Сахалин. День 4. Чертов и Ведьмин мосты, маяк Слепиковского

Одна из достопримечательностей, на которой обязательно хотел
побывать — это Чертов и Ведьмин
мосты. А выбирая, с кем туда отправиться, искал компанию,
которая водит на оба моста — были такие, кто водил только на
Чертов, что мне не подходило. Поэтому снова остановился на «Сахалинском
путеводителе».
Группа в этот раз была совсем мини — гид Тимофей, я и Наталья,
поэтому ехали мы с комфортом на Крузаке 100-ом. Наш путь лежал
через город Холмск, поэтому на подъезде мы заехали к мемориалу
Великой Отечественной войны
Рядом находятся доты, которые к какому-то событию приводили в
нормальный вид, чтобы реконструировать события старых лет.
А это вид со смотровой площадки напротив, с перевала на Холмск.
Постарался, чтобы на кадр не попала, но прямо по курсу находится
стихийная свалка. Всегда удивляюсь, почему свалки любят делать у
красивых мест (
Уже в Холмске мы остановились у хоандэна.
Хоандэн означает в переводе примерно «хранилище
духовных сокровищ». Японцы ставили хоандэны на территории каждой
школы для патриотического воспитания учеников. В таком павильончике
хранился портрет императора и рескрипт об образовании. Во время
школьных торжеств директор школы и лучшие педагоги с величайшим
почтением проносили реликвии хоандэна вдоль «линейки», директор
зачитывал рескрипт, а все присутствующие на протяжении всей
церемонии стояли в низком поклоне. После второй мировой войны
культу императора в Японии пришел конец, и все хоандэны были
разрушены как часть культа.
Покинув Холмск, двинулись дальше. Указатели, куда ехать, чтобы
увидеть мосты.
Строительство ветки, протяженностью 83,9 км, началось в 1921
году и шло с большими трудностями, так как большая часть дороги
проходила через горы, крутые спуски и подъёмы, которые чередовались
с резкими переходами через многочисленные горные реки и таёжные
леса.
Самым сложным оказался отрезок железнодорожной ветки в районе
станции Николайчук, где пришлось возвести
несколько тоннелей и мостов на небольшом участке. При
проектировании было принято уникальное инженерное решение. Линию
полотна выполнили в виде петли. Поезд, проехав через два тоннеля,
делал крутой поворот, выезжал почти на вершину сопки, и далее путь
его проходил по Чёртовому мосту. Длина моста составила 125 метров,
ширина — почти 9 м. Длина тоннеля, который берет начало под мостом,
составляет 870 м, ширина 6 м и высота 5,5 м.
Минут 40 по железной дороги и вот мы у первой цели нашего
треккинга — у Чертова моста, который был построен японцами в 1928
году.
Как нам сказал Тимофей, лестницу разобрали, чтобы люди не ходили
и не лазили туда. Но другие люди повесили там веревку, чтобы те,
кто ходит и лазят — могли это делать без вреда здоровью ))
Пофотографировав, мы двинулись в тоннель, чтобы подняться на сам
мост, а спустя 10 минут мы уже вышли из него.
Дальше к самому мосту пришлось идти сквозь лопухи с нас
ростом.
Еще 10 минут — и вот мы у Чертова моста, наверху.
Мост впечатляет, особенно, когда понимаешь, что построено это
всё было почти 100 лет назад!..
Собственно, думал что идти по нему может быть страшно — но нет,
вполне себе нормально.
Посмотрел назад, откуда пришел.
Где-то внизу виднеется станция «Чертов мост».
Вообще, это конечно удивительно — ты заходишь в тоннель, так как
нет источников света и ориентиров, кажется, что идёшь просто прямо.
Но мало того, что дорога поворачивает круто вправо, так еще и
набирает высоту, что в тоннеле совершенно не было заметно!
Перешли, перевели дух от красоты и двинулись дальше за
непринужденными разговорами.
Железная дорога уже полностью заросла и не только лопухами, но и
деревьями.
По пути в какой-то момент Тимофей остановился и мы вместе с ним. Сказал, что увидел коричневое пятно в кустах, поэтому громкой хлопушкой постарались отпугнуть это «что-то» и двинулись дальше. Подумали, что показалось, но как потом оказалось — может, и не показалось )))
Последний тоннель по дороге на Ведьмин мост. Вообще, я думал,
что там всего 1 тоннель — на подъеме к Чертову мосту, но оказалось,
что их там аж 3 штуки.
Ведьмин мост!
Этот мост пережил несколько пожаров, поэтому шпалы на нем
отсутствуют.
Туристические группы по нему сейчас не водят — максимум
сфотографироваться в самом начале.
Мы и сфотографировались и мост поснимали.
И тут в какой-то момент мы явственно услышали рык. Сначала мне
показалось, что это была какая-то птица, но когда он повторился,
стало понятно, что это медвежонок — не большой
медведь, а именно детеныш. Недолго думаю, Тимофей приказал нам идти
на мост, до первого быка (промежуточная бетонная опора моста), а
сам продолжил кричать и издавать звуки спец.средствами для
отпугивания зверей. Но животное продолжало пугать своим голосом, и
казалось, что звук приближается. Надо понимать, что за нами был
мост 49 метров высотой, а дорога назад — только одна, откуда
слышали медвежонка. А где детеныш, там чаще всего может быть и его
мать, что страшнее вдвойне. Поэтому решено было полчаса переждать
на мосту. Тимофей несколько раз отходил от моста, чтобы
поотпугивать его и послушать, слышны ли рыки. Были мысли, что если
вот прям медведь выйдет к нам — тогда уже по мосту идти в сторону
следующего тоннеля, так как медведь вряд ли сунется на сам мост, но
хорошо, что это остались только мысли.
Такой вид открывался с быка моста, на котором мы сидели в
ожидании, пока медвежонок куда-то уйдет и его звуки не будут
слышны.
Через полчаса мы всё-таки вышли с моста и Тимофей сказал — двигаемся к Чертову мосту, издавая как можно больше звуков. Когда группа большая — всегда и шума больше, в этот раз нас было всего трое, поэтому пришлось быстро идти по лесу, по тоннелям, кричать, петь песни и всячески делая вид, что мы ничего не боимся и просто гуляем. Только очень быстро )))
На адреналине пролетели до станции мы очень быстро, там встретили пару групп — одна уже дошла до Чертова моста и собиралась возвращаться, а вторая — идти до Ведьминого. Предупредили их, что слышали медвежонка и двинулись по рельсам в обратную сторону к машине.
А уже у машины сфотографировался со знаменитыми огромными
лопухами Сахалина. Наверное, тут они были самые большие из виденных
мною на острове.
По дороге Тимофей остановился в поселке Яблочное, предложив
посмотреть здание сталинского ампира. В 50-х годах на острове
возвели здание для нужд СахТИНРО (Сахалинский
филиал Тихоокеанского научно-исследовательского института рыбного
хозяйства и океанографии) в посёлке Антоново (Яблочное, ул.
Антонова). Научная деятельность велась в стенах этого здания до 74
года, когда филиал был переведён в Южно-Сахалинск. После переезда
Сахалинского отделения ТИНРО, музей остался на старом месте и
просуществовал до 1978 г.
Самое интересное, что у входа мы встретили женщину с мужчиной и
внуком. Оказывается, это была женщина, которая прилетела из
Владивостока, она работала в этом здании более 50 лет назад и
показывала внуку, где она работала, где кабинет директора был.
Такой вот поворот!
А впереди нас ждал маяк Слепиковского.
Маяк на мысе Слепиковского был построен японцами в 1934 году,
когда южная часть Сахалина была префектурой Карафуто, входившей в
состав Японской империи. Высота маяка 27 метров.
Маяк представляет собой круглую башню, которая, как и в
большинстве сахалинских маяков японской постройки, соединена
коридорами со вспомогательными и жилыми помещениями. На маяке
применялась система сбора дождевой воды для пищевых и технических
нужд: на крышах помещений маячного комплекса были устроены
водосточные канавки, по которым вода, проходя через фильтры,
собиралась в подземные бетонные емкости.
Пока Тимофе