

Самарские страдания. Девятый куплет. Орловская набережная
Самарские страдания. Девятый куплет. Орловская набережная

Третья очередь. Деревянное здание Куйбышевского речного вокзала, спроектированное архитектором Л.Волковым и введенное в эксплуатацию к началу навигации 1936 года к концу 60-х не отвечало запросам времени. Рядом с ним в 1969 г. началось строительство нового железобетонного комплекса по проекту архитектора Ю.А. Когана. 23 июля 1971 года состоялось его торжественное открытие. Старое деревянное здание было снесено в 1974 г.

Самарские страдания. Девятый куплет. Орловская набережная
Самарские страдания. Девятый куплет. Орловская набережная

После ввода нового речного порта в эксплуатацию была спланирована третья очередь набережной— от улицы Некрасовской до Речного вокзала, то есть непосредственно продолжающая набережную первой очереди. На этом участке подпорная стенка из известняка уже была сооружена в начале века. Потребовалось лишь создать зелёный бульвар с дорожками и небольшим числом малых архитектурных форм (архитектор М. А. Труфанов). 

Самарские страдания. Девятый куплет. Орловская набережная
Самарские страдания. Девятый куплет. Орловская набережная

Проект не был осуществлён в полной мере: так, не построена полукруглая ротонда у центрального спуска к Волге, изменена композиция фонтана у центральной площади (вместо четырёх фонтанов построен один большой, нарушающий центральную ось площади).

Самарские страдания. Девятый куплет. Орловская набережная
Самарские страдания. Девятый куплет. Орловская набережная

В 2012 году реконструирована третья очередь набережной. В частности, полностью заменён фонтан «Парус». Реконструированы Аллея соловецких юнг и малая архитектурная форма «Якорь». Уложено плиточное покрытие вместо асфальтового, заменены фонари.

Самарские страдания. Девятый куплет. Орловская набережная
Самарские страдания. Девятый куплет. Орловская набережная

11 сентября 2014 года около фонтана «Парус» была установлена скульптурная композиция в виде бронзового мольберта «Бурлаки на Волге» по мотивам известной репинской картины. Автор композиции — самарский скульптор Николай Куклев.

Самарские страдания. Девятый куплет. Орловская набережная
Скрябин — ресторан
Скрябин — ресторан
Самарские страдания. Девятый куплет. Орловская набережная

Четвёртая очередь набережной (Октябрьская набережная)была открыта в 1986 году. Она небольшая по протяжённости — от бывшего завода «Кинап» (улицы Осипенко) до Силикатного оврага — и связана с так называемым 4-м микрорайоном. В планировочном отношении отличается от предыдущих набережных, не имеющих больших уклонов. Располагается на крутом склоне и построена путём создания террас.

Самарские страдания. Девятый куплет. Орловская набережная

Скульптура Приют ветров и духов в Самаре подарена городу приезжими скульпторами-урбанистами в начале 90-х г. г. ХХ в. Работы этих скульпторов украшают пейзажи крупнейших городов мира, в том числе и Нью-Йорка.

Самарские страдания. Девятый куплет. Орловская набережная

На Октябрьской набережной недалеко от стелы Ладья можно встретить очень интересную скульптуру «Идущая Клио». Клио – это муза истории в древнегреческой мифологии. Скульптура «Идущая Клио» является символом идеала женщины древних славян и дает напомнить первобытные фигурки времен палеолита. (https://samaratoday.ru/geo/skulptura-idushhaya-klio)

Самарские страдания. Девятый куплет. Орловская набережная

Главным акцентом 4-й очереди набережной является стела, выполненная в виде ладьи с большим парусом. Стела «Ладья» была установлена в 1986 году к 400-летию города Самары. Конкурс на её проектирование выиграли архитекторы Игорь Галахов и Анатолий Янкин. Высотой стела порядка 20 метров, выполнена из бетона. Сейчас это скульптурная эмблема Самары, один из символов города.

Самарские страдания. Девятый куплет. Орловская набережная

В 2016 году было принято решение о реконструкции Октябрьской набережной и стелы «Ладья». Работы завершились в 2018 году: построен фонтан, заменено покрытие нескольких аллей. В конце набережной, около церкви, установлен небольшой памятник святому князю Владимиру.

Самарские страдания. Девятый куплет. Орловская набережная

Софийский собор, Собор Софии Премудрости Божией города Самара расположен на Волжском склоне. Перспективная градостроительная значимость храма определяется его уникальной ландшафтной ролью в системе перспективных преобразований береговой зоны города, а также тем, что он представляет собой доминанту формирующейся панорамы Самары.

Собор представляет собой одноглавый храм с шатровой кровлей и встроенной колокольней. Высота составляет 68,5 метров. На 30-ти метровой высоте оборудована смотровая площадка, с который открывается прекрасный вид на центральную историческую часть города и побережье Волги. Вместимость собора 1312 человек. Главный вход находится с западной стороны собора. Прямоугольное трехъярусное здание с размерами в плане 43х40 м имеет несущие монолитные железобетонные каркасы с частичным заполнением кирпичными стенами.

Самарские страдания. Девятый куплет. Орловская набережная

Храмовый комплекс расположен на территории 7 237 м2 и состоит из храма, колокольни, зал

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Российское правосудие официально признало публичное отрицание существования бога уголовным преступлением, предусмотренным частью 1 ст. 148 УК РФ (оскорбление чувств верующих). Я подчеркиваю: в своем решении так называемая судья Екатерина Шопоняк утверждает, что состав преступления ...
Как и положено читающему ребёнку, с Алисой я познакомилась через книгу. Причём, в моём издании я с гораздо большим интересом читала сноски-пояснения. Не скажу, чтобы мне очень понравилось. Во всяком случае, активным поклонником не являюсь. Хотя до сих пор цитирую при случае реплики (« ...
...
Некомпетентные люди зачастую оказываются выше по карьерной лестнице своих более квалифицированных коллег в силу эффекта Даннинга — Крюгера. Согласно нему, люди с низким уровнем квалификации склонны переоценивать свои способности, а, принимая неудачные решения, часто неспособны ...
Наверно самый распространенный в 80-х годах магнитофон. Завсегдатай подъездов, дворов и пикников. Магнитофон "Электроника-302" и его многочисленные модификации выпускали с 1974 по 90-е годы на нескольких заводах. Зеленоградский завод ТочМаш, Кишиневский завод "Мезон" и Ставропольский з ...