Сам себе стоматолог

Недалекого ума люди приводят такой аргумент в пользу психотерапии: «Вы попробуйте быть самому себе стоматологом! Не получается? Ну вот так же невозможно быть и самому себе психологом»

Что я хочу сказать? То, что невозможно быть самому себе стоматологом, вовсе не означает, что человеку теперь невозможно ничего делать самому.
Человек может (и даже должен) самостоятельно делать многое в жизни. Например, самому себе водителем быть можно. И еще тысячи кем «самому себе» не просто можно, а нужно быть. При этом никто не запрещает изучать советы специалистов в своей теме и даже пользоваться подсказками нейросетей. Особенно это касается психологии.
Каждый дееспособный человек должен сам принимать решения, касающиеся своей психологической жизни. Даже если в окружающем мире не останется ни одного психолога, психологическая жизнь не остановится.
В психологии имеется идея о том, что у любого клиента в процессе психотерапии возникает сопротивление самой терапии. Психолог должен уметь работать с сопротивлением, а клиенту следует признавать свое сопротивление и содействовать психологу в деле его преодоления.
Неопытные психологи видят в сопротивлении исключительно проблему, но забывают, что сопротивление вмешательству чужеродного дядьки является своего рода здоровым защитным механизмом. Не надо каяться в этом грехе, сожалеть о невозможности его искоренения и просить за него прощения у психолога.
Понятие о сопротивлении в психотерапии (как и знания о защитных механизмах психики) — это материал из более-менее хороших направлений психологии. Как и в случае с другими защитными механизмами, не нужно от них избавляться. А что делать нужно? Нужно понимать, что они у вас есть. Хорошо, если в некоторых ситуациях вы можете отключать какие-либо из этих механизмов. Но только делайте это добровольно и с полным пониманием.
Вы всегда (и на любой стадии взаимодействия) можете сказать: «Нет!» вмешательству постороннего человека в вашу душу. Без объяснения причин. И даже без наличия у вас полного понимания причин. Нет нужды бороться со своим желанием сказать: «Нет!» и укорять себя за то, что вам не хочется разрешать специалисту воздействовать на ваши тонкие материи.
Сейчас даже в тех структурах, которые в глазах некоторых людей являются авторитарными, нет такого давления на личность. Традиционные религии за тысячи лет прошли определенный путь и не занимаются тяжелой идеологической обработкой, давлением и борьбой с ментальным сопротивлением своих адептов. Психология, как более молодая сфера, тоже когда-нибудь перерастет эту свою навязчивость и дозреет до более мудрого понимания права человека на ментальную свободу.
В традиционных религиях подразумевается право обывателя на возможность уменьшить активное участие в мероприятиях общины, а так же возможность не пускать внутрь своей головы заботливого наставника.
Внутренняя свобода — это свобода от того, чтобы другой человек лез со своими оценками, советами и исправлениями. Люди — сложные (очень сложные) существа, которые не вписываются в схемы психологов. Так же они не являются всего лишь животными. Многие сугубо человеческие ценности появляются только при условии внутренней свободы. Например, любовь. Она невозможна без внутренней свободы.
Только при условии внутренней свободы человек способен найти контакт с самим собой и своими настоящими чувствами.
Поэтому быть самому себе психологом — это жизненная необходимость для любого человека.
Чтобы людям легче было (самостоятельно) развивать контакт с самим собой, можно использовать психологические техники, лучшая из которых называется Глубокое психологическое расслабление